Генеральный директор государственной корпорации Ростех Сергей Чемезов в интервью РБК 2 июня назвал «абсурдом» запрет на экспорт композитных материалов, необходимых для производства самолёта МС-21, который собирают на Иркутском авиазаводе.
Госдепартамент США включил Россию в список стран, куда запрещён экспорт оборонных изделий, а также оборонных услуг. Со слов Чемезова под этим понимается также запрет на экспорт изделий двойного назначения, к которым относятся в том числе композитные материалы.
«Для наших военных изделий мы практически уже всё производим сами. Но под «военными услугами» они подразумевают в том числе и изделия двойного назначения. Например, МС-21 — гражданский самолёт. Но они запретили ввоз композитных материалов для крыла. Хотя это абсурд, понятно. Думаю, это лукавая позиция в целом. Цель этих ограничений — не столько сдержать наши оборонные технологии, сколько в целом помешать развитию России, той же гражданской авиации. Если говорить про МС-21, это затруднило, конечно, работу. Но в итоге сделан свой композитный материал, консоль крыла уже прибыла на Иркутский авиазавод», — заявил Чемезов в интервью РБК.
Он также отметил, что изначально в программе производства самолёта МС-21 предусматривалась возможность использовать комплектующие как от зарубежных, так и от отечественных производителей. К примеру, это относится к двигателям — американскому Pratt&Whitney (от них было решено отказаться в 2019 году) и российского ПД-14.
По словам главы Ростеха, сейчас у Иркутского авиазавода есть портфель твёрдых заказов на 175 машин, как только он начнёт выполняться, по его расчётам, появится спрос и за рубежом. Он не стал раскрывать, кто из потенциальных зарубежных заказчиков сейчас интересуется самолётами МС-21, потому что «на них потом начнётся давление со стороны конкурентов».
МС-21 — российский лайнер, вместимостью от 150 до 211 пассажиров, который создаётся на замену Ту-154 и Ту-134. Удлинённое композитное крыло должно стать одним из его конкурентных преимуществ по сравнению с аналогами от Boeing и Airbus. Оно повышает экономичность машины и увеличивает ширину салона. Исполнителем программы является «Корпорация «Иркут», входящая в состав ОАК госкорпорации «Ростех».
Первый полёт МС-21 состоялся 28 мая 2017 года. А 15 декабря 2020-го самолёт совершил первый полёт с российским двигателем ПД-14. Первые МС-21 оснащались двигателями американской компании Pratt&Whitney.
Начало серийного производства самолёта неоднократно переносилось. Одной из причин были санкции США в отношении компании «Аэрокомпозит», из-за чего прекратились поставки композиционных материалов для создания самолёта. Российским поставщиком компонентов выбран завод «Росатома» в ОЭЗ «Алабуга». Из-за пандемии коронавируса сроки международной сертификации перенесли на год. Судно уже имеет российский сертификат. По последним данным, начало серийного производства намечено на 2022 год.