Депутаты Законодательного собрания Иркутской области на сессии 12 ноября приняли проект бюджета Приангарья на 2015-2017 годы в первом чтении. Естественно, не обошлось без громких обещаний исполнительной власти, явного недовольства финансовым документом коммунистами и становящегося традиционным обвинений в коррупции команды Ерощенко от Красноштанова, но на итоговом результате чтения всё это не сказалось.
В существующем варианте доходы бюджета в 2015 году планируются в сумме 98,8 миллиарда рублей, в 2016-м – 101,9 миллиарда, в 2017-м – 101,2 миллиарда рублей. Расходы предлагаются в 2015 году в объёме 109 миллиардов рублей, в 2016-м – 113,7 миллиарда, в 2017-м – около 114 миллиардов рублей. При этом дефицит бюджета с 2015 по 2017 года увеличится на 25% — до 12,8 миллиарда рублей.
Социалка. Не гордая, но дорогая
Прошедший первое сито заканодательной власти проект бюджета так и остался социально направленным. Хорошо это или плохо? Скажем, министр финансов Иркутской области Наталия Бояринова, видимо, считает, что хорошо, делая во время представления бюджета 2015 года особый акцент на том, что 71% его доходов уйдёт на социалку.
Противоположной позиции по «социальности» бюджета придерживается уполномоченный по правам человека в Приагарье Валерий Лукин. Он считает, что этим нельзя гордиться: «Ведь не достояние, когда мы оказываем помощь трети населения региона. Это значит, что у нас очень низкий уровень жизни. Мы должны стремиться к повышению доходного потенциала».
Кстати сказать, в Иркутской области соцподдержку получают 790 тысяч человек – а это, действительно, те самые 1/3 населения всего региона, о которых говорит омбудсмен.
Красноштанов против Ерощенко
Не обошлось без показательных выступлений депутата от Ленинского округа Иркутска Алексея Красноштанова. Его сильно смутило, что в бюджет по-прежнему заложены средства на выкуп зданий под социальные объекты. Он видит в этом коррупционные замашки и считает, что с этой схемой надо срочно прекращать.
«Я глубоко уверен, что более коррупционной схемы чем выкуп объектов в России не существует. Есть нормальная методика, когда подрядчик делает проект при условии, что оплата по готовому проекту будет произведена через три месяца после ввода объекта в эксплуатацию. А что такое выкуп? Сегодня господин Литвин выкупит, завтра – нет. Сегодня цена будет одна – завтра другая. И кто определяет цену выкупа? Это же рынок: один продаёт, другой покупает. Один - подороже, другой – подешевле», - выдал депутат.
Ерощенко повёл себя сдержанно, призвав Красноштанова уважать друг друга, и корректно использовать те или иные формулировки: «2,5 года назад в первом своём выступлении я сказал, что сделаю все, чтобы избавить бюджет от коммерциализации. Мы этим занимаемся, все действия, включая выкуп, осуществляются по единым требованиям: цена – качество. Этим мы, кстати, гордимся. Иркутская область находимся в тройке российских территорий, вместе с Москвой и Краснодарским краем, по количеству социальных строек и по их качеству».
Видимо слегка разгорячившись, глава региона решил малость съязвить, заявив, что не удивился бы, если бы при обсуждении бюджета депутаты «ещё и ретроспективу 1913 года использовали»: «Я не волшебник, чтобы решить одним годом бюджета то количество проблем, которые вы бы мне сегодня предложили. Я понимаю, что мне как минимум несколько лет придётся работать, чтобы, например, в Иркутской области все школьники учились в одну смену».
Массовка — за? Принято!
Против проекта бюджета выступили парламентарии-коммунисты. Вслед за депутатом Ольгой Носенко, которая ещё до сессии сообщала ИА «БайкалПост», что бюджет направлен не на развитие области, а на латание дыр, по проекту негативно высказался и её соратник Сергей Бренюк. Он подчеркнул, что рад бы проголосовать за принятие документа, да не может, потому что не устраивает его идеология: «Губернатор всё говорит о новой индустриализации, однако, кажется, правительство его не поддерживает. Мы нигде не видим индустриального взлёта. Пока мы наблюдаем в бюджете только «добыть – продать – проесть».
Ответное слово взял губернатор Приангарья Сергей Ерощенко. По его мнению, новый финансовый документ всё-таки призван развивать регион: «Сейчас мы на 15-й позиции в России по параметрам бюджета. К тому же я каждый день рассматриваю новые инвестиционные соглашения с предприятиями. Индустриализация – это необходимый для области процесс».
Коммунисты праведно повозмущались, что регион не сможет развиваться с таким бюджетом. Ерощенко не менее убедительно ответил, что сможет. Затем было ещё несколько выступлений, немного споров и голосование. Конечно же, протестное — со стороны коммунистов и сиюминутных оппозиционеров, вроде Красноштанова, традиционно нужное — со стороны единороссовского большинства и остальной массовки. Бюджет пошёл на следующую ступень принятия — второе чтение, которое состоится 26 ноября.