Иркутский аэропорт ищет подрядчика, который построит новый терминал «под прилет» стоимостью более полумиллиарда рублей. Работы нужно выполнить до 30 сентября 2024 года. Посмотрела эскиз и вдруг поняла, что в аэропорту почему-то решили построить металлическую теплицу для пассажиров. Но давайте обо всём по порядку.
Я очень давно пишу про иркутский аэропорт и планы наших региональных властей по его развитию. И довольно быстро перестала закатывать глаза от анонсов, обещаний и поручений, которые хоть и будоражат иркутян, но в основном остаются лишь словами. Более того, я уже даже смирилась с тем, что новый аэропорт — это святой Грааль, который хочет заполучить каждый новый руководитель региона, но у него всё никак не получается. Так что милый маленький Иркутск, даже приблизившись к чему-то необыкновенному и прогрессивному, всё равно остается милым и маленьким. И далеким от столичности (хотя пробки вполне себе на уровне).
Нет, я не пессимист. Просто реальность в Иркутске настолько суровая, что, наверно, в ней нет места для мечты, а главное — для ее реализации.
Например, вот чудная новость о скором строительстве нового терминала «под прилет» на территории иркутского аэропорта. Об этом впервые публично рассказали летом 2022 года. Тогда обсуждалось два варианта, какое здание строить: временное или капитальное. Причем стоимость времянки тогда оценивалась в сумму более чем миллиард рублей, а капстроения — вдвое больше.
Но сегодня известно о том, что на создание пристроя выделяется чуть больше 585 миллионов рублей. Визуально-планировочные решения можно найти в документации на сайте госзакупок.
Терминал представляет собой «некапитальное, сборно-разборное, быстровозводимое сооружение полной заводской готовности». Его сделают из легких цельнотянутых анодированных алюминиевых профилей и стальных оцинкованных элементов.
Эскизный проект подготовила московская фирма «Родер» — российское подразделение группы компаний Roder, основанной в 1959 году в Германии. «Родер» специализируется на поставках быстровозводимых каркасно-тентовых конструкций, поэтому странно было ожидать, что ее специалисты предложат какое-то иное конструктивное решение.
— Предложения по композиционным решениям фасадов выполнены с учетом корпоративных цветов заказчика и рядом стоящего здания аэропорта Иркутск и предполагают метафору на цвета Байкала как символа Иркутской области, — говорится в эскизном проекте.
Посмотрев на рендеры, вы почувствовали, как вас с ног до головы обдало сырой прохладой, закутало в травянистый воздух, накрыло байкальским небом-куполом? Нет? Тогда у меня для вас плохие новости — у вас проблемы с фантазией. И у меня тоже. Остается только тихо завидовать фантазии разработчиков и тех, кто согласовывал проект (и его описание). У них с этим всё в порядке.
В июле помощник президента Игорь Левитин говорил, что важно обеспечить комфортные условия для 3 миллионов пассажиров в действующем аэропорту. А региональные власти отчитывались, что в скором времени здесь появится новый терминал.
— Это первоочередная задача, думаю, в течение года мы ее реализуем. Проект мы сегодня показали, рабочая группа его одобрила, — заявлял губернатор Игорь Кобзев.
То есть всем всё понравилось.
Но у меня несколько замечаний, которые хочется адресовать «серому дому».
Первый. Экономия — это хорошо, но почему при проработках самого аэропорта даже некапитальное быстровозводимое здание в один этаж оценивалось в миллиард рублей? По законам жанра, за год цены должны были вырасти. Видимо, нашли еще более экономичную конструкцию для временного пассажирского терминала.
Второй. Терминал — это слишком громкое слово для то ли теплицы, то ли ангара, который планируют построить в аэропорту Иркутска. Давайте называть вещи своими именами?
Третий. Я, конечно, понимаю, что существующий терминал внутренних авиалиний уже всех не вмещает, но как вы собираетесь объяснять туристам из Новосибирска или Москвы, почему им нужно тащиться за багажом в теплицу из металлопрофиля? Отдельно будет интересно посмотреть на реакцию, например, главы Росавиации Александра Нерадько или того же самого Игоря Левитина, когда они прилетят в Иркутск.
Четвертый. А вы видели, что происходит в Бурятии? Видели, что там по-настоящему строят по-настоящему новый терминал и планируют его открыть в 2024 году? Видели, как дразнится гендиректор аэропорта Дмитрий Гармаев, публикуя в своих соцсетях видео со стройплощадки?
А я вам покажу.
Конечно, можно много говорить о том, что улан-удэнский аэропорт находится в отдалении от центра города, что владеет им крупный частный холдинг, что с землей там, наверняка, всё проще и есть куда строиться.
Но это не повод загонять пассажиров иркутского аэропорта в металлический ангар. Иркутск слишком прекрасен для этого.
У нас в городе достаточно талантливых людей, способных, не оглядываясь на конкурентов, спроектировать, а потом построить шикарные пространства, где туристы смогут увидеть и почувствовать особенности города, его удивительную архитектуру и обычаи, его привязанность и любовь к Байкалу. Или, если уж выбирали москвичей «по чесноку», могли бы привлечь для оформления местных мастеров-художников.
Что почувствуют туристы, загнанные в металлическую коробку? Что они поймут про Иркутск? То, что весь город такой же и надо поскорее из него валить. И это в то время, когда из всех утюгов рассказывают о наработках, как задержать туриста. Думаю, куда интереснее провести пару-тройку дней в городе, где даже в аэропорту чувствуешь себя круто.
Например, в Красноярске, от упоминаний о котором, мне кажется, весь Иркутск уже потряхивает.
Или в Новосибирске.
Или вот в Кемерово.
Это, конечно, всё примеры гигантских строек, которые возможны в других сибирских городах, но почему-то не в Иркутске. Но оцените размах и красоту!
Ладно. Просто эмоции. Потому что обсуждаем эскиз. И он может быть очень далек от того, что на самом деле будет построено. Но пятый вопрос я не могу не задать. А новый аэропорт будет? Хочется, чтобы эти полмиллиарда рублей были потрачены не просто так. А для того, чтобы «сидеть на чемоданах» в ожидании нового красивого авиаузла было комфортнее и просторнее. Обидно, если Иркутск останется с очередной не самой красивой и не самой дорогой металлической коробкой.
Писала всё это и вдруг поймала себя на мысли, что в чём-то разработчики эскиза правы. Предложенный ими терминал-ангар — действительно метафора. Но не на цвета Байкала. Потому что у Байкала не два цвета — серый и синий, а куда больше. Не на аэропорт. Потому что и так ясно, что ему тесно и в существующих площадях просто некуда развиваться. Не на комфорт. Потому что с комфортом у нас очень сложные отношения (вспомните, с каким трудом в городе благоустраивают скверы и ремонтируют дороги). И даже не на гостеприимство. Потому что люди в Иркутске вообще-то прекрасные — с ними как будто даже самое страшное можно пережить.
Нет, это метафора вообще на нашу очень короткую жизнь, в которой всё — даже самое основательное — непостоянное, временное. Пролетят годы, и ветер снесет настроенное человеком, сдует его самого, и не останется ничего.
Но если так. Тогда эта металлическая теплица — произведение современного искусства, а мы — полные дубы и ничего в этом самом искусстве не понимаем.
P. S. Помните красивый булыжник, который торжественно закладывали где-то на аэродроме в 2018 году? Это тоже была метафора. Про лежачий камень или про что-то другое, я уже не помню.
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.
А вам нравится эскиз будущего терминала «под прилет»?