НОВОСТИ
19 СЕНТЯБРЯ
18 сентября
17 сентября

Гордый, но непонятный

Фото: Кирилл Фалеев

Около четырёх десятков человек плавились под светом софитов вечером 28 мая в небольшом помещении галереи Revoлюция. Здесь был и губернатор Иркутской области Сергей Левченко. Он изо всех сил пытался отвечать на вопросы, которые ему задавали, но ответы эти были такими размытыми, что хотелось постоянно переспрашивать и уточнять.

О «Ростехе» и аэропорте

Главной сенсацией последних дней стало заявление Левченко на Санкт-Петербургском экономическом форуме о выборе госкорпорации «Ростех» стратегическим партнёром в развитии аэропорта Иркутска.

С «Ростехом» у области давно сложились связи. Ещё в 2015 году бывший губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко называл корпорацию одним из инвесторов развития аэропорта. Но с приходом Сергея Левченко эта компания перестало упоминаться, чаще всего глава региона говорил о «Новапорте» Романа Троценко. За нераскрываемые подробности этих отношений ФАС дважды грозила региону пальцем, а другие желающие получить в управление иркутский аэропорт — «БазЭл» и «Ренова» — начинали потихоньку истерить.

Поэтому, конечно, удивлённые журналисты (прежде всего) хотели как следует расспросить губернатора о сделке и понять, откуда выросли ноги. Но многие вопросы остались висеть в воздухе. Зато в памяти отпечаталась ироничная усмешка Левченко, которой он одаривал каждого спрашивающего об аэропорте.

Не спрашивать было нельзя — в каждом ответе какие-то факты упускались, какие-то максимально размывались. Поэтому понимание ситуации в итоге напоминает скорее мозаику с потерянными частями, чем законченное монументальное полотно.

Фото: Кирилл Фалеев

Из того, что удалось выяснить. У проекта по строительству нового терминала в аэропорту Иркутска будет два инвестора – это АО «Международный аэропорт Иркутск», через которое правительство региона будет участвовать в работе, и структура «Ростеха» — «Рампорт», управляющий подмосковным аэропортом Жуковский, где, кстати, проходят лётные испытания самолёта МС-21.

Они создадут совместное предприятие, название которого пока не разглашается. Стоимость строительства составляет более 7 миллиардов рублей, работы должны быть завершены в течение 2 лет.

«Я, честно говоря, удивлён, что это сенсация, потому что о том, что мы будем строить новый терминал, я говорил 2 года, о том, что мы это будем делать вместе с «Ростехом», я тоже говорю уже почти 2 года, о том, что мы будем создавать совместное предприятие с нашим международным аэропортом, я тоже говорил достаточно давно, несколько месяцев назад», — заметил губернатор, чем поверг присутствующих в полнейшее замешательство.

А куда дели «Новапорт»? Роман Троценко, который в декабре 2017 года заявил, что купит-таки иркутский авиаузел, отказался от своих интересов?

Фото: Кирилл Фалеев

Из слов губернатора ясно, что «Новапорт» поучаствует в проекте «как специалист в эксплуатации». «Рампорт» – структура Ростеха, которую мы подобрали, — управляет аэропортом в Жуковском. Большого такого опыта у них нет, поэтому будем совместно учиться», — пояснил Левченко.

Кроме того, холдинг Троценко оплатил работу шести проектных институтов, проработал вопрос выбора площадки, а также вложился в реконструкцию мемориала репрессированным в Пивоварихе. В интервью ИА «Интерфакс-Сибирь» Левченко, конечно, подробнее рассказал, где конкретно разместится терминал — в начале взлётно-посадочной полосы.

О бюджетных подарках и помощи Дерипаске

Припомнили губернатору и длящийся по нескольку месяцев за год профицит бюджета области. Сергей Левченко лишь снова усмехнулся и сказал, что денег на решение всех проблем всё равно не хватает: «Даже несмотря на то, что мы за последние 2,5 года в 1,5 раза увеличили доходную часть бюджета, на самом деле реальный дефицит по всем программам, наверно, можно было бы восполнить только тогда, когда мы бы в 2 раза увеличили [доходы бюджета]. Примерно оцениваю, если бы мы достигли не 150 миллиардов доходной части, а 300. Это накопленные проблемы, накопленные долги, 2-3 миллиарда ровным счётом ничего здесь не значат с точки зрения решения крупным проблем».

И глава региона пустился в воспоминания о том, как ему удавалось находить деньги тогда, когда, казалось бы, это было невозможно. Самое яркое — в начале этих воспоминаний: «Вот когда я пришёл в конце 2015 года, у нас дыра в бюджете была в 5 миллиардов рублей, и многие говорили, что вот новый губернатор пришёл, у него связей нет на федеральном уровне, ничего-то ему не дадут. Дали не 5, а 7».

Фото: Кирилл Фалеев

Ещё из «подарков» от Москвы — изъятие 1% налога на прибыль в федеральный бюджет, от чего бюджет потерял 7 миллиардов рублей, и решение Конституционного суда РФ по северным надбавкам, это ещё минус 7 миллиардов рублей.

А теперь о страхах. 28 мая газета «Коммерсант» опубликовала список льгот, которые запросила компания En+. Из-за них могут подняться тарифы на электроэнергию в Иркутской области. Губернатор об этом говорил развёрнуто, но всё равно непонятно, будет ли регион сопротивляться повышению цен или нет: «Вопросы тарифов решает региональная энергетическая комиссия и федеральная. Мы будем обсуждать эти предложения, думаю, что они также для нас не подходят».

Фото: Кирилл Фалеев

Первые итоги региональные власти подведут вместе с Олегом Дерипаской 6 июня, окончательно сложившееся положение обсудят в конце сентября. Пока, по словам Левченко, рисков для областного бюджета нет – предприятия попавшего в немилость американцев бизнесмена подают в налоговую службу сведения о том, что поступления в регион не снизятся. О сокращениях на заводах «Русала» было сказано вскользь, полунамёками, общий смысл которых свёлся к постулату: мы можем помочь работникам и их семьям. Но в чём будет заключаться эта помощь, осталось за пределами понимания слушателей.

О Соколе и втором сроке

А вот ещё про две сенсации уходящей весны. Первая — неожиданное появление в иркутском политическом фоне бывшего вице-губернатора, советника гендиректора «Ростеха» Сергея Сокола.

По мнению Левченко, что у Сокола есть «определённые шансы» быть председателем заксобрания или вице-спикером, но это решать новым депутатам.

«Я замечаю такую тенденцию, когда в какой-то организации, в каком-то регионе, населённом пункте дела идут плохо, желающих руководить почему-то немного, нет желания вытягивать на своих плечах. А вот сейчас я вижу, что кандидатов очень много. Это говорит о том, что считают, что у нас положение хорошее и все могут справиться», — сказал губернатор философски, но вновь, к сожалению, не по существу.

Фото: Кирилл Фалеев

На вопрос возглавит ли он список КПРФ на выборах в заксобрание, губернатор ответил уклончиво, заметив, что партия определит кандидатов 16 июня.

Желание спросить «Что-что?» появилось и тогда, когда губернатор заговорил о своём желании баллотироваться на второй срок. Это вторая сенсация. О планах переизбираться в 2020 году он заявил ИА «Альтаир» в конце апреля. «Я, конечно, не говорил впрямую, что буду баллотироваться в 2020 году. Я понимаю, откуда это пошло, это пошло от моего послания законодательному собранию, где я сказал, что те планы, которые я озвучиваю, не на год, не на два, а на ближайшие 5-7 лет, но поняли так, что я собрался баллотироваться», – заскромничал было губернатор.

Но тут же перестал, объяснив мотивы своего поступка заботой о людях, которые работают рядом с ним.

Фото: Кирилл Фалеев

О правительстве и достижениях

Этот блок, наверно, будет самым неконкретным из всего того, что происходило тем вечером. И, конечно, самым патетичным.

Во-первых, это обновление структуры правительства Иркутской области. Губернатор планирует объединитьминистерство строительства и дорожного хозяйства и министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства в одно, название которого будет соответствовать федеральному ведомству — министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Распоряжении о его создании уже подписано, но когда это произойдёт — секрет. Левченко также отказался говорить, кто займёт должность министра, заметив, что «скептиков не будет оставлять».

Фото: Кирилл Фалеев

Во-вторых, это поведение министра здравоохранения Иркутской области Олега Ярошенко. Нет-нет, дело не в его странном отказе от интервью и развязанной войнушке с журналистами. Накануне встречи с Левченко портал «Бабр» разместил информацию, что 25 мая на селекторном совещании с главврачами министр якобы заявил, что ничего не боится, так как «скоро губернатором станет Сергей Сокол, а он с ним уже договорился». Интересно, что официальный аккаунт минздрава в Facebook говорит, что совещание состоялось 28 мая, но не суть.

Губернатор был удивлён, когда услышал об этом случае. И не только он один. Слушатели потихоньку зашелестели от возмущения.

«Вы знаете, я не слышал такого утверждения министра здравоохранения. Не только я новости, но и вы для мня новости излагаете, я думаю, что вряд ли это соответствует действительности», — нашёл слова губернатор, вступившись за Ярошенко.

Фото: Кирилл Фалеев

Под конец, когда все неудобные вопросы прекратились (может, их было бы и больше, но времени было мало), Сергей Левченко расслабился и дал волю своему красноречию. Он не смог назвать своё главное достижение и самую крупную неудачу. Но несколько хороших вещей записал на свой счёт.

Например, слова о вкладе губернатора в национализацию лесной отрасли. Каждый звук в ней — бриллиант.

«Мои решения здесь, на уровне Иркутской области, приводят к реальному соперничеству между государством и частными компаниями. Три года назад все государственные лесхозы примерно добывали 100 тысяч кубометров леса в год, в этом году – добудем миллион. Какая разница?».

Фото: Кирилл Фалеев

Или чистота выборов президента. «Моя главная задача как высшего должностного лица, — с удовольствие говорил Сергей Левченко, — чтобы здесь у нас было максимально законно, я считаю, что я эту задачу выполнил процентов на 99. Это признано и федеральной избирательной комиссией, о том, что в Иркутской области были практически самые законодательные и чистые выборы в Российской Федерации».

«Можно ли вас назвать самым свободным губернатором России?» – спросили Сергея Левченко в финале встречи. И он не стал скромничать и углубляться во взаимоотношения с Москвой и «Ростехом», ответив: «Да. Я завоевал это право своей работой и своими результатами».

3 отзыва
Добавить фото

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

Добавить
Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Действительно, не понятно почему такое пристальное внимание к новому терминалу со стороны журналистов. А так отвечал на вопросы не очень подробно, иногда чувствуется какая-то недосказанность.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Верить губернаторам вообще, а в частности Левченко не могу. Потому что сейчас в нашей стране вряд ли честного человека допустят до руководителя такого уровня. Во власть в последнее время стремятся те люди, у которых есть жажда наживы. Думать о народе, о сохранении и приумножении богатства страны, края, области разучились. Это моё мнение.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Новый губернатор - новые приоритеты. Ясно, что у Левченко свои наработанные связи и свои предпочтения с кем работать. Поэтому и внезапная смена курса с аэропортом. А когда построят, тогда уже услышим об этом в достижениях.

Добавить фото

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

Добавить