В 50-е годы прошлого века улица Карла Маркса в Иркутске была одной из немногих, на которой было щебеночное покрытие. Остальные были выложены «традиционными булыжниками». Сад Парижской коммуны находился рядом с набережной, а недалеко от драмтеатра располагалась штаб-квартира Смерша. Во всяком случае именно такие сведения об Иркутске тех лет содержатся в архивах ЦРУ.
Мы составили подборку интересных фактов об Иркутске и Иркутской области прошлого столетия, какими их видели американские разведчики, а также событий, которые в разные годы происходили в нашем регионе и даже попали в хроники ЦРУ.
Лучший в городе театр, штаб-квартира Смерша и щебень вместо булыжника
Один из наиболее полных документов об Иркутске, хранящихся в рассекреченных архивах ЦРУ, датируется 23 июля 1954 года. В нем содержатся основные сведения о городе и его наиболее знаковых местах.
Иркутская улица Карла Маркса обозначена в документах как основная городская магистраль. В тексте говорится, что она «одна из немногих в Иркутске со щебеночным покрытием — на всех остальных улицах сохранился традиционный булыжник (большие круглые камни)». В начале Карла Маркса находится парк «Сад Парижской коммуны», в котором работает небольшая ярмарка развлечений, кафе и танцплощадка. Севернее от Сада Парижской коммуны находился причал, куда приходили курсирующие по Ангаре паромы.
Драмтеатр Охлопкова в документах ЦРУ обозначен как главный театр города. Там даже есть такая строчка: «Все лучшие спектакли ставятся здесь». Рядом с драмтеатром, по данным американской разведки, находился небольшой парк, который «возможно, назывался Театральный сад».
— Чуть дальше, на углу той же стороны улицы, находится гастроном, занимающий весь первый этаж четырехэтажного дома. Согласно вывеске, часть верхних этажей в то время занимала штаб-квартира Смерша Восточно-Сибирского военного округа, — говорится в документах ЦРУ.
В блоке о транспортной инфраструктуре Иркутска обозначены две железнодорожные станции — Иркутск-Первый и Иркутск-Второй. При этом в документах сказано, что станция во Втором Иркутске грузовая, обслуживает только территорию завода и не обслуживает пассажиров.
Благоприятный климат и морозы до -57 градусов
Любопытно в той же статье описываются погодные условия в Приангарье. В первой же строчке говорится, что «климат в Иркутской области благоприятен для здоровья». А затем приводятся данные о совершенно чудовищных зимних морозах.
— Зима начинается примерно в октябре, а первый снег обычно выпадает где-то в День Октябрьской революции (7 ноября). Зимние температуры составляют примерно -57 градусов. Более теплая погода наступает в апреле, но летом температура никогда не поднимается выше +30 градусов. Зимой много снега. Ливни редки и бывают в основном осенью, — говорится в архивах ЦРУ.
Далее описываются три реки, которые протекают по территории города, — Ангара, Иркут и Ушаковка. Американцы уверены, что Ангара настолько студеная даже в середине лета, что в ней просто невозможно купаться. Вместо этого местные жители купаются в Ушаковке и Иркуте.
Из архивов мы узнаем, что жители Приангарья в 50-е годы болели цингой, так как многим не хватало витаминов. Также в регионе фиксировались случаи сибирской язвы.
Эпичный провал иркутского трамвая
Трамвайное депо было построено и открыто в Иркутске в 1947 году. 3 августа того же года открыт однопутный участок «Центральный рынок» — «Железнодорожный вокзал» общей протяженностью 4,5 километра. Эти сведения можно найти в любой хронике. А вот данные о том, что за год до этого случился первый не самый удачный запуск трамвая, никто особо не афиширует.
Тем не менее в архивах ЦРУ сообщается, что к укладке первой в городе трамвайной линии приступили в 1946 году. Путь должен был идти от главного вокзала через город к Военному городку, где планировалось построить трамвайное депо.
— Путь был проложен очень небрежно, все торопились, чтобы линия была завершена к 7 ноября 1946 года. В День Октябрьской революции линия была официально открыта местными коммунистическими лидерами, и первый трамвай отправился в путь от вокзала до Военного городка. Он продолжал свой бег под пристальным вниманием восхищенного населения, пока не достиг центра города, где сломался, — говорится в публикации.
После этого эпичного провала трамвай пришлось буксировать с помощью грузовика. А иркутяне ждали трамвайную линию до 1947 года.
Фальсификации на Иркутском заводе имени Куйбышева
В 1951 году Иркутский завод тяжелого машиностроения имени Куйбышева категорически провалил ноябрьский план по выпуску продукции. Профильное министерство в Москве приказало заводу скорректировать исходные данные, чтобы сложить два и два. Об этом говорится в одном из документов ЦРУ от 6 марта 1952 года.
— Московский чиновник писал: «Пришлите дополнительную телеграмму о том, что валовая продукция составляет 100 процентов, а потом мы как-нибудь скорректируем ее на балансе». Заводу снова было приказано скрыть невыполнение декабрьского плана, — сообщается в документах американской разведки.
В комментариях к этой короткой заметке говорится: «Это — первый случай преднамеренной фальсификации планов. Хотя перебежчики часто сообщали, что такая практика не является редкостью».
Также в документах говорится, что Иркутский завод тяжелого машиностроения является ключевым предприятием по производству металлургического оборудования.
Закрытый для иностранцев город
Оказывается, Иркутск не всегда был таким уж гостеприимным городом. Это сейчас здесь рады туристам изо всех городов и стран. Но в советское время Иркутск, как и ряд других городов Иркутской области, был территорией, недоступной для визитов иностранцев.
В разведывательном отчете ЦРУ, посвященном советским ограничениям на поездки иностранцев, сказано, что с 1941 года Иркутск был недоступен для граждан других стран. 28 августа 1957 года советское правительство пересмотрело свои правила о закрытых территориях, из-за чего часть городов попала в категорию ограниченного доступа, а другие города и туристические пункты стали открыты для посещения.
Согласно данным американской разведки, большинство вновь открытых населенных пунктов находились в Подмосковье или вдоль западной границы страны. В Восточной Сибири свои двери для туристов с 1957 года открыл Иркутск.
Другие города региона в разные периоды времени имели разные статусы. Например, Ангарск, существующий с 1952 года, стал закрытым городом с 1966 года. Город Черемхово в 1948 году еще имел статус открытого, а вот по данным на январь 1952 года, уже был недоступен для визитов. Правда, в январе 1953 года всё вернулось на круги своя.
Других городов Приангарья в списках ЦРУ не обнаружено.
Дефицит фотопленки
Еще среди более 3 тысяч документов, содержащих упоминание об Иркутске, довольно сильно выделяется доклад об оснащенности СССР различной техникой и электронным оборудованием, таким как телевизоры, радио, солнечные батареи и фототехника.
Среди прочих сведений в объемном докладе приводятся некоторые жалобы журнала «Советское фото», которые в больших количествах поступают в редакцию. Американские разведчики цитируют обращение некоего Сонина, который в 1958 году сетует на то, что в иркутских магазинах с апреля нет 35-миллиметровой пленки.
— И вот группа геологов и биологов вынуждена отправляться в экспедиции с пустыми камерами. Фотохимические вещества, такие как проявитель, гипосульфат и метол часто недоступны. Когда покупатель ищет один тип фотобумаги, ему предлагают другой с комментарием: «Это очень хорошая бумага, ее все покупают», — говорится в выдержке из статьи.
Также читатель жалуется на отсутствие в Иркутске специального фотомагазина. Из-за этой проблемы местным фотографам «приходится искать фотобумагу в отделах хозтоваров, одежды и других».
Все эти и другие данные до сих пор хранятся в архивах ЦРУ и были обнародованы в 2017 году. Изучение этих документов, может, и не дает реального представления о том, каким был Иркутск в середине прошлого столетия. Зато помогает понять, каким его представляли американцы.
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.