Сентябрь 2017 года стал чёрным для татарской авиакомпании «ВИМ-Авиа», входящей в десятку крупнейших в России. Из-за долга перед топливными фирмами аэропорт «Домодедово» отказался выпускать и впускать рейсы перевозчика. С 23 по 26 сентября было задержано более 30 рейсов по российским и международным направлениям. Сумма долга сейчас оценивается в 10 миллиардов рублей, из них 7 миллиардов – это обязательства перед банками и топливными компаниями. Обсуждается вопрос о закрытии «ВИМ-Авиа» или покупке её инвесторами. Для Иркутской области это серьёзная проблема, так как авиакомпания с апреля владеет аэропортом города Братска, судьба которого остаётся неизвестной.
Основателем «ВИМ-Авиа» был заслуженный пилот РФ Виктор Иванович Меркулов. В 1997 году организовал собственную компанию «Аэрофрахт». 30 августа 2003 года «Аэрофрахт» лишился сертификата эксплуатанта из-за задержек рейсов, транспортировки контрабанды, совершении грузовых рейсов под видом пассажирских.
В 2002 году Меркулов зарегистрировал компанию «ВИМ-Авиа» (название составлено из его инициалов), которая получила сертификат эксплуатанта 27 ноября 2003 года. В начале 2004 года Меркулов продал 75% акций перевозчика супругам Рашиду и Светлане Мурсекаевым. Они купили 16 пассажирских самолётов Boeing 757. На этих судах начались чартерные перевозки в Египет, Тунис, Турцию, Италию и Испанию. В октябре 2004-го стартовали регулярные рейсы из Москвы в Братск и Читу. В 2006-м «ВИМ-Авиа» вошла в первую десятку российских компаний по пассажиропотоку. В 2007-м году создан холдинг «ВИМ-Авиа», куда вошли авиакомпании «РусЭйр», «Башкортостан» и «Русское Небо» - все они прекратили полёты в 2012-2015 годах.
С ноября 2011 года по июль 2012-го авиакомпании было запрещено летать в Европу из-за конфликта российских лётчиков с персоналом аэропорта в Париже. В январе-феврале 2015 года иски о банкротстве перевозчика подали Банк ВТБ, Сбербанк и другие юридические лица, но производство по большинству из исков летом было прекращено. В 2016-м авиакомпания нарастила перевозки между европейской частью России и аэропортами КНР. Весной сменила адрес регистрации с Москвы на посёлок городского типа Богатые Сабы в Сабинском районе Республики Татарстан.
В 2017 году первые сообщения о проблемах авиакомпании появились летом: в некоторые дни перевозчик задерживал до 20 рейсов. Более 200 тысяч его пассажиров перевезли другие компании.
Что случилось в сентябре?
В субботу, 23 сентября, становится известно о задержке более 10 рейсов авиакомпании «ВИМ-Авиа» в аэропорту «Домодедово». В Росавиации это объясняют «неурегулированной задолженностью перевозчика перед топливно-заправочными организациями».
Сам перевозчик заявляет, что «временные трудности с расписанием авиакомпании вызваны традиционным сезонным спадом, что привело к спорам хозяйствующих субъектов и задержкам ряда рейсов».
К контролю над ситуацией подключается Следственный комитет и московская транспортная прокуратура.
«По данным следствия, в аэропорту Домодедово в Москве отложены 15 внутрироссийских и международных рейсов авиакомпании «ВИМ-Авиа» отправлением 22 и 23 сентября. По причине задержки авиарейсов 2997 пассажирам причинён имущественный вред. При этом, авиакомпания продавала билеты на авиарейсы, заведомо зная о невозможности осуществления перелётов в указанные дни», - приводит ТАСС слова представителя СК.
В ночь на воскресенье, 24 сентября, выполняются перелёты в Благовещенск и Магадан.
В этот же день Приволжская транспортная прокуратура сообщает о долге «ВИМ-Авиа» по заработной плате в 206 миллионов рублей.
25 сентября авиакомпания «Икар» заявляет о готовности с 6 октября удвоить число рейсов между Благовещенском и Москвой, восполнив пробелы, вызванные перебоями в работе авиакомпании «ВИМ-Авиа».
26 сентября продолжаются массовые задержки авиарейсов из Москвы в российские города и зарубежные курорты. Генпрокуратура заявляет о бездействии Росавиации и требует оценить соответствие «ВИМ-Авиа» сертификационным требованиям. По данным ведомства, с января по август 2017 года авиакомпания задержала около 12% рейсов более чем на 2 часа, 209 рейсов были задержаны более чем на 6 часов. Из-за этого Росавиация проводит внеплановую проверку. Число задержанных в «Домодедово» рейсов вырастает до 28. СК возбуждает уголовное дело по факту хищения более 1 миллиона рублей при продаже билетов пассажирам.
Авиакомпания прекращает чартерные перевозки. На сайте «ВИМ-Авиа» размещается комментарий по ситуации, в котором перевозчик фактически признаёт своё предбанкротное состояние.
«К сожалению, мы вынуждены констатировать, что в авиакомпании ВИМ-Авиа сложилась тяжёлая экономическая ситуация. Закончились оборотные средства, финансирование заморожено, и приостановлено обслуживание в аэропортах. В данный момент мы продолжаем переговоры с финансовыми структурами о поддержке авиакомпании, для нормализации ситуации и скорейшего вывоза пассажиров. Авиакомпания рассчитывает на поддержку госорганов, а также партнёров из туристической отрасли. И поскольку авиакомпания не может осуществлять полеты без дополнительного финансирования, мы планируем введение внешнего антикризисного управления», - говорится в сообщении.
Глава Минтранса РФ Максим Соколов заявляет, что господдержка, о которой просит перевозчик, бессмысленна, «потому что компания практически прекратила работу».
В Иркутске 103 человека оказываются заложниками ситуации, так как не могут улететь в Москву. Представитель компании заявляет, что перевозчик с 25 сентября остановил продажу билетов.
Ростуризм создаёт оперативный штаб по возвращению пассажиров «ВИМ-Авиа» из-за рубежа. По данным на 26 сентября, за пределами РФ находятся более 38 тысяч россиян, из них около 78% - в Турции. Кроме того, 3,1 тысячи граждан Китая необходимо вернуть на родину.
Все рейсы «ВИМ-Авиа» переводят из «Домодедово» во «Внуково».
Правительство РФ выделяет около 200 миллионов рублей из федерального бюджета на компенсацию авиакомпаниям затрат на перевозку пассажиров «ВИМ-Авиа» внутри России. Этим займутся семь авиакомпаний: «Уральские авиалинии», «АйФлай», «Ред Вингс», «НордСтар», «Икар», «Северный ветер» и «Якутия». Международные перелёты будут профинансированы из внебюджетных источников.
Росавиация заявляет о введении внешнего управления на «ВИМ-Авиа», в которое входят представители аэропорта «Внуково» и авиакомпаний, имеющих опыт антикризисного менеджмента.
27 сентября на сайте компании появляется сообщение о том, что руководство перевозчика попросило правительство РФ рассмотреть возможность срочного предоставления госгарантий для оплаты топлива для вывозных рейсов. По данным «ВИМ-Авиа», за рубежом остаются 16 тысяч пассажиров, перевезённых чартерными рейсами. По мнению перевозчика, это можно сделать только с помощью воздушного флота авиакомпании, так как на нужных направлениях не хватает мощностей.
А источник ТАСС заявляет, что авиакомпания может лишиться свидетельства эксплуатанта через 2 недели.
28 сентября туроператоры заявляют о готовности оплатить авиакомпаниям перевозку пассажиров «ВИМ-Авиа» до конца октября. Их насчитывается около 100 человек. Всего по данным Ростуризма, до 25 сентября авиакомпания успела продать почти 200 тысяч билетов. Турфирмам разрешено перевозить своих клиентов самолётами «ВИМ-Авиа» до 15 октября, после этого Минтранс решит судьбу перевозчика.
В этот же день СМИ сообщают о том, что владельцы «ВИМ-Авиа» Рашид Мурсекаев и его супруга покинули страну. Росавиация заявляет в правоохранительные органы, что не может связаться с ними. Позднее СК подтверждает отъезд Мурсекаевых зарубеж.
Также СК задерживает генерального директора Александра Кочнева и главного бухгалтера авиакомпании «ВИМ-Авиа» Екатерина Пантелееву в рамках уголовного дела по мошенничеству. 29 сентября суд помещает их под домашний арест.
Президент России Владимир Путин объявляет о неполном служебном соответствии министру транспорта РФ Максиму Соколову.
29 сентября продолжается вывоз пассажиров «ВИМ-Авиа» по международным и российским направлениям. Новым гендиректором перевозчика становится Александр Бурдин, ранее 2 года возглавлявший закрытую «Трансаэро» (причём уже после того, как в ней начался кризис), а также руководивший крупнейшим холдингом России по производству керамических стройматериалом ГК Unitile.
Задержанный на трое суток рейс «ВИМ-Авиа» наконец вылетает из Иркутска в Москву.
30 сентября вице-премьер РФ Аркадий Дворкович сообщает, что «Аэрофлот» может выделить в качестве поддержки «ВИМ-Авиа» на сумму 1,8 миллиарда рублей.
1 октября глава Минтранса РФ Максим Соколов подтверждает, что вопрос об отзыве эксплуататанта решится в течение 2 недель.
2 октября проходит совещание у премьера Дмитрия Медведева, на котором Дворкович заявляет о подготовке законопроекта, который установит более жёсткий контроль за авиарынком и исключит ситуации, подобные проблеме «ВИМ-Авиа».
Становится известно, что есть компании, готовые купить проблемного перевозчика вместе с его долгами. Позже утверждается, что интерес к сделке проявляют три российских компании, какие конкретно – не поясняется.
Руководитель аналитической службы портала «АвиаПорт» Олег Пантелеев пояснил, что у сентябрьского кризиса «ВИМ-Авиа» были объективные причины.
«Во-первых, доходность на российских перевозках в 2017 году была ниже, чем в 2016-м, конкуренция лишь усилилась, тарифы были выше, чем годом ранее, издержки авиакомпании, в частности, перед аэропортами лишь увеличивались. Во-вторых, перевозчик агрессивно наращивал мощности, например, брал в лизинг дополнительные самолёты, в том числе широкофюзеляжные. Это повысило нагрузку на компанию, потому что лизинговые платежи нужно выплачивать, а с увеличением парка эти платежи увеличились. В конце высокого летнего сезона перевозчик столкнулся с кассовым разрывом, когда нужно вывозить многочисленных туристов из мест массового отдыха, а доходы от продажи билетов на октябрь-ноябрь очень незначительные», - заметил аналитик, подчеркнув, что на протяжении многих лет у перевозчика был дефицит оборотных средств, который приходилось покрывать за счёт заимствований, далеко не всегда долгосрочных.
На фоне произошедшего кризиса сбежавшим Мурсекаевым, считает эксперт, в России делать было нечего: «Отъезд руководства сложно комментировать, в принципе у нас были прецеденты серьёзного и не всегда обоснованного давления на бизнес. То, что произошло с топ-менеджментом, а именно, домашний арест, вполне наглядно показывает, что собственников ничего хорошего в стране не ожидало».
Для иркутских туристов - нестрашно
После отмены чартерных рейсов «ВИМ-Авиа», в туристическом сообществе началась паника. 26 сентября Ассоциация туроператоров (АТОР) заявила, что остановка работы перевозчика приведёт к коллапсу на туристическом и авиационных рынках. Глава Ростуризма Олег Сафронов в этот же день успокоил , что никакого коллапса не предвидится, ведь возвращением туристов из-за рубежа занимаются федеральные ведомства, в том числе Минтранс и Росавиация. А «панические» утверждения АТОР он назвал попыткой «дестабилизации обстановки и дискредитации работы федеральных органов исполнительной власти».
По данным ассоциации, от кризиса «ВИМ-Авиа» пострадали девять российских туроператоров, в том числе четыре крупных – «Интурист», TUI, Mouzenidis Travel и Coral Travel. При этом совокупные потери туроператоров, которые занимались вывозом туристов чартерных рейсов авиакомпании, составят как минимум 7 миллионов долларов. И вряд ли эти деньги будут возмещены.
Тем не менее АТОР направила в Минтранс предложения по регулированию рынка чартерных перевозок: так, например, предлагается сделать его более прозрачным и публиковать в открытом доступе реальные сведения о возможностях авиакомпаний по перевозке туристов.
Для иркутского туристического рынка отмена чартеров оказалась незаметной. Создаётся впечатление, что «ВИМ-Авиа» у них в некоем «чёрном» списке. Например, представители «Пегас туристик» заявили, что не работают с авиаперевозчиком, в том числе и потому, что периодически появляется негативная информация о компании из-за задержек рейсов.
Сотрудник туроператора «СинбадТурс» пояснил, что задержки рейсов и общая нестабильность стали поводом того, что 2 года назад компания прекратила сотрудничество с «ВИМ-Авиа», поэтому в начавшемся в сентябре кризисе клиенты туроператора не пострадали. Летом 2017-го компания обратилась к услугам кризисного перевозчика, и как оказалось, зря: «У нас был случай в начале этого лета, купили билеты туристу на регулярный рейс до Москвы. Но авиакомпания отменила полётную программу».
При этом эксперт отмечает большой спрос на чартерные перевозки: «Это актуально для Иркутска. Потому что прямыми рейсами мало кто летает, только S7 - до Бангкока, а остальные туроператоры свои чартеры поднимают».
Представитель туроператора «Анекс-тур» подчеркнул, что уход авиакомпании с рынка чартерных перевозок для Иркутска – нестрашная потеря, «потому что никто из операторов не летает на этой авиакомпании, у всех иркутских операторов свои перевозчики».
Олег Пантелеев подчёркивает, что пока нельзя однозначно утверждать, что авиакомпания прекратит операционную деятельность, так как сейчас она летает, свидетельство эксплуатанта не приостановлено и не отозвано, более того, есть заявления потенциальных инвесторов о готовности вложить средства в её спасение.
«Что касается антикризисных мер и планов по привлечению инвесторов, многие наблюдатели сходятся во мнении, что направив на погашение задолженности от 1 до 2 миллиардов рублей, чтобы урегулировать самые основные долги и обеспечить оборотными средства авиакомпанию на низкий сезон, восстановить операционную деятельность перевозчика удастся. При этом понятно, что нужно длительное время на решение проблем, связанных с потерей доброго имени, нужно пересматривать стратегию перевозчика, реструктурировать задолженность. Так что забот будет более чем достаточно», - отметил эксперт.
По его мнению, как только появятся деньги, авиакомпания сможет начинать активные переговоры о возвращении перевозчика на маршруты, проводить информационную компанию, чтобы оживить продажу перевозок, устраивать взаимоотношения с туристическим сообществом. Но когда это произойдёт, неизвестно.
Неизвестность братского аэропорта
До апреля 2017 года совладелец «ВИМ-Авиа» Рашид Мурсекаев входил в совет директоров авиапредприятия «АэроБратск». С 5 апреля авиакомпания приобрела у московского «Технополиса» 55,08 миллиона акций, или 100% уставного капитала, с июня Мурсекаев является председателем совета директоров братского предприятия.
Братский аэропорт - второй по пассажирообороту аэропорт федерального значения в Иркутской области, расположен в 8 километрах от Братска. Свою историю начал с 1956 года, в начале 60-х старый аэродром затопили во время строительства Братской ГЭС, а в 1967 году открылся ныне действующий аэродром. В 1995 году он получил статус международного.
В конце 2015-го мэр Братска Сергей Серебренников заявил о проблемах аэропорта, работающего 2 года с убытками. По его словам, собственники разработали стратегию выхода из кризиса международного авиаузла.
Как следует из годового отчёта «АэроБратска», в конце 2016 года «ВИМ-Авиа» выступила поручителем перед банком «Зенит» при выделении кредита в 3,9 миллиарда рублей, срок погашения – до 31 декабря 2020 года.
С 1 июля 2016-го аэропорт отказался от круглосуточной работы, введя регламент на приём и выпуск воздушных судов. По данным, содержащимся в отчёте, это позволило сократить текущие расходы по электроэнергии, транспортным расходам, повышенной оплате труда за работу в ночное время и страховым взносам. По итогам прошлого года «АэроБратск» получил чистую прибыль в 75,5 миллиона рублей против убытка в 29,7 миллиона в 2015-м.
После сентябрьских событий судьба аэропорта будет зависеть от судьбы «ВИМ-Авиа». Тем более, что его развитие – под вопросом, так как Минтранс РФ исключил все аэропорты Иркутской области, в том числе иркутский и братский, из федеральной программы. Никаких ответов, что сейчас происходит с аэропортом, от перевозчика получить не удалось. В пресс-службе заявили, что не знают, когда получится предоставить информацию по этой теме.
2 октября на сайте администрации Братска появился развёрнутый комментарий гендиректора авиаузла Сергея Корытова, который заявил, что кризис у собственника не повлияет на работу предприятия.
«Если обстановка в экономике будет стабильная, мы и дальше будем ремонтировать аэропорт, стабильно выплачивать сотрудникам зарплату, обеспечивать горожанам авиаперелёты. Идём навстречу всем авиакомпаниям, которые заявляются со своими рейсами. Недавно открыли рейс в Красноярск: возможно, в дальнейшем увеличим частоту полётов. Топливом обеспечены», — пояснил Корытов.
По его словам, завершение 2016 года с прибылью позволило отремонтировать одну из стоянок воздушных судов. В 2018 году планируется привести в порядок ещё одну. Также отремонтировано здание аэропорта. В 2019 и 2020 годах в рамках федеральной программы планируется провести реконструкцию магистральной рулёжной дорожки.
Но фактически сотрудники предприятия находятся в неведении, что будет дальше. В приёмной гендиректора у меня состоялся любопытный разговор.
- Я вам могу за Сергея Юрьевича (Корытов - ред.) ответить, что мы на вопросы, связанные с «ВИМ-Авиа» не отвечаем, потому что у нас нет информации, поэтому мы никак не можем вам ответить на ваш вопрос, - чуть раздражённо заявила секретарь гендиректора.
- Не можете, потому что оттуда ничего не приходит?
- Нет, ничего не приходит, мы в полном неведении.
- А вы делаете запросы, связываетесь?
- А зачем делать запросы?
- Ну, «ВИМ-Авиа» владеет аэропортом…
- Я знаю! Но вы попробуйте позвонить в «ВИМ-Авиа», там телефоны не отвечают.
Ещё в 2007 году авиакомпания продала 100% акций аэропорта Читы, у которого, по оценкам экспертов, не было особых перспектив в развитии пассажирских перевозок. «ВИМ-авиа» объяснила необходимость этой сделки программой по выходу из непрофильных активов. Покупателем стал холдинг Романа Троценко «Новапорт», который активно забирает себе перспективный с точки зрения развития туризма и транспорта Байкальский регион: в сентябре он купил аэропорт «Байкал» в Улан-Удэ, также на протяжении 2 лет участвует в переговорах по развитию аэропорта Иркутска.
Зачем авиакомпания покупала убыточный «АэроБратск», непонятно, как непонятно приобретение небольших компаний, таких как «Русское небо», с устаревшим парком советских самолётов и маленькими объёмами производства. По мнению Олега Пантелеева, возможно, планировалось приобрести аэропорт Братска, инвестировать в него, а потом продать его, зафиксировав прибыль.
Эксперт считает, что сам по себе братский аэропорт имеет весьма сомнительные перспективы с точки зрения развития перевозок: «Понятно, что в Братск ни пассажиры, ни грузы в каком-то заметном масштабе не летают, равно как и не летают оттуда. Единственный ценностью этого аэропорта как бизнес-актива является возможность его использования для промежуточных посадок для дозаправки, сейчас этот бизнес имеет определённую рентабельность».
По мнению аналитика, если «ВИМ-Авиа» будут восстанавливать, то уже новый собственник решит, нужен ли ему этот аэропорт как промежуточная точка для дозаправки. Но если будет конкурсное производство, то авиаузел продадут.