На губернаторских выборах в Иркутской области за месяц до дня голосования с гонки по собственной воле сошли два кандидата из семи. Формально кампания всё ещё остаётся конкурентной, хотя фактически проходит без страсти и драйва, которые можно было бы ждать в Иркутской области.
В конце прошлой недели два кандидата — Григорий Вакуленко от «Гражданской платформы» и Максим Евдокимов от «Родины» - сняли свои кандидатуры с выборов губернатора. Первый — ознакомившись с программами всех кандидатов и их заслугами, второй — после плохих данных социологии, но оба — в пользу действующего врио губернатора Игоря Кобзева, который участвует в кампании как самовыдвиженец при декларируемой поддержке «Единой России».
Кроме него, в кампании остались представитель КПРФ, депутат Госдумы Михаил Щапов, вице-спикер заксобрания Лариса Егорова от «Справедливой России», руководитель регионального отделения ЛДПР Андрей Духовников и проректор ИРНИТУ Геннадий Щадов от КПСС.
После заявлений Евдокимова и Вакуленко координатор движения «Голос» Алексей Петров усомнился в том, что оба кандидата сами собирали подписи для прохождения муниципального фильтра — в противном случае они бы не отказались от участия в кампании через несколько дней после регистрации. По его мнению, число участников предвыборной гонки сокращают, чтобы снизить вероятность второго тура, который состоится, если ни один из кандидатов не наберёт 50% голосов избирателей.
«Партия «Родина» и «Гражданская платформа» сыграли, к сожалению, не самую хорошую игру в данной избирательной кампании», - считает Петров.
Политолог Сергей Шмидт назвал выход двух кандидатов из кампании самоудалением ненужных, а «передачу» голосов Кобзеву - «неким спектаклем». «Какие голоса они успели обеспечить?» - спрашивает эксперт.
По мнению Шмидта, в Иркутской области не было проблем с конкурентностью кампании, потому что есть два сильных ресурсных кандидата, и можно было не выводить большое количество претендентов. Эксперт отмечает, что, как правило, с выборов снимаются в пользу других претендентов наработавшие авторитет кандидаты ближе ко дню голосования, в случае с Вакуленко и Евдокимовым об этом говорить не приходится.
Оба иркутских эксперта и руководитель «Политической экспертной группы», московский политолог Константин Калачёв считают губернаторскую кампанию 2020 года в Иркутской области очень тихой и «формально конкурентной».
«Если выборы пройдут в таком спокойном формате, в Иркутской области сложно делать прогнозы, то, наверное, они могут ограничиться одним туром», - отметил Шмидт.
Калачёв считает, что избирательную кампанию украсило бы участие мэра Бодайбо Евгения Юмашева, которого избирком не зарегистрировал. По его мнению, снятие этого кандидата с дистанции объясняется боязнью второго тура.
«Что касается самого характера кампании, честно говоря, есть вопросы. Потому что особой страсти, особого драйва не ощущается, в том числе со стороны Щапова. Может быть, так задержание Фургала (бывшего губернатора Хабаровского края, задержанного в начале июля по подозрению в причастности к нескольким убийствам) действует, может быть, что-то ещё. Я могу только гадать. Откровенно говоря, я думаю, что с Щаповым работают неплохие люди, но его кампания пока не выглядит тотальной, и ещё сложно говорить, сможет ли он составить реальную конкуренцию», - отмечает Калачёв.
По его словам, кампания вялая, скучная, не вполне оправдывает его ожидания. «Она, мне кажется, какая-то вымученная и без огонька. Причём у всех», - замечает эксперт.
Петров называет выборную гонку слабоконкурентной. По его мнению, пока не сделано ничего, чтобы избиратели пришли на выборы в день голосования. «Даже с учётом трёх дней голосования, если не получится взбудорожать общественность (привлечь внимание к тому, что проходят выборы — ред.), явка избирателей будет очень низкой. Я надеюсь, что те кандидаты, которые остались, всё-таки начнут что-то делать», - подчеркнул Петров.
По его мнению, если кандидаты от других парламентских партий — ЛДПР и «Справедливой России» - не начнут активную кампанию, то им будет сложно в следующем году на выборах в Госдуму.
Как считает Калачёв, Кобзев делает ставку не на агитационные материалы, а на мобилизацию избирателей, «работу полей». Политолог полагает, что позиции Кобзева в области пока неоднозначные: есть конфликт с элитой, у части которой не оправдались ожидания; в муниципалитетах до конца не выработано отношение к действующему главе региона.
По мнению эксперта, говорить о том, что врио выстроил «отношения, в которых он всем нужен и всех устраивает, пока рано». При этом, считает Калачёв, то, как Щапов собрал муниципальный фильтр, показывает, что у коммунистов неплохие позиции в районах.
«Хотелось бы понять, но, находясь вдали от Иркутска это сложно сделать, действительно ли у Щапова есть желание победить или это претензия на достойное второе место и победу по округу на следующих выборах в Госдуму», - замечает политолог.
Остальные кандидаты, по мнению Калачёва, идут фоном. Он также считает, что организовать профессиональное наблюдение за выборами, которые будут идти 3 дня, может быть сложно даже для КПРФ.
Шмидт замечает, что в Иркутской области идёт основная конкуренция между двумя идеологическими платформами - «варяг» и «земляк», добавляя, что пока кампания идёт без привычного для иркутян «мочилова» оппонентов. Это, по его мнению, также снижает шансы на второй тур.