Областное министерство спорта рассказало о суммах субсидий, предоставленных профессиональным спортивным клубам Приангарья в 2020 году. Футбольный «Зенит», баскетбольный «Иркут» и волейбольная «Ангара» «на троих сообразили» около 60 миллионов рублей. Много это или мало? Давайте разбираться.
Колонка была впервые опубликована в субъективном разборе событий недели, который вышел на «ИрСити» 7 марта.
Самую большую сумму из бюджета Иркутской области получил «Зенит» — 25,24 миллиона рублей; «Иркуту» досталось поменьше — 23,86 миллиона; предоставленная «Ангаре» субсидия составила 8,67 миллиона. Этими деньгами клубам компенсировали выплату заработной платы, транспортные расходы, покупку билетов на выездные соревнования, затраты на проведение домашних игр и прочие расходы, связанные с текущей деятельностью. Две других профессиональных команды Приангарья — иркутская «Байкал-Энергия» (хоккей с мячом) и ангарский «Ермак» (хоккей с шайбой) остались за бортом, для них субсидии не предусмотрены.
Все три команды в нынешнем сезоне звёзд с неба не хватают, при этом «Зенит» за полгода показал лучшие результаты за всё время своего существования — большую часть первого этапа чемпионата России он находился в верхней половине по-настоящему конкурентной группы первенства ПФЛ и вышел в элитный групповой раунд Кубка России (аналогичен стадии 1/16 финала). В Иркутск впервые за 5 лет приехала команда Российской премьер-лиги — ФК «Химки», и «зенитовцы» смотрелись достойно, хоть и проиграли.
«Иркут» в нынешнем сезоне смог порадовать своих болельщиков всего двумя домашними победами в 23 играх Суперлиги-1. Команда вернулась на подэлитный уровень после года выступлений в Суперлиге-2, но навязать конкурентную борьбу соперникам не смогла. В середине января из «Иркута» ушёл главный тренер Вадим Филатов, его обязанности до конца чемпионата исполняет помощник Александр Лукин.
Для волейбольной «Ангары», играющей в женской Высшей лиге «Б», сезон 2020-2021 годов мог и вовсе не начаться. Команда осталась без титульного спонсора, из-за отсутствия денег её покинули все ведущие игроки и главный тренер Луиза Арифова, с именем которой связаны удачные выступления в нескольких предыдущих сезонах. Теперь костяк команды составляют местные молодые волейболистки, как результат — последнее, пятое место в подгруппе «Сибирь» и всего две победы в 24 матчах.
Дороже всех региональному бюджету в нынешнем спортивном сезоне обходятся победы «Иркута» — почти в 12 миллионов рублей. Одна победа «Зенита» в этом году «стоит» чуть больше 5 миллионов, «Ангары» — 4 миллиона. При этом возможность немного улучшить свои показатели есть только у баскетболистов, которым до конца сезона осталось сыграть ещё три матча. У волейболисток чемпионат уже завершился, а у футболистов — может не возобновиться.
Мало для кого является секретом тот факт, что профессиональный, особенно командный, спорт — это не очень прибыльное, но очень затратное в денежном плане занятие. На всё Приангарье есть только один клуб, который можно назвать частным — это «Байкал-Энергия», находящаяся на попечении En+ Group. Все остальные — «Зенит», «Иркут», «Ангара» — без государственной помощи умрут в момент (то же касается и «Ермака», только там речь идёт об участии муниципалитета).
Иркутская область в этом плане не оригинальна. У наших ближайших соседей затраты на содержание профессиональных команд также заложены в региональные бюджеты. Например, в Красноярском крае на поддержку спортивных учреждений и организаций в 2020 году потратили 3,2 миллиарда рублей, и около половины всех средств уходило на финансирование клубов - футбольного «Енисея», шайбового «Сокола», команды по хоккею с мячом «Енисей», регбийного «Енисея-СТМ», волейбольного и баскетбольного «Енисеев». В 2021 году в краевом бюджете предусмотрено увеличение финансирования спорта до почти 4 миллиардов.
Бюджеты Красноярского края и Иркутской области значительно отличаются как в части доходов (269,76 миллиарда у Красноярска против 190,6 миллиарда у Иркутска), так и в части расходов (286,9 миллиарда против 204,6 миллиарда), но всё равно удивляет способность соседей находить огромные, просто какие-то космические суммы на профессиональный спорт, чтобы он находился во вменяемом состоянии.
Регбийный «Енисей-СТМ» — один из флагманов российского регби, клуб по хоккею с мячом — один из лучших в стране и прямо сейчас борется за победу в плей-офф чемпионата России (а вот «Байкал-Энергия» уже всё).
Баскетбольный «Енисей» уже много лет играет в Единой лиге ВТБ — элитном баскетбольном дивизионе России (кстати, играет на паркете, который несколько лет назад был выкуплен в Ангарске и теоретически мог бы быть уложен в ледовом дворце «Ермак» для какой-нибудь баскетбольной команды, если бы она там была). Волейбольный «Енисей» — крепкий середняк главного дивизиона, который позволяет себе приобретать игроков-легионеров и тренеров из-за рубежа.
А у нас есть «Зенит», который вот-вот окочурится, никому ненужная «Ангара» и «Иркут», который бы тоже благополучно загнулся, если бы не усилия бизнесмена Павла Шадрина, который каким-то чудом выискивает деньги для клуба. Может быть, и вправду стоит бросить весь профспорт, к чему призывают комментаторы в соцсетях под почти каждой новостью о проблемах «Зенита»? Такой финансовой наполненности спорта, как в Красноярске, нам, скорее всего, не видать ближайшие лет дцать, а нынешнее состояние не вызывает ничего, кроме страданий у болельщиков и, наверное, самих спортсменов.
Но, как по мне, профессиональный спорт должен оставаться. Это пример для пацанов и девчонок, которые хотят чего-нибудь добиться на этом поприще. Мне рассказывали, как после игры «Байкала» и ЦСКА на Кубок России по футболу в 2015-м десятки мальчишек в иркутских школах вдруг захотели стать вратарями. Их поразила игра нашего кипера Михаила Бородько, который взял всё, что можно (и даже чуточку больше).
В конце концов, спорт — это витрина региона. Команды представляют нашу область. Поэтому в интересах властей сделать так, чтобы наши спортсмены не выживали, а жили. Ну или хотя бы пытались это делать.