IRCITY
Погода

Сейчас+4°C

Сейчас в Иркутске

Погода+4°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +1

3 м/c,

с-з.

725мм 65%
Подробнее
USD 92,01
EUR 98,72
Политика Повесть о городских головах

Повесть о городских головах

История с институтом сити-менеджмента в Иркутске, и без того кажущаяся довольно запутанной, может еще больше усложниться в случае принятия поправок в закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Проект изменений 131 федерального закона о местном самоуправлении может поставить под вопрос судьбу института сити-менеджмента в Иркутске.

История с институтом сити-менеджмента в Иркутске, и без того кажущаяся довольно запутанной, может еще больше усложниться в случае принятия поправок в 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Эти изменения предусматривают возможность альтернативы ранее принятой схеме назначения сити-менеджера, которого выбирает группа, на половину состоящая из депутатов городской думы, наполовину — назначаемая губернатором. В случае, если поправки будут приняты, сити-менеджера сможет назначать дума, без участия «людей губернатора», что существенно усиливает ситуацию неопределенности вокруг того, кто и как займет должность иркутского градоначальника.

По щучьему велению

Решение о том, что в Иркутске появится должность назначаемого сити-менеджера с головокружительной быстротой было принято Законодательным собранием 24 декабря при активной поддержке этой идеи со стороны фракции «Единой России» в думе и областном парламенте при полном одобрении Сергея Ерощенко. Из нескольких возможных был выбран вариант, практически ставивший фигуру менеджера под контроль Ерощенко, имевшего возможность определять половину состава комиссии, которая бы выбирала управленца.

Многих удивила позиция, которую, по информации иркутских СМИ, занял Сергей Ерощенко - дело в том, что ранее губернатор высказывался в пользу сохранения в Иркутске прямых выборов мэра. Политолог Сергей Шмидт посчитал, что эта изменчивость может негативно сказаться на возможных губернаторских выборах.

«Я думаю, что произошедшее стало ошибкой губернатора, потому, что эту позицию он никак не объяснил избирателям. Мне кажется, что такие вещи очень опасны даже с точки зрения логики авторитарного режима - у граждан не должно складываться ощущения, что их держат за идиотов - они склонны мстить самым изощренным образом - стоит только вспомнить случай с Сергеем Серебренниковым. И эта история с сити-менеджментом еще может аукнуться».

Шмидт пояснил, что, по его мнению, иркутяне до сих пор не проявили широкого интереса к произошедшим изменениям в том числе и потому, что пока они не связаны с конкретным лицом — не было объявлено, кого именно хотят видеть на посту сити-менеджера. Как только такое лицо объявится, люди спросят: «Постойте, как так вышло, что мэра выбираем не мы?»

«И ответить на этот вопрос будет очень непросто — ведь позиция Ерощенко, фактически, основывается на предположении, что горожанам нельзя доверить выборы мэра — из-за низкой явки. Но ведь если бы выборы были конкурентными — явка была бы значительно выше. Пока недовольство остается на уровне Фейсбук (запрещённая в России экстремистская организация)а, это не проблема, другое дело, когда этот вопрос зададут избиратели на губернаторских выборах — и это может создать проблемы кандидату Сергею Ерощенко.

По словам Ларисы Казаковой, председателя Иркутского регионального отделения партии «Яблоко», поспешность, с которой приняли новую систему, говорит о том, что это решение было принято в Кремле до этого, а ее одобрение со стороны народных избранников стало чистой формальностью.

«Региональная политика существует сейчас в странной сказке, где «по щучьему велению» резко меняются правила игры — после выборов в думу избиратели жили в уверенности, что градоначальника будут выбирать они, и вдруг перед новым годом все становится с ног на голову — мы узнаем, что мэра практически будет назначать губернатор. А теперь вот — новые изменения в законодательстве — и если раньше были хотя бы смутные предположения о том, что, скорее всего, кресло мэра займет Дмитрий Бердников, то теперь вообще ничего неясно».

«Я не против сити-менеджмента», - говорит Лариса Казакова, - «Но игра должна идти по правилам, которые сейчас меняются так часто, что под них не успевают подводить законодательную базу. А ведь по области нет ни одного положительного примера работы этого института — Братск, Ангарск, Усть-Илимск — города, где этот проект с треском провалился и сейчас они возвращаются к прямым выборам. С чего мы должны верить, что идея сработает в Иркутске?».

Лариса Казакова полагает, что все перестановки вокруг сити-менеджмента в Иркутске связаны со стремлением правительства свести к минимуму непредсказуемость результатов выборов. И, учитывая сегодняшнее положение дел, вопрос стоит только о том, кто именно будет контролировать будущего градоначальника — дума или губернатор.

«Даже у избранных мэров очень сильно связаны руки, их решения подконтрольны региональной и федеральной власти, я бы сказала, на 95 процентов. А сити-менеджер будет подконтролен на все сто».

Выбирать нельзя назначать

Ситуация неопределенности, рожденная частыми изменениями в федеральном и местном законодательстве о местном самоуправлении, раскрывает много вариантов дальнейшего развития событий.

По словам депутата думы города Иркутска Александра Квасова, изменения в федеральном законе могут иметь очень серьезные последствия для области и ее центра. Городские и областные законы необходимо будет приводить в соответствие с федеральными, и соответствующие поправки уже готовятся. Какая роль в назначении главы Иркутска после этого будет у губернатора — загадка, однако в федеральном законе после поправок роль главы региона никак не проговаривается.

«Если раньше все боялись, что комиссия наполовину будет состоять из людей губернатора, то теперь существует вариант, при котором губернатор выпадает из процесса назначения сити-менеджера. И это рождает ряд вопросов — например, кто сядет на место Дмитрия Бердникова, если депутаты изберут его сити-менеджером? Насколько этот человек будет зависеть от мнения администрации Ерощенко? И если вдруг губернатор не сможет повлиять на выборы мэра — не приведет ли это к возвращению «двоевластия» в городе? Вопросов больше, чем ответов, потому что в последнее время губернатор никак не касается этой темы».

Изменения в законе, и, как следствие, шанс появления на политической арене областного центра «не того» человека может сказаться на борьбе между несколькими группировками по интересам, желающим откусить кусок пожирнее от пирога под названием «Иркутск». Маловероятно, но изменения в законе могут внести раскол в группу, в которую входят Сергей Ерощенко, Николай Слободчиков и Дмитрий Бердников.

По мнению политолога Максима Зимина, в случае, если первый потеряет контроль над группой, назначающей сити-менеджера, Бердников может получить намного большую свободу рук, что может вернуть ситуацию двоевластия. То есть, Сергей Ерощенко потеряет главный «бонус», ради которого он поддержал институт сити-менеджмента. Впрочем, считает эксперт, такой сценарий практически невозможен.

«Мы говорим — Дмитрий Бердников, Ерощенко и Слободчиков, но ведь есть еще Иркутскэнерго, Русал и Газпром. Эти структуры также хотят себе кусок Иркутска и пост сити-менеджера их очень даже интересует. Не случайно всплывала, например, фамилия Винарского и Логашева. Все эти группы, в-принципе, ничего друг против друга не имеют, но все хотят получить контроль Иркутском. Проблема лишь в том, что город не сможет одинаково кормить всех».

Сергей Ильин, директор «Байкальского аналитического центра», в свою очередь, считает, что конфликты между различными группами интересов могут проявиться в тот момент, когда будет решаться вопрос о том, кто будет новым «Хозяином» Иркутска, а затем — и области. Корпоративные интересы всегда играли не последнюю роль на политической арене в области, и они далеко не всегда совпадали с интересами губернаторов, которые иногда становятся прямыми проводниками этих интересов — ведь губернаторы приходят и уходят, а бизнес остается.

«На выборах, на мой взгляд, в очередной раз проявится более глубокий конфликт — между номенклатурой и жителями области. И пока этот конфликт сохраняется, как бы ни называли иркутского градоначальника, «победителей» быть просто не может - бизнесмены, между собой всегда смогут договориться, но с избирателями — вряд ли, особенно после того, как проигнорировали их интересы во время решения вопроса о сити-менеджменте».

Однако, не все придерживаются мнения о том, что институт сити-менеджмента не соответствует интересам иркутских избирателей. Председатель ассоциации муниципальных образований Иркутской области Вадим Семенов считает введение этого института в Иркутске правильным решением.

«В городах, таких как Тулун и Зима прямые выборы действительно нужны. Поселения маленькие, и люди хорошо знают своих кандидатов. В Иркутске же мэр — фигура больше политическая, а городу нужен прежде всего хозяйственник. И сити-менеджер как раз будет таким хозяйственником».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем