Рецензия на кино обычно начинается с каких-нибудь общих рассуждений. Рецензию на новогоднее кино надо, вероятно, тоже начинать с чего-нибудь этакого – скажем, с взаимосвязи национального характера и салата оливье. Но мы не станем этого делать. Мы сразу и незатейливо выразим надежду на то, что что следующий фильм франшизы «Ёлки» будет сразу сделан в формате райка. Это, знаете, такой деревянный ящик, внутри которого перематывается с одного катка на другой бумажная полоса с доморощенными изображениями разных городов, великих людей и событий. А чтоб зритель понимал, что оно все такое и с какими целями – все это дело поясняет раёшник.
Ничего унизительного в этом предложении нет – одна сплошная рационализация. С 2010 года «Ёлки» умудрялись как-то держать лицо, но через четыре года пришли к закономерному кризису. Однако, поскольку никто не может встать между новогодней кассой и людьми, жаждущими заработать денег, было решено сменить концепцию и прыгнуть на 100 лет назад, поскольку люди, мол, там были ровно те же самые. Объединить, так сказать, не только города России, но и прошлое с будущим. И все бы ничего – но выбрано было для эксперимента время Первой Мировой. А Первая Мировая – это в общем и целом далеко не подорожание гречки до 90 долларов за баррель. Так что с юмором в «Ёлки 1914» вышло не то чтобы очень хорошо. Наоборот – очень нехорошо там вышло с юмором. Действительно удачного – его мало, и весь на совести Урганта со Светлаковым, у которых новелла, собственно, отстоит на тысячу световых лет от всяческих госпиталей, и вообще кругом солнце, море и проблемы ипотечного кредитования. Потому и выглядит скучновато, но хотя бы органично. А вот два молодых добровольца, препирающиеся на завлекательную тему «а тебе немец-то глазки выколет/а тебе ручки оторвёт» - это совсем, совсем не кризис.
Мало того, что фильм пытается быть смешным там, где это не надо. Он ещё и давит волосатым коленом на слёзные железы сидящего в зале. Временами кажется, что одна и та же девочка пела в церковном хоре и торговала спичками – так все у нас сентиментально и жалостно, причём дубово жалостно. Хотя мальчик Гриша очень хорош, запомните все этого ребёнка в лицо – посреди общего картона он органичен, как выдох Бога, и трогателен, как медведь из соседней новеллы. Все остальное вымучено и искуственно, будто чистая радость по поводу новогоднего корпоратива.
Все это, по нашему глубокому убеждению, происходит из того, что «Ёлки 1914» - это всё-таки кино. Вернее, должно было быть кино – назвать этим словом то, что вышло, язык не повернётся. А если бы это были какие-нибудь живые картины, которые показывали бы на площадях людям, сопровождая комментариями – это был бы бесценный проект. Во-первых, старые традиции, во-вторых, духовность, в-третьих, народность, в четвёртых, десять минут не так жаль, как полтора часа. А самое-то главное – насколько естественнее бы выглядело! Что говорите, дорогие продюсеры? Смотреть никто не будет? Так вы ж сами учили – мол, все люди добрые. Вот «Ёлки 1914» смотрит же кто-то.