СЕЙЧАС -36°С
Все новости
Все новости

Для любования, а не для людей. Что не так с новыми остановками в Иркутске? Мнение главреда «ИрСити»

Поговорим об остановке с бревном, австралийском павильоне на Захарова и дизайнерской остановке на Партизанской

Та самая остановка с бревном, которая спровоцировала эту колонку

Поделиться

В последние полгода в Иркутске появились как минимум три заметные остановки — две на улице Партизанской и одна на Захарова. При этом у них у всех один недостаток: они созданы для любования, а не для людей. Давайте посмотрим на каждую и разберем, что с ними не так.

О каких остановках идет речь?

Первая — остановка «6-я Советская» на улице Партизанской. Это ее вид в середине ноября.

Кажется, даже дворники не поняли, что это, — вместо того чтобы расчистить «лавочку», подметают снег к ней

Кажется, даже дворники не поняли, что это, — вместо того чтобы расчистить «лавочку», подметают снег к ней

Поделиться

В мэрии сообщали, что ее подарил городу тайный предприниматель (его имя не говорят), а окончательно она будет готова к концу месяца. «Стройка века», — комментировали читатели в телеграм-канале «ИрСити». По фотографии видно, что бревно еще толком не закреплено, оно лежит на трубах и его подпирают два то ли камня, то куска плитки, у «павильона» нет крыши.

Остановка стала не остановкой, а скорее «арт-объектом»: такие фотографии иркутяне загружают в 2ГИС

Остановка стала не остановкой, а скорее «арт-объектом»: такие фотографии иркутяне загружают в 2ГИС

Поделиться

Вторая — остановка «Заводская» на Партизанской в районе «Мира мебели» и ТЦ «Эталон». Судя по стилю, ее поставил собственник «Мира мебели» после ремонта здания, который делал летом.

Так остановка выглядела в 2020 году

Так остановка выглядела в 2020 году

Поделиться

Вот так остановка выглядит сейчас

Вот так остановка выглядит сейчас

Поделиться

Третья — остановка на Захарова. Она появилась после ремонта улицы по федеральному проекту «Безопасные и качественные дороги».

Остановка на улице Захарова до степени смешения напоминающая дизайн павильона, разработанного 7 лет назад австралийским архитектурным бюро

Остановка на улице Захарова до степени смешения напоминающая дизайн павильона, разработанного 7 лет назад австралийским архитектурным бюро

Поделиться

Дизайн этого павильона почти точь-в-точь скопирован с остановок, разработанных архитектурным бюро Majstorovic Architecture для муниципалитета Нуса на восточном побережье Австралии. За него бюро в 2016 году получило премию Австралийского архитектурного института. В описании павильона подчеркивалось, что он выполнен в соответствии с дизайн-кодом Нусы.

Как в Иркутске появилась копия австралийской остановки, на момент публикации материла в пресс-службе мэрии не сообщили.

Что же с ними не так?

Когда наш читатель прислал фотографии остановки с бревном, мы решили не полагаться на собственное совсем не экспертное мнение, а попросили оценить новшество российского урбаниста и специалиста по транспорту Аркадия Гершмана, урбаниста, блогера, специалиста по организации дорожного движения Алексея Радченко и иркутского исследователя городской среды Федора Т. Они дали разные оценки самому бревну, но сошлись в одном: чтобы остановка была остановкой, она должна быть функциональной.

Радченко отмечает, что у остановки должен быть определенный набор удобств: плоская лавка, полноценный навес, который защищает от дождя, место для размещения информации о маршрутах и расписании и хорошее освещение.

Федор Т. назвал бревно китчем и добавил, что оно станет настоящей остановкой после полной переделки: если вместо бревна появится лавка, а также навес от осадков, защита от ветра и осадков со спины и боков, название остановки, расписание транспорта и карта маршрутной сети.

Аналогичной мнение у Аркадия Гершмана, который обратил внимание в целом на организацию дорожного движения в Иркутске (в частности, на то, что пассажиры выходят из трамвая под колеса автомобилям), отсутствие тех же удобств, о которых говорили и Радченко, и Федор Т., в том числе навигации и расписания маршрутов.

Поскольку первую остановку уже разобрали эксперты, давайте посмотрим на оставшиеся две по тем же критериям. Обе они не защищают пассажиров от ветра — у них нет как минимум по одной стенке, а на Захарова — щели между досками, скамейка на «Заводской» без спинки, но сесть с двух сторон нельзя — вместо спинки есть небольшой «порожек», рядом нет урн. Ни на одной остановке нет названия, расписания, схемы маршрутов.

Продуваемость остановки на Захарова видно на ноябрьской фотографии администрации Иркутска

Продуваемость остановки на Захарова видно на ноябрьской фотографии администрации Иркутска

Поделиться

Самое ироничное в этой ситуации — в словах Аркадия Гершмана.

— Если резюмировать, то предприниматель (поставивший остановку с бревном, но можно распространить и на других бизнесменов, делающих объекты для городской среды. — Прим. ред.) в целом молодец, но город со своей задачей создания безопасного комфортного транспорта, конечно, опростофилился, видно, что в Иркутске в принципе этим не занимаются. Хотя если предположить, как это могло быть, то, по идее, город может разработать дизайн-проект или дизайн-код, который бы распространялся на городскую среду, в том числе и на остановки, — подчеркнул Гершман.

Дело в том, что дизайн-код в Иркутске разработали в прошлом году. Технически — для исторического центра, но часть, касающаяся остановок, универсальна, и там есть даже примеры подходящих для сибирских условий павильонов!

«Установка продуваемых ветром металлических сеток и иных несплошных панелей в виде стенок остановочного навеса исключается, — говорится в этом документе. — Павильон должен иметь три стенки, защищающие пассажиров от ветра и осадков».

Общее описание остановочного павильона в дизайн-коде очень простое!

Общее описание остановочного павильона в дизайн-коде очень простое!

Поделиться

Примеры павильонов из дизайн-кода занимают несколько страниц, это одна из них. Ни на одной странице нет остановок без боковых стенок, задней стенки, крыши или с щелями между досками

Примеры павильонов из дизайн-кода занимают несколько страниц, это одна из них. Ни на одной странице нет остановок без боковых стенок, задней стенки, крыши или с щелями между досками

Поделиться

В дизайн-коде нет сложных терминов, конструкций, пунктов и подпунктов. Это простой документ. С ним может разобраться любой человек, желающий причинить добро городской среде в Иркутске. На разработку этого документа потратили деньги (бюджетные) и время людей (умных), которые собрали в одном месте общие рекомендации по внешнему виду города, в том числе остановок.

Используют ли дизайн-код Иркутска? Дают ли чиновники мэрии его в руки тем, кто хочет облагородить окружающую его бизнес среду? Очевидно, нет. Этот документ, видимо, нужен был не для того, чтобы его применяли на практике, а для того, чтобы был и лежал на полке, был строчкой в отчете за использование гранта Ростуризма, из которого на него и были потрачены деньги. Доказательств обратного на улицах Иркутска пока не заметно — ни в оформлении витрин, вывесок и навигации, ни в благоустройстве городской среды.

Поэтому главный ответ на вопрос, что не так с иркутскими остановками, — именно в этом. В том, что в Иркутске всё есть для того, чтобы город был приятным и удобным: и ответственный бизнес, и правильные документы, но нет людей, чиновников, которые бы совместили их в одном месте. До тех пор пока это не произойдет, у нас будут продуваемые со всех сторон остановки с бревнами, неудобными скамейками, с дырявыми стенками из профлиста или просто для красоты.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Другие статьи автора

Станьте автором колонки.

Почитайте рекомендации и напишите нам!

  • ЛАЙК7
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ2
  • ПЕЧАЛЬ1
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter