Правительство Иркутской области оценило стоимость строительства нового аэропорта в Иркутске в сумму более 200 миллиардов рублей в ценах 2024 года. Об этом региональные власти сообщили порталу РБК. Отмечается, что иркутский аэропорт в таком случае может стать самой дорогой воздушной гаванью, построенной в России за последние десятилетия.
В публикации РБК отмечается, что стоимость работ определена на основе предпроектных расчетов проектно-изыскательского и научно-исследовательского института гражданской авиации «Аэропроект» (это головное проектное бюро Росавиации, которое специализируется на развитии наземной инфраструктуры). В нее включены дорожные сети и коммуникации, которые нужно будет построить с нуля. Предполагается, что аэропорт будет строиться в 2028–2030 годах в деревне Позднякова, к северу от Иркутска. Сегодня в городе работает старая воздушная гавань в городской черте.
Деревня Позднякова в качестве новой площадки для аэропорта рассматривается довольно давно, в 2021 году об этом заявлял глава Приангарья Игорь Кобзев. При этом территория трижды отклонялась Главгосэкспертизой из-за связи с объектами Министерства обороны. Согласование площадки МО РФ планировали получить до конца 2021-го, но это произошло только в 2022 году. Потом стало известно, что власти рассчитывают начать строительство нового аэропорта в 2028 году. Торги по выбору инвестора планировали провести в 2023 году, однако пока этого сделано не было.
В сутки аэровокзал внутренних линий обслуживает 8,5 тысячи пассажиров, из которых половина — прилетающие в Иркутск. К осени власти региона построят рядом с действующим терминалом модульное здание, похожее на сарай или ангар. Там разместят зону прилета пассажиров внутренних авиалиний, она будет обслуживать до 4 тысяч пассажиров в сутки. Из основного здания аэровокзала уберут ленту выдачи багажа и зону прилета, на их территории разместят дополнительные стойки регистрации.
— Источники РБК в разных аэропортах расходятся в оценке суммы стоимости строительства (нового аэропорта. — Прим. ред.). Источник в одном из аэропортов считает, что даже с учетом инвестиций в сопутствующую инфраструктуру и аэродром цена аэропорта не может быть сопоставимой с ценой Крымского моста (стоил 227,92 миллиарда рублей в ценах соответствующих лет). Источник в другом крупном аэропорту говорит, что с учетом того, что объект строится с нуля, «он может стоить и 300 миллиардов рублей» — всё зависит от его наполнения, — отмечается в публикации.
В 2021 году глава Росавиации Александр Нерадько оценивал необходимые инвестиции в строительство аэропорта на уровне 70 миллиардов рублей. По его мнению, 53 миллиарда были необходимы на летное поле и взлетку, еще 20 — на аэропортовый комплекс.
В сообщении подчеркивается, что администрация региона не сможет построить аэропорт за свой счет. Для реализации проекта потребуется профильный инвестор и федеральное финансирование. Региональные власти оплатят строительство автомобильных дорог и электросетевой коммунальной инфраструктуры, федеральные — строительство взлетно-посадочной полосы, инвестор — аэровокзал и сопутствующие сооружения.
В конце 2023 года губернатор Иркутской области Игорь Кобзев заявил, что власти региона ведут переговоры о передаче ВПП иркутского аэропорта в федеральную собственность. Кроме того, предполагается, что авиаузел будет передан РФ, а оперативное управление будет за корпорацией «Ростех» (в ее структуру, в частности, входит Иркутский авиазавод).
Развитие аэропорта Иркутска обсуждают последние несколько десятилетий. Он входит в двадцатку крупнейших в России, но уже не справляется с растущим турпотоком. Кроме того, инфраструктура давно устарела. Недавно эксперты включили иркутский аэропорт в топ-5 худших аэровокзалов страны.
Так как за последние 20 лет строительство нового аэропорта в Иркутске начать так и не удалось, власти решили модернизировать имеющийся, а именно построить новый терминал прилета, которую многие за внешнее сходство сравнивают с ангаром. Эскизный проект быстровозводимого некапитального павильона «Прилет» раскритиковали российский блогер и урбанист Илья Варламов* (внесен Минюстом РФ в реестр иностранных агентов) и digital-художник Сергей Чащин. Иркутская студия архитектуры и дизайна «Резеда» в соцсетях показала свой проект временного терминала аэропорта города, и он не похож на ангар из профлиста, в отличие от того проекта, который планируют реализовать региональные власти и который возмутил Союз архитекторов региона. После критики дизайн сменили, но по своей сути он изменился не сильно.
* Варламов Илья Александрович внесен Минюстом РФ в реестр иностранных агентов.
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.