
Эксперт из Франции рассказал, какие страны могут закупать иркутский МС-21
Новые самолеты российского производства — в их числе и лайнер МС-21, который собирают на Иркутском авиазаводе, — могут экспортироваться в дружественные страны, однако в первую очередь они должны удовлетворить внутренний спрос. Об этом сообщало ТАСС 21 марта со ссылкой на французского эксперта в сфере авиации, бывшего пилота Сириля де Латтра.
Сириль де Латтр — капитан гражданских воздушных судов, имеет более 10 тысяч часов налета на самолетах Airbus и Boeing. Основатель консалтинговых компаний в сфере аэронавтики, управления полетами, подготовки летного состава. В 2020 году открыл собственную консалтинговую компанию Wild Geese Aviation в России.
«Superjet и другие новые российские проекты, на мой взгляд, прежде всего, должны насытить внутренний рынок страны, удовлетворить ее насущные потребности и помочь избавиться от иностранных самолетов», — цитируется в сообщении де Латтр.
По его мнению, вряд ли Россия производит самолеты на экспорт из-за высокого спроса на внутреннем рынке. Кроме того, по его словам, современные российские самолеты оснащаются двигателями ПД-8 и ПД-14, которые потребляют больше топлива, чем их зарубежные аналоги.
«В России нефть дешевле, чем в большинстве стран, поэтому вопрос потребления не столь острый», — подчеркнул он.
Пока основная масса заказчиков МС-21 — это российские компании, однако имеются уже достигнутые предварительные договоренности и с зарубежными авиаперевозчиками. В их числе — танзанийская Air Tanzania, египетская Cairo Aviation, «Азербайджанские авиалинии» и Peruvian Airlines из Перу. Кроме того, о намерении покупки иркутских лайнеров заявляла белорусская компания «Белавиа».
МС-21 — среднемагистральный пассажирский самолет нового поколения вместимостью от 163 до 211 пассажиров. Лайнер собирают на Иркутском авиационном заводе. Первый полет состоялся 28 мая 2017 года, а 15 декабря 2020-го самолет совершил первый полет с российским двигателем ПД-14.
МС-21-310 сможет перевозить до 211 пассажиров на расстояние до 5100 км, максимальная коммерческая нагрузка — 21,3 т. В феврале 2025 года Минпромторг и компания «Яковлев» заключили контракт на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по расширению сертификата типа пассажирского самолета МС-21-310.
Изначально предполагалось, что первые шесть серийных лайнеров МС-21 с отечественным двигателем ПД-14 будут переданы заказчикам в 2024 году. Тогда же должно было начаться и серийное производство МС-21. Но вице-премьер РФ Юрий Борисов позже сообщил, что выпуск лайнеров откладывается на 1–2 года из-за санкций западных стран.
В начале января 2025-го был опубликован Единый план по достижению наццелей до 2030 года, по которому в полтора раза снизился объем импортозамещения. По этому документу в 2025-м планируется передать авиакомпаниям девять машин, а в 2026-м — сразу 31 самолет. В 2029-м ежегодный выпуск должен достигнуть 72 МС-21.
В марте 2025 года стало известно, что в Иркутске собрали первый полностью импортозамещенный образец с двигателем ПД-14. Уже к лету он должен быть готов к испытаниям в воздухе.
Как объяснял журналисту «ИрСити» авиаэксперт, исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев, перенос сроков на 2026 год — это «констатация факта, что из-за неготовности ряда комплектующих изделий осуществить сертификацию новых самолетов в импортозамещенном облике в плановые сроки не удается». Недавно иркутский авиазавод получил партию двигателей ПД-14. По мнению Пантелеева, эта силовая установка может быть востребована не только в России.
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.