Главным событием прошедшей недели стало послание губернатора Иркутской области Сергея Левченко о положении дел в регионе в 2017 году и планах на ближайшие годы. Глава умело жонглировал цифрами и всё никак не мог отделаться от тянущегося с 2015 года шлейфа победителя.
Уполномоченный по правам человека в Приангарье Виктор Игнатенко заявил о недостаточном финансировании сферы здравоохранения в последние 3 года, а источники в попавшем под санкции «Русале» сделали мрачные прогнозы о грядущих сокращениях на заводах в Шелехове и Братске. Кроме того, надзорные ведомства завершили проверки торгово-развлекательных центров в регионе, и результаты оказались неутешительными.
Комплексы губернатора
История с посланием губернатора Сергея Левченко о положении дел в регионе похожа на какую-то несмешную шутку. Мало того, что депутаты заксобрания впервые с 2011 года вспомнили о положениях регламента, разрешающих парламентариям ознакомиться с материалами послания до его обнародования (странный способ заработать очки перед грядущими выборами), но и само содержание выступления главы региона вызвало глубокую печаль.
Губернатор Приангарья – большой молодец, потому что надо обладать недюжинными способностями, чтобы уметь договариваться как с идеологическими товарищами-коммунистами, после 2015 года почувствовавшими себя хозяевами жизни, так и с мечтающим о самом крутом в мире оружии массового уничтожения президентом и его компанией. Но не пора ли губернатору, пережившему не одну волну скандальных отставок глав субъектов, перестать рисоваться на фоне своего предшественника? Как-никак 2,5 года прошло, можно уже и себя начать разбирать по косточкам.
Самым большим достижением действующего губернатора, наверно, можно считать успешную работу с наполнение налоговой базы, благодаря чему бюджет региона перешагнул отметку в 130 миллиардов рублей. Это позволяет области, с одной стороны, выполнять обязательства по строительству социальных объектов и повышать среднестатистическую зарплату бюджетников, а с другой, брать на себя нелёгкие обязательства по сдерживанию госдолга, что вызывает лёгкую истерику в рядах депутатов заксобрания и опасения из-за маленького люфта на развитие.
Стоит отметить, что губернатор в послании, озвученном 19 апреля, смягчил свои требования. Например, он больше не требует предать анафеме глав муниципалитетов, которые сорвали программу переселения граждан из ветхого и аварийного жилья, а также наконец-то реально взглянул на проблему с ликвидацией незаконных свалок, растянув её решение аж на 10 лет.
Долгое эхо санкций
Введённые в первых числах апреля санкции Минфина США против нескольких российских компаний могут негативно сказаться на экономике Иркутской области. В «чёрный» список попал российский бизнесмен Олег Дерипаска, у которого в Приангарье находится несколько крупных активов. Контролируемым En+ «Иркутскэнерго» и «Востсибуголю» санкции не страшны из-за ориентации на внутренние рынки сбыта, а вот для принадлежащих «Русалу» Иркутскому и Братскому алюминиевых заводов есть определённые риски.
В начале недели они ещё не были понятны, пока мы наблюдали, как от «Русала» отворачивались партнёры, товарные биржи в Нью-Йорке и Лондоне приостанавливали торги продукцией, и-за санкций стоимость алюминия перешагнула исторический максимум 2011 года. В середине недели СМИ со ссылкой на самого Дерипаску заявили, что алюминиевым заводам не стоит бояться сокращений зарплат и численности персонала ещё целых 1,5 месяца. Источники в БрАзе утверждали, что оценка ситуации завершится только в мае.
Но к концу недели «Интерфакс» со ссылкой на источники заявил, что волна сокращений может произойти в июне – численность персонала в Шелехове и Братске планируется сократить на 10-15%, если только не удастся реализовать продукцию Китаю.
Со стороны правительства Иркутской области риски из-за санкций США тоже признают. По словам зампреда регионального кабмина Антона Логашова по итогу 2018 года регион может получить меньшие объёмы налога на прибыль, чем они были запланированы, что в свою очередь приведёт к секвестру бюджета уже в октябре. Кроме того, сейчас есть переплата по этому налогу на 5 миллиардов рублей, и предприятия в нынешних сложных экономических условиях начали просить свои деньги обратно.
Недофинансированное здравоохранение
Уполномоченный по правам человека в Иркутской области Виктор Игнатенко выступил с докладом по итогам 2017 года на сессии заксобрания. В частности, он много говорил о ситуации в здравоохранении. Например, он попросил депутатов контролировать обновление регионального списка льготных лекарств, чем власти занимаются неохотно, а также решить проблему с питанием и лекарственным обеспечением в психиатрических больницах.
Но особенно зацепили его заявления по поводу недостаточного финансирования сферы здравоохранения. Причём делается это, по его убеждению, сознательно. Так, он подсчитал, что в 2015 году дефицит программы составил 49%, в 2016-м – 42%, в 2017-м – 30%. На 2018-2020 годы объём недофинансирования составляет 28,3%.
Интересно, что Игнатенко не видит в этом вины министра здравоохранения Иркутской области Олега Ярошенко: «Минздрав Иркутской области, насколько я знаю, с этой проблемной обращалось, но их предложения резались. Если будет боевая чёткая позиция у депутатов законодательного собрания, уполномоченного по правам человека, я думаю, мы будем очень убедительными для правительства Иркутской области, чтобы эта программа финансировалась на 100%».
О недостатке средств говорится всегда, и это касается не только здравоохранения. Поэтому в ситуации строжайшей экономии встаёт вопрос эффективности расходования выделенных денег. А это уже компетенция конкретных ведомств и их руководителей.
«Медвестник» 16 апреля заявил, что по итогам 2016 года Иркутская область вошла в тройку регионов России с самой низкой эффективностью здравоохранения. И при этом издание отметило, что у региона есть все шансы улучшить ситуацию даже при существующем уровне финансирования.
Удар по «СильверМоллу»
В регионе продолжаются проверки торгово-развлекательных центров, которые начались после трагедии в ТРЦ «Зимняя вишня» в Кемерово. До 30 апреля надзорные органы должны проверить 395 объектов.
По данным на 19 апреля, было проверено 69% из общего числа, или 274 объекта. В 214 – обнаружены нарушения требований пожарной безопасности.
После массовых проверок закрыто уже четыре ТРЦ: «Радуга» в Хомутово, «Золотой рай» в Черемхово, «Карамель» в Иркутске, а также «Новая дача» в Иркутском районе.
Следующим в этой очереди, по-видимому, станет «СильверМолл» - крупнейший торгово-развлекательный комплекс во всей Восточной Сибири. Эта же участь постигнет и соседствующий с ним ТРК «IcePeople». Оба объекта принадлежат компании «Интеграл-Девелопмент». Прокуратура уже подала в суд соответствующий иск.