IRCITY
Погода

Сейчас+18°C

Сейчас в Иркутске

Погода+18°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +13

6 м/c,

южн.

714мм 18%
Подробнее
USD 91,78
EUR 98,03
Город Культура интервью Работал в Москве за 18 тысяч и ел «бумажные» пельмени. MC Zammer — о том, как пробивал свой путь в музыке

Работал в Москве за 18 тысяч и ел «бумажные» пельмени. MC Zammer — о том, как пробивал свой путь в музыке

9 сентября он отметит 20-летие творчества большим концертом в Иркутске и разыграет Mercedes среди гостей

Работал в Москве за 18 тысяч и ел «бумажные» пельмени. MC Zammer — о том, как пробивал свой путь в музыке

«В Музее музыкальной культуры имени Глинки я получал 18 тысяч рублей. Квартира стоила 25. И вот я занимал деньги у иркутских ребят, потом перезанимал у других, чтобы отдать первым, и так по кругу. Это прям жестко было. Помню, как тогда мне приходилось есть «бумажные», самые дешевые пельмени», — рассказывает в интервью «ИрСити» про свои первые годы жизни в Москве музыкант Анатолий Zammer.

Когда Толя переехал в Москву, в Иркутске он уже был звездой, а вот в столице первое время приходилось буквально выживать. Сейчас музыкант уже добился успехов: он регулярно выпускает новые треки, пишет альбомы и дает концерты. В этом году MC Zammer отмечает юбилей — 20 лет в музыке. По такому случаю Иркутск ждет грандиозный концерт, в финале которого среди гостей разыграют настоящий «Мерс». Мы поговорили с Толей о предстоящем событии, его любви к Иркутску и о том, почему он возвращается сюда снова и снова.

Свою творческую карьеру Анатолий Заммер начал в 2003 году. Стал победителем многих рэп-фестивалей в Иркутске, Красноярске, Кемерове и других городах Сибири. В 2008 году уехал в Москву, где подписал 10-летний контракт с продюсером Григорием Зориным.

Записал несколько музыкальных альбомов, а его песня «Адская машина» стала саундтреком к фильму «Доминика». Вместе с ангарчанкой Асей Пивоваровой сняли клип к 85-летию Иркутской области, а летом 2022 года Zammer выступил на концерте в честь дня рождения Иркутска.

«Мы все когда-то мечтали о таких тачках»

Давай сразу начнем с концерта, а точнее, с того, откуда взялась эта фишка с «Мерсом»? Ты действительно кому-то подаришь настоящую тачку, без дураков?

— Да, в конце моего выступления мы разыграем «Мерс», который я специально для этого купил в Иркутске. Идея эта возникла у меня еще в прошлом году, когда я понял, что в 2023-м исполнится 20 лет моей музыке. Мне захотелось это как-то по-особенному отметить. Когда я поделился идеей с моим другом, гитаристом нашего проекта Yellow Socks Володькой, он мне сказал, мол, Толик, на всероссийский масштаб «Мерс» никак не сыграет, а вот локально, в Иркутске, это выстрелит. Кто-то покрутит у виска и спросит: «Блин, он сдурел?», а кто-то скажет, что это круто.

9 сентября в Иркутске состоится большой концерт Толи Заммера в честь 20-летия его творческого пути

Для меня, конечно, в первую очередь важно, что это будет концерт к 20-летию моего творчества. А «Мерс» — просто приятная фишка, которая кого-то осчастливит.

На концерте среди гостей разыграют вот этот «Мерс»

Это, конечно, мощно. Я в Иркутске ничего такого не припомню на концертах.

— В Иркутске разыгрывали тачки, но не музыканты. А я же не просто музыкант, я рэп-исполнитель, представитель уличной культуры. Вот из амбассадоров уличной культуры такого точно никто не делал. И для меня это круто, типа вот Толян это сделал первый.

А откуда «Мерс»? Ты его сам купил, на свои деньги?

— Да, купил здесь, в Иркутске. Пришлось, конечно, поискать, потому что сейчас мало машин тех лет в хорошем состоянии в нашем городе. Но все-таки всё получилось.

«Мерс» Толя купил здесь, в Иркутске, за 400 тысяч рублей. Машина на ходу и в отличном состоянии

Денег не жалко было? Если не секрет, сколько ты потратил?

— Я просто сел и подумал. Такой «Мерс», именно «Волчок», стоит около 400 тысяч рублей. На те же деньги я мог бы привезти разных музыкантов, с которыми у меня есть совместные песни. Но я это уже делал. Я мог набрать напитков, тортиков, напечатать диски, плакаты, мерч и футболки на ту же сумму. Но и это уже было. А «Мерса» не было. Кроме того, это отсылка к моей юности, когда мы, подростки, ходили по Ленинскому району и все мечтали о таких тачках.

Вот, собственно, тот самый «Волчок», о котором Толя и все подростки тех лет так мечтали

Именно о таких, какую ты и купил?

— Да-да, именно такой вот «Волчок» нас привлекал больше всего. Для розыгрыша мы купили тачку в отличном состоянии. Да, с ней надо будет поработать, но это и понятно: этой машине 30 лет, она 1993 года выпуска. Повидала всякого. Но она и сейчас едет довольно бодро. Без всякого этого, знаешь, когда заводишь, а она дымит или не едет. Наш «Мерс» хороший в этом плане. А в салоне вообще прекрасен: винтажные вставки из дерева, кресла велюровые, очень удобный. Я его иногда выкатываю из гаража, гоняю по району и вижу, как смотрят подростки, молодежь, какими глазами, и понимаю, что был точно таким же.

То есть об этом мечтал подросток Толя Заммер и все его друзья?

— Да. И получается, что эту мечту я воплотил сейчас, находясь уже, конечно, в другом возрасте, но имея такую возможность. Также я хочу исполнить эту мечту у кого-то другого, потому что мне всегда приятно делать приятно своему иркутскому слушателю. Именно поэтому я часто в Иркутске провожу бесплатные концерты. Я говорю: «Приходи, посмотри, подпишись и следи за моей темой». Но сейчас вот история другая.

Zammer говорит, что мог бы просто записать дисков и выпустить мерч, но решил порадовать слушателей автомобилем

В этот раз концерт не бесплатный, но с «Мерсом». Билеты стоят от 1000 до 2500 рублей. И вот что я заметил. Первые билеты купили именно те мои слушатели, которым тачка вообще не важна. То есть это прямо поклонники творчества. Да, будут и те, кто меня не знает и придет ради «Мерса». Но это тоже хорошо. Они отстоят 2 часа, послушают рэп, познакомятся с моей музыкой, скажут: «А ведь Толян же из Иркутска, мы тоже из Иркутска, он классный, почему мы раньше о нем не знали?» И после этого, возможно, будут со мной и дальше.

Где состоится концерт и как будет проходить розыгрыш?

— Концерт будет 9 сентября в «Эстраде». У каждого билета есть свой уникальный номер. Все их выгрузим в Excel-табличку, а затем с помощью рандомайзера выберем победителя. Но перед розыгрышем «Мерса» я подарю еще всякие ништяки и призы. На время розыгрыша из зала позовем несколько случайных человек, которые убедятся, что всё происходит по-честному и заранее ничего не записано.

А что, могут у кого-то возникнуть сомнения в том, что всё понарошку и кругом обман?

— Столичные блогеры, например, любят так делать. Заранее продают главный приз, заранее записывают ролик с нужным результатом розыгрыша, а потом типа в прямом эфире его запускают. В интернете все эти схемы подробно описаны. Но я, во-первых, в стремных историях не замечен. Во-вторых, я же с Ленинского района. У нас на районе так не поступают. Да и вообще пацаны просто не поймут.

Хотя скажу, что мне, пусть и не напрямую, но через посредников, поступали предложения в духе: «А давай мы сейчас купим у тебя «Мерс», а потом он достанется тому, на кого мы укажем». Я в ответ предложил купить побольше билетов и надеяться на удачу.

«Не жестил, но волосы красил, ухо прокалывал и носил широкие джинсы»

Теперь давай вспомним, как начинался MC Zammer в 2003 году. Почему ты, собственно, примкнул к рэп-культуре? Мне кажется, что тогда бо́льшей популярностью пользовался рок. Все эти тусовки неформалов на «Круге»: панки, готы, чуть попозже — эмо. Рэперов в Иркутске как будто тогда было не очень много.

— Тогда рэп как раз только-только пришел в Иркутск, как, собственно, и в другие города страны. В Москве-то уже было рэп-комьюнити, хип-хоп-культура уже была хорошо развита. Гремел Децл, Михей, группа «Лигалайз». «Каста» в 1996 году выиграла фест Rap Music, а к 2003-му была вообще воу, пушечная команда. Опять же, Ванька Нойз* (Noize MC, настоящее имя Иван Алексеев, внесен в реестр физлиц-иноагентов) уже тогда что-то делал.

И вот когда рэп пришел в Иркутск, его не принимали. Все эти широкие джинсы, кепки эти с прямым козырьком. Тогда на это всё смотрели дико. К тому же рок-комьюнити было очень сильным. Но что мы видим сейчас? Сейчас рэп везде. В те годы мы об этом только мечтали. Вместо этого у нас были драки, выяснения отношений и вот это всё. Слава богу, мы это всё пережили, хотя в Ново-Ленино, конечно, было жестко.

Так Толя выглядел в начале своего творческого пути

Приходилось тебе получать за внешний вид?

— В Новоляге нет, а вот в Юбилейном, помню, была хорошая такая драка. Нас хорошо побили из-за широких джинсов и кепок.

Сложно уже сейчас представить, что можно выхватить за серьгу в ухе или какие-то не те штаны. А ведь тогда такое и правда было…

— Ага. Помню, конечно, были ребята, которые пробовали походить в такой одежде, узнали, что есть некое противостояние с окружающим миром, и поняли, что это не для них, перестали так одеваться. А я чёт не перестал, мне нравилось. Понятно, что не жестил, но волосы красил, ухо прокалывал. Джинсы широкие носил, прям трубы. Сначала стал слушать музыку, потом соответствующе одеваться, а потом и сам стал что-то писать, где-то выступать.

Музыкант говорит, что быть рэпером 20 лет назад в Иркутске было сложновато. Порой приходилось получать за внешний вид

Ты ведь тогда уже где-то учился? Явно не в школе?

— Да, в 2003 году я учился в Иркутском политехе на факультете геологии. И первый рэп мой звучал так: «Факультет геологии и геоинформатики отличается от фака физики и математики». Какой-то такой заход был. Сначала просто писал какие-то треки, потом начал выступать немного, потом были фестивали в Иркутске, Красноярске и Кемерове. Первые победы. У меня как-то хорошо получалось фесты выигрывать.

И вот приезжаешь ты домой с кубками, а тогда еще прям кубки давали, и родители видят, что всё серьезно. Они тогда поняли, что это не какая-то блажь, а мечта, к которой я иду. Ребята в окружении заметили, что у меня хорошо получается. Я пошел работать МС-мастером в клуб «Объект 01». Влился в коллектив, хоть и со скрипом, но в итоге стал своим. Там были мои первые большие концерты, там я стал чувствовать себя уверенно на сцене.

Однушка на Щелковской, «бумажные» пельмени и контракт на 10 лет

Как ты пробивался в Москве и насколько тяжелым был путь?

— В ноябре 2008 года в клубе «Мегаполис» у меня состоялась презентация второго альбома «Математик». В «Меге» собралось около 700 человек, и для меня это был абсолютный рекорд по посещаемости. После этого все стали подталкивать меня к тому, что надо идти дальше. Сначала я сомневался, но потом собрал конверты с дисками, на которые нарезал все демки, лайв-выступления, фотографии, и поехал в Москву. Это было в феврале 2009-го. На руках у меня был список лейблов и студий, куда я решил всё это отнести.

Это очень похоже на сюжет какого-нибудь фильма про шоу-бизнес…

— Да-да, есть даже фильм «Попса» про девочку из провинции, которая приехала в Москву и стала искать продюсера. У меня было что-то похожее.

А вот иркутянин приехал покорять Москву в 2009 году

Грубо говоря, ты ногами ходил по всем этим студиям и как курьер разносил свои диски?

— Ну да. Я на 10 дней приехал в Москву, и почти всё это время я мотался по городу и продвигал себя.

И что в итоге — кто откликнулся?

— Надо еще сказать, что иркутские организаторы концертов подкинули мне номер некоего Антона, который, как мне тогда сказали, занимается концертами в столице. Наши ребята заверили, мол, мы Антоху в Иркутске хорошо встречали, он наверняка это помнит. Посоветовали: «Набери его и скажи, что ты от нас, а он чем-нибудь поможет». За два дня до вылета я позвонил этому Антону, рассказал о себе, и всё. На следующий день он перезванивает и говорит: «Толян, привет! С тобой хочет встретиться Гриша, продюсер Нойза*. Встречаемся на Маяковской».

Я, конечно, помчался. Это была такая промозглая московская зима. А я в тоненькой курточке-бомбере, шапка белая, «стоячая», весь смешной такой. И вот встречаемся мы с ребятами, а они мне предлагают — контракт на 10 лет.

Толя Заммер на одном из концертов

Тебя это как-то напрягло?

— Ну да. Я им отвечаю: «А че мне делать? Я завтра улетаю». Они говорят: «Ты летишь в Иркутск, мы вышлем тебе бумаги, ты с ними ознакомься. Можешь с юристами, можешь с кем хочешь его изучить и подумать». Я спросил, можно ли заключить его не на 10 лет, а поменьше? Мне ответили, что в этом нет смысла, либо на 10, либо никак. С обязательным условием: за это время выпустить пять альбомов.

Это норм условия или сложно?

— Выпускать по альбому раз в два года? Ну камон. Для меня это вообще легко. Так что я вернулся домой, всё рассказал родителям, друзьям. Мне ответили: «А на фиг тебе это надо — кабала на 10 лет?» И я понимал, что это действительно кабала, но я шел за мечтой. Так что контракт все-таки подписал.

И что потом?

— Теперь уже мой продюсер Гриша Зорин, который работал с Noize MC* и другими известными артистами, купил мне билет в Москву. Первое время там я жил в квартире друзей, потом опять же продюсер снял мне квартиру, я перебрался туда.

Презентация альбома «Математик» в «Мегаполисе» в 2008 году

Хорошая была квартира, звездная? Или самая обычная?

— Обычная однушка на Щелковской, без изысков, но неплохая. Я тогда жил один, моя будущая жена Наталья тогда еще оставалась в Иркутске, так что мне хватало.

Как это было — работать не самому по себе, а с продюсером?

— К тому моменту, как я переехал, у меня вышло два альбома — «За меридианом» и «Математик». Гриша предложил такой ход: собрать из них самые успешные, на его взгляд, песни, которые лучше всего ложатся на слух, и выпустить сборник. Чутье его не подвело, кстати, эти композиции мы до сих пор исполняем с моей московской командой Yellow Socks, и они всегда хорошо заходят. Отобрали мы эти треки и перезаписали на московской студии. Это должно было вывести меня на новый уровень.

Было всё так круто, я ходил такой вдохновленный, писал новые треки. Именно тогда родились песни «Новый день», «Счастье есть» и прочие. Всё было в кайф.

Но вторая волна кризиса внесла свои коррективы. В тот момент у Нойза* выходили альбом и книга, продюсер все деньги «поставил» на него, а мне сказал: «Толян, тут такое дело, все деньги кончились, возвращайся домой в Иркутск».

После подписания 10-летнего контракта казалось, что дальше — только слава и успех. Но случился грандиозный облом

Вот это поворот… Хотя, если бы у тебя сразу всё сложилось успешно, это было бы как-то нетрушно.

— Я спросил: «А можно мне остаться в Москве?» Мне ответили что-то вроде: «Окей, оставайся, только финансирования не будет». И я рискнул. Вскоре все деньги, которые были накоплены, отложены, ушли, я стал размышлять, что делать дальше. Понял, что в Иркутск не поеду железно, останусь в столице. Значит, надо искать работу. Был сначала менеджером по продажам, затем пошел в «Охотный ряд» в Adidas продавцом. Дальше был Музей музыки имени Глинки.

Музыкой бросил заниматься или посвящал ей свободное время?

— Не, не бросил. Более того, музыка меня и спасла из всего этого. Один мой друг как-то позвал меня выступить на мероприятии, надо было буквально три трека исполнить. И меня заметил человек, который курировал это мероприятие. Он там был и техником, и программой занимался. Подошел ко мне и говорит: «Мне нужен ведущий на День молодежи, пойдешь?» Я, конечно, согласился. Хорошо его отвел, всё прошло отлично. После ко мне снова подошел этот же человек, Сергей Николаевич, и спросил, где я вообще работаю.

В Москве Толя работал такелажником в Музее имени Глинки: в вечно пыльной робе таскал на себе инструменты и мебель за 18 тысяч рублей

Видимо, это тот самый поворотный момент, после которого твоя жизнь круто поменялась?

— Да, это он. Я ответил, что работаю такелажником в Музее Глинки на станции метро «Маяковская», таскаю инструменты, мебель и прочие громадные штуки. Музей, конечно, классный сам по себе. Он один из самых больших музыкальных музее в Европе. Сам очень красивый, там крутые архивы и дорогущие экспонаты. Я там видел множество звезд из мира музыки: мэтров, оперных див, композиторов. Это интересный опыт, но работенка та еще. Ты вечно ходишь в робе, весь в пыли, на тросах тягаешь все эти тяжести.

Вспомнился, кстати, случай забавный. Нам как-то нужно было перетащить тяжеленный рояль. Мы его тросами, ремнями, где-то своими силами перли на сцену. А там большой такой зал, акустика шикарная, можно петь без микрофона. И чет у меня настроение такое было задорное, я взял и запел: «От понедельника и до понедельника в легкую пыль превращаю дни». И это услышала одна из сотрудниц музея. Смотрит на меня, глазам не верит и говорит: «Толик, это ты, что ли, поешь?» Я киваю, а мой напарник Саня, крепкий такой мужик, ей отвечает: «А вы че, не знали? Он же музыкант у нас». Я тогда себя почувствовал, как Фрося Бурлакова, так смешно было.

Ну так вот, Сергей Николаевич спрашивает: «И че зарплата в Музее Глинки?» Я ответил: «18 тысяч». А квартира моя стоила 25. И вот я занимал деньги у одних иркутских ребят, потом перезанимал у других, чтобы отдать первым, и так по кругу. Это прям жестко было. Помню, как тогда мне приходилось есть «бумажные», самые дешевые пельмени. Времена были не из лучших.

Зарплаты такелажника категорически не хватало даже на съем квартиры в Москве: приходилось бесконечно перезанимать у друзей, чтобы просто выживать

Получается, ты был буквально на грани выживания.

— Да, так и было. Николаич услышал про 18 тысяч и говорит: «Слушай, а давай к нам в молодежный центр? Платить буду 25, будешь специалистом по работе с молодежью, будет у тебя рэп-направление». Я согласился и пришел работать в «Созвездие». Именно там у нас сложился костяк артистов: танцоры, диджеи, музыканты, мы выступали на мероприятиях вроде Дня города или Дня молодежи. В 2011 году мы с моим другом Володей создали группу Yellow Socks, и всё пошло-поехало.

А что стало с тем твоим 10-летним контрактом? Или он разрешал тебе петь где-то и с кем-то еще?

— Контракт мы не расторгли, хотя я звонил продюсеру и предлагал. По условиям контракта я не мог записывать «совместки», за это были очень серьезные штрафные санкции — 500 тысяч долларов. Вот прям такие цифры. Поэтому я хотел избавиться от этих обязательств. Но продюсер мне сказал, что контракт ему по барабану, я могу делать, что хочу, лишь бы мозг не выносил. При этом никакого расторжения.

Странно. Если они дали тебе карт-бланш на любые действия, почему бы тогда было и контракт не разорвать? Раз уж он всё равно не исполняется.

— Думаю, это было на тот случай, если бы я написал какую-то суперуспешную песню. Тогда бы они мне позвонили и сказали: «Толян, а ты ведь наш». Но я, видимо, по их мнению, такую песню не написал. При этом я создал много треков, которые отозвались здесь, на родине: «Тайга», «Сибиряк», «Иркутск», «Ново-Ленино». Да, они душевные, прикольные. Но они не попадут в ротацию. А сейчас, когда такая огромная конкуренция на хип-хоп-рынке, тем более.

«Если не будет Толи Заммера, будет как-то скучнее»

Скажи, вот сейчас, спустя 20 лет, ты добился всего, чего хотел в музыке? Или тебе нужна слава и известность уровня того же Нойза*, например?

— Благодаря музыке я стал тем, кем стал, у меня появилось всё из-за того, что когда-то я занялся рэпом. Но понял я это не сразу, а спустя время. Когда меня спрашивают: «Толян, ну когда у тебя будет хит, чтобы ты стал суперизвестным?», я думаю о том, что не это главное. Мой главный подарок судьбы — это моя жена, мои дети. Наталья дает мне силы и возможности заниматься тем, что мне нравится, дает творить, а я могу этим радовать своих поклонников. Все-таки я верю в то, что людям нужно мое творчество и если не будет Толи Заммера, будет как-то скучнее в этом мире. А так я что-то пишу про Иркутск, про Ленинский район. Ребята с Ново-Ленино особенно любят такие треки.

Тот самый тюльпан, который когда-то стоял в Иркутске на остановке «Узловая». Теперь он остался лишь на старых фотках да в виде татуировки на голове у Толи

И это неудивительно. Ведь для них ты — тот человек, который, с одной стороны, добился успеха, а с другой — не забывает про свой город, про свой родной Ленинский район.

— Да, Ново-Ленино — это как Детройт. Но вообще связь между мной и Иркутском — навсегда. Это мой мостик. В этом году я даже сделал на голове две татуировки — 38 и тюльпан. Это мои символы. 38 — это, понятное дело, Иркутск, а тюльпан — это символ Ленинского района. Помнишь же, была такая скульптура на остановке «Узловая»? Его уже сейчас там нет, но он навсегда со мной.

Еще одна татуировка Толи — цифра 38 — символизирует его любовь к родному Иркутску

Какие события в своей музыкальной карьере ты считаешь прям значимыми достижениями?

— Одно из самых запоминающихся — это выступление в «Лужниках», на которое пришли 70 тысяч человек. Мы там выступали с группой Yellow Socks на одной сцене с Максом Коржом, Нойзом*, «Кастой». Это было нереально круто. Такие концерты были у нас трижды.

Еще одно событие — моя песня «Адская машина» стала саундтреком к фильму «Доминика». Удивительно, что трек этот был написан году в 2010-м, в Сети болтался давно, давно на слуху, а в кино попал совсем недавно.

Опять же, у меня была классная коллаборация с Марселем и Жорой Князем, мы выпустили песню «Маяк». Это тоже для меня значимое событие. Вообще, если так посмотреть, много хорошего было за эти 20 лет.

Также у Zammera есть фирменный мерч с символикой родного города

А плохого? Бывало ли у тебя желание всё бросить, завязать с творчеством и больше не вспоминать об этом?

— Конечно, и не раз, но обычно это всё быстро проходило. И видят эту хандру, как правило, только близкие люди. Моя жена меня в такие моменты особенно поддерживает, говорит, что я должен идти вперед, быть сильным. И меня отпускает.

«В Иркутске отдыхаем от сочинской жары и толп туристов»

Сейчас ты живешь в Сочи, музыку пишешь в Москве, а как часто бываешь в Иркутске?

— Каждый год приезжаю. Обязательно каждый раз устраиваю какой-нибудь концерт, часто они бесплатные. Мы здесь отдыхаем от сочинской жары и толп туристов.

Ну да, куда еще ездить отдыхать, если ты уже живешь у моря? Только Байкал и остается.

В Иркутске Анатолий с семьей бывает каждый год — приезжает отдохнуть от жизни у моря

— Друзья над нами всё время на эту тему прикалываются. Здесь воздух более свежий, атмосфера спокойнее. А в Сочи летом пробки, суета и слишком много людей. Летом домой надо ездить: к бабушкам, родителям, друзьям.

Кстати, этим летом я в Байкале купался больше, чем за весь прошлый год в море. Вода здесь в этом году какая-то удивительно теплая. Мне сразу вспомнилось, как я мелкий каждый год ездил в спортивный лагерь «Чайка» в Утулике, когда еще футболом занимался. У нас там были утренние тренировки, после которых мы шли на пирс и ныряли в Байкал. Он не был каким-то теплым, но нам тогда было пофиг. И вот в этот раз я вспомнил те свои детские ощущения и прям кайфанул.

Фоточка в кепке с надписью IRK на фоне знаменитого Гранд-Каньона. Даже за границей Zammer помнит про свою родину

Раз ты приезжаешь в Иркутск каждый год, ты, наверное, отмечаешь какую-то динамику в жизни города? Меняется ли он?

— Да, и в лучшую, и в худшую сторону сразу. Есть какие-то вещи, от которых мне становится тепло, а есть то, от чего я страшно негодую. Хотя здесь перемены происходят медленно, чего-то суперкрутого не случается.

Какие позитивные изменения замечаешь?

— Иркутск меняется домами, много новых появляется. Особенно Ленинский район активно застраивается. В центре появляются высотки из такого стильного кирпича, как в Москве, с приличными закрытыми дворами, годными спортплощадками и всей прочей инфраструктурой. Это круто. Но не круто, что таких же общественных пространств, но открытых для всех, в городе крайне не хватает и не появляется. У нас не хватает продуманных парков, скверов, площадок для спорта и отдыха.

А ведь у нас есть для этого места. Когда ты поездил по России, видел, как это может быть, очень хочется, чтобы и родной Иркутск был не хуже. Ведь наш город тоже туристический, у нас есть Байкал, но туристы толпами едут в Сочи, потому что видят там ровные дороги, места, куда можно сходить, фонтаны, парки, там создана инфраструктура для отдыха. А у нас нет.

Я обожаю Иркутск и хочу, чтобы он менялся в лучшую сторону.

Несмотря на безмерную любовь к Иркутску Толя очень недоволен состоянием дорог и запущенностью деревянного наследия города

А чего нам не хватает, что не меняется или меняется, но не в том направлении?

— Состояние дорог не меняется, и это ужасно. Нормальных дорог в Иркутске почти не осталось. И я не понимаю, почему нельзя их привести в порядок? Когда еду, например, на Байкал по Култукскому тракту, понимаю, что ведь можно сделать хорошо и качественно в наших погодных условиях. Но почему тогда не делают? Разве нельзя нанять хороших специалистов и не экономить на материалах? Хотя бы в областном центре. О каком развитии туризма можно говорить, если у нас самого элементарного нет?

Вторая проблема — деревянные разваливающиеся дома. Недавно гуляли с Натальей по центру Иркутска и удивлялись: столько «деревяшек» стоит и просто на глазах рушится. Их не сносят, но и не реставрируют. Кажется, что на них вообще всем плевать. Но раз это историческое наследие, разве не надо его восстанавливать? Центр Иркутска — это его визитная карточка, он должен быть ухоженным и красивым. Чтобы любой турист, который приезжает в наш город, не видел ничего плохого, а видел только самые лучшие черты Иркутска. Мне очень этого хочется.

Толя говорит, что Иркутск должен стать таким, чтобы туристы приезжали к нам и не разочаровывались

* Noize MC признан Минюстом РФ иностранным агентом в 2022 году.

Больше новостей, фотографий и видео событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем