Р!
27 СЕНТЯБРЯ 2021
26 сентября 2021
25 сентября 2021
24 сентября 2021

Гордый, но непонятный

Около четырёх десятков человек плавились под светом софитов вечером 28 мая в небольшом помещении галереи Revoлюция. Здесь был и губернатор Иркутской области Сергей Левченко. Он изо всех сил пытался отвечать на вопросы, которые ему задавали, но ответы эти были такими размытыми, что хотелось постоянно переспрашивать и уточнять.

О «Ростехе» и аэропорте

Главной сенсацией последних дней стало заявление Левченко на Санкт-Петербургском экономическом форуме о выборе госкорпорации «Ростех» стратегическим партнёром в развитии аэропорта Иркутска.

С «Ростехом» у области давно сложились связи. Ещё в 2015 году бывший губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко называл корпорацию одним из инвесторов развития аэропорта. Но с приходом Сергея Левченко эта компания перестало упоминаться, чаще всего глава региона говорил о «Новапорте» Романа Троценко. За нераскрываемые подробности этих отношений ФАС дважды грозила региону пальцем, а другие желающие получить в управление иркутский аэропорт — «БазЭл» и «Ренова» — начинали потихоньку истерить.

Поэтому, конечно, удивлённые журналисты (прежде всего) хотели как следует расспросить губернатора о сделке и понять, откуда выросли ноги. Но многие вопросы остались висеть в воздухе. Зато в памяти отпечаталась ироничная усмешка Левченко, которой он одаривал каждого спрашивающего об аэропорте.

Не спрашивать было нельзя — в каждом ответе какие-то факты упускались, какие-то максимально размывались. Поэтому понимание ситуации в итоге напоминает скорее мозаику с потерянными частями, чем законченное монументальное полотно.

Из того, что удалось выяснить. У проекта по строительству нового терминала в аэропорту Иркутска будет два инвестора – это АО «Международный аэропорт Иркутск», через которое правительство региона будет участвовать в работе, и структура «Ростеха» — «Рампорт», управляющий подмосковным аэропортом Жуковский, где, кстати, проходят лётные испытания самолёта МС-21.

Они создадут совместное предприятие, название которого пока не разглашается. Стоимость строительства составляет более 7 миллиардов рублей, работы должны быть завершены в течение 2 лет.

«Я, честно говоря, удивлён, что это сенсация, потому что о том, что мы будем строить новый терминал, я говорил 2 года, о том, что мы это будем делать вместе с «Ростехом», я тоже говорю уже почти 2 года, о том, что мы будем создавать совместное предприятие с нашим международным аэропортом, я тоже говорил достаточно давно, несколько месяцев назад», — заметил губернатор, чем поверг присутствующих в полнейшее замешательство.

А куда дели «Новапорт»? Роман Троценко, который в декабре 2017 года заявил, что купит-таки иркутский авиаузел, отказался от своих интересов?

Из слов губернатора ясно, что «Новапорт» поучаствует в проекте «как специалист в эксплуатации». «Рампорт» – структура Ростеха, которую мы подобрали, — управляет аэропортом в Жуковском. Большого такого опыта у них нет, поэтому будем совместно учиться», — пояснил Левченко.

Кроме того, холдинг Троценко оплатил работу шести проектных институтов, проработал вопрос выбора площадки, а также вложился в реконструкцию мемориала репрессированным в Пивоварихе. В интервью ИА «Интерфакс-Сибирь» Левченко, конечно, подробнее рассказал, где конкретно разместится терминал — в начале взлётно-посадочной полосы.

О бюджетных подарках и помощи Дерипаске

Припомнили губернатору и длящийся по нескольку месяцев за год профицит бюджета области. Сергей Левченко лишь снова усмехнулся и сказал, что денег на решение всех проблем всё равно не хватает: «Даже несмотря на то, что мы за последние 2,5 года в 1,5 раза увеличили доходную часть бюджета, на самом деле реальный дефицит по всем программам, наверно, можно было бы восполнить только тогда, когда мы бы в 2 раза увеличили [доходы бюджета]. Примерно оцениваю, если бы мы достигли не 150 миллиардов доходной части, а 300. Это накопленные проблемы, накопленные долги, 2-3 миллиарда ровным счётом ничего здесь не значат с точки зрения решения крупным проблем».

И глава региона пустился в воспоминания о том, как ему удавалось находить деньги тогда, когда, казалось бы, это было невозможно. Самое яркое — в начале этих воспоминаний: «Вот когда я пришёл в конце 2015 года, у нас дыра в бюджете была в 5 миллиардов рублей, и многие говорили, что вот новый губернатор пришёл, у него связей нет на федеральном уровне, ничего-то ему не дадут. Дали не 5, а 7».

Ещё из «подарков» от Москвы — изъятие 1% налога на прибыль в федеральный бюджет, от чего бюджет потерял 7 миллиардов рублей, и решение Конституционного суда РФ по северным надбавкам, это ещё минус 7 миллиардов рублей.

А теперь о страхах. 28 мая газета «Коммерсант» опубликовала список льгот, которые запросила компания En+. Из-за них могут подняться тарифы на электроэнергию в Иркутской области. Губернатор об этом говорил развёрнуто, но всё равно непонятно, будет ли регион сопротивляться повышению цен или нет: «Вопросы тарифов решает региональная энергетическая комиссия и федеральная. Мы будем обсуждать эти предложения, думаю, что они также для нас не подходят».

Первые итоги региональные власти подведут вместе с Олегом Дерипаской 6 июня, окончательно сложившееся положение обсудят в конце сентября. Пока, по словам Левченко, рисков для областного бюджета нет – предприятия попавшего в немилость американцев бизнесмена подают в налоговую службу сведения о том, что поступления в регион не снизятся. О сокращениях на заводах «Русала» было сказано вскользь, полунамёками, общий смысл которых свёлся к постулату: мы можем помочь работникам и их семьям. Но в чём будет заключаться эта помощь, осталось за пределами понимания слушателей.

О Соколе и втором сроке

А вот ещё про две сенсации уходящей весны. Первая — неожиданное появление в иркутском политическом фоне бывшего вице-губернатора, советника гендиректора «Ростеха» Сергея Сокола.

По мнению Левченко, что у Сокола есть «определённые шансы» быть председателем заксобрания или вице-спикером, но это решать новым депутатам.

«Я замечаю такую тенденцию, когда в какой-то организации, в каком-то регионе, населённом пункте дела идут плохо, желающих руководить почему-то немного, нет желания вытягивать на своих плечах. А вот сейчас я вижу, что кандидатов очень много. Это говорит о том, что считают, что у нас положение хорошее и все могут справиться», — сказал губернатор философски, но вновь, к сожалению, не по существу.

На вопрос возглавит ли он список КПРФ на выборах в заксобрание, губернатор ответил уклончиво, заметив, что партия определит кандидатов 16 июня.

Желание спросить «Что-что?» появилось и тогда, когда губернатор заговорил о своём желании баллотироваться на второй срок. Это вторая сенсация. О планах переизбираться в 2020 году он заявил ИА «Альтаир» в конце апреля. «Я, конечно, не говорил впрямую, что буду баллотироваться в 2020 году. Я понимаю, откуда это пошло, это пошло от моего послания законодательному собранию, где я сказал, что те планы, которые я озвучиваю, не на год, не на два, а на ближайшие 5-7 лет, но поняли так, что я собрался баллотироваться», – заскромничал было губернатор.

Но тут же перестал, объяснив мотивы своего поступка заботой о людях, которые работают рядом с ним.

О правительстве и достижениях

Этот блок, наверно, будет самым неконкретным из всего того, что происходило тем вечером. И, конечно, самым патетичным.

Во-первых, это обновление структуры правительства Иркутской области. Губернатор планирует объединитьминистерство строительства и дорожного хозяйства и министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства в одно, название которого будет соответствовать федеральному ведомству — министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Распоряжении о его создании уже подписано, но когда это произойдёт — секрет. Левченко также отказался говорить, кто займёт должность министра, заметив, что «скептиков не будет оставлять».

Во-вторых, это поведение министра здравоохранения Иркутской области Олега Ярошенко. Нет-нет, дело не в его странном отказе от интервью и развязанной войнушке с журналистами. Накануне встречи с Левченко портал «Бабр» разместил информацию, что 25 мая на селекторном совещании с главврачами министр якобы заявил, что ничего не боится, так как «скоро губернатором станет Сергей Сокол, а он с ним уже договорился». Интересно, что официальный аккаунт минздрава в Facebook говорит, что совещание состоялось 28 мая, но не суть.

Губернатор был удивлён, когда услышал об этом случае. И не только он один. Слушатели потихоньку зашелестели от возмущения.

«Вы знаете, я не слышал такого утверждения министра здравоохранения. Не только я новости, но и вы для мня новости излагаете, я думаю, что вряд ли это соответствует действительности», — нашёл слова губернатор, вступившись за Ярошенко.

Под конец, когда все неудобные вопросы прекратились (может, их было бы и больше, но времени было мало), Сергей Левченко расслабился и дал волю своему красноречию. Он не смог назвать своё главное достижение и самую крупную неудачу. Но несколько хороших вещей записал на свой счёт.

Например, слова о вкладе губернатора в национализацию лесной отрасли. Каждый звук в ней — бриллиант.

«Мои решения здесь, на уровне Иркутской области, приводят к реальному соперничеству между государством и частными компаниями. Три года назад все государственные лесхозы примерно добывали 100 тысяч кубометров леса в год, в этом году – добудем миллион. Какая разница?».

Или чистота выборов президента. «Моя главная задача как высшего должностного лица, — с удовольствие говорил Сергей Левченко, — чтобы здесь у нас было максимально законно, я считаю, что я эту задачу выполнил процентов на 99. Это признано и федеральной избирательной комиссией, о том, что в Иркутской области были практически самые законодательные и чистые выборы в Российской Федерации».

«Можно ли вас назвать самым свободным губернатором России?» – спросили Сергея Левченко в финале встречи. И он не стал скромничать и углубляться во взаимоотношения с Москвой и «Ростехом», ответив: «Да. Я завоевал это право своей работой и своими результатами».

НазадВперёд
3 отзыва
После нажатия на кнопку «Добавить», на E-mail или по SMS будет выслан код подтверждения. Или авторизуйтесь обычным образом или через соцсети (кликнув на иконку соцсети над формой)(кликнув на иконку соцсети слева).
Для публикации комментария требуется авторизация на портале или подтверждение указанного e-mail. Введите код, отправленный вам на e-mail

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

НазадДобавить
  • Отзывы
  • Правила
Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Действительно, не понятно почему такое пристальное внимание к новому терминалу со стороны журналистов. А так отвечал на вопросы не очень подробно, иногда чувствуется какая-то недосказанность.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Верить губернаторам вообще, а в частности Левченко не могу. Потому что сейчас в нашей стране вряд ли честного человека допустят до руководителя такого уровня. Во власть в последнее время стремятся те люди, у которых есть жажда наживы. Думать о народе, о сохранении и приумножении богатства страны, края, области разучились. Это моё мнение.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Новый губернатор - новые приоритеты. Ясно, что у Левченко свои наработанные связи и свои предпочтения с кем работать. Поэтому и внезапная смена курса с аэропортом. А когда построят, тогда уже услышим об этом в достижениях.