IRCITY
Погода

Сейчас+1°C

Сейчас в Иркутске

Погода+1°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -2

0 м/c,

723мм 64%
Подробнее
USD 92,01
EUR 98,72
Бизнес Экономика Кому дифтариф? «Какой процент проблемы мы решим?»: министр ЖКХ Приангарья выступил против дифтарифа на электричество

«Какой процент проблемы мы решим?»: министр ЖКХ Приангарья выступил против дифтарифа на электричество

Анатолий Никитин не исключил и полный запрет на майнинг в энергодефицитных районах

«Какой процент проблемы мы этим решим?»: министр ЖКХ Приангарья выступил против дифтарифа на электричество

Министр жилищной политики и энергетики Иркутской области Анатолий Никитин высказался против введения дифференцированного тарифа на электроэнергию в регионе. Он подчеркнул, что энергопотребление растет в основном за счет промышленного майнинга, для которого не так важна стоимость электроэнергии, тогда как населению это важно. Свое мнение министр озвучил на пресс-конференции 19 мая.

— По темпу прироста потребления электроэнергии Иркутская область занимает второе место в России. За 2022 год прирост собственного потребления составил 8,6% к уровню 2021 года, а в 2021-м — 5,9% к уровню 2020 года. Понимаете, какими темпами мы побежали? В 2023 году рост энергопотребления продолжается. С начала года прирост уже составил 1,6%, — сообщил Анатолий Никитин.

В прошлом году выработка электроэнергии составила 68,6 миллиарда киловатт-часов, а потребление — 64,4 миллиарда. Таких объемов прежде не фиксировали в Иркутской области. Населением потреблено 9,6 миллиарда киловатт-часов.

— Структура прироста мощностей свидетельствует о существенном приросте с лета 2022 года к лету 2020-го на 999 мегаватт. Это сравнимая мощность нашей иркутской ГЭС — 712 мегаватт. За эти два года мы потребили почти столько, сколько потребляет гидроэлектростанция. В основном прирост, а именно 69%, происходит за счет майнинговой нагрузки. Подавляющий объем этой нагрузки приходится на промышленный майнинг, — подчеркнул Никитин.

При этом в Приангарье всё острее возникает дефицит энергомощностей.

— У нас есть предложения вплоть до запрета [майнинга], если это энергодефицитный район. Но кто это должен сделать? Закон о майнинге болтается… Извините, нехорошее слово, находится на рассмотрении в Госдуме уже почти год. Крупные компании свыше 5 мегаватт, они все платят повышенную ставку для промышленности. Их это устраивает. Но они отобрали мощности, и мы не можем построить детский сад, поликлинику, школу и жилье. Мы попали в очень серьезную ситуацию. Когда компании говорят, что техприсоединение возможно только в 2028, 2029 годах. Нас устраивает эта ситуация, когда мы не можем ввести объекты социальные, чтобы обеспечить население этими услугами? — обращает внимание министр.

Например, Байкальску, по словам Никитина, не хватает мощности в 50 мегаватт, чтобы перевести город на электроотопление — более экологичную систему. При этом в Иркутске на одной из подстанций стоит майнинговое оборудование, которое потребляет 45 мегаватт.

— Да, они [промышленные майнеры] официально платят за потребление электроэнергии, но она не несет на себе социальную нагрузку. Это сегодня мешает нам развиваться и мешает вам в том числе жить в более благоприятных ситуациях. А законодательной базы нет, ситуация забалтывается, — подчеркивает Анатолий Никитин.

Самые проблемные территории — Иркутский и Шелеховский районы. Зато на севере региона складывается профицит по энергомощностям.

— Мы и призываем: ребят, переезжайте туда, соберите трейлер, установили свои машинки и езжайте. Мы даже подключиться поможем, — смеется министр.

По его словам, майнерам важна не стоимость электроэнергии, а возможность использовать мощности. Плату за потребление электроэнергии они с легкостью перекрывают доходами от этой деятельности.

— Когда мы говорим: а давайте дифференцированный тариф введем, то для кого? Для населения? Какой процент этой проблемы мы решим? Вы же понимаете, когда всё у нас началось? Когда в Китае полностью произошел запрет на майнинг и сюда начали прибывать самолеты с майнинговым оборудованием по 10 штук в неделю. Поэтому тут комплексный подход нужен: и развивать, и где-то сдерживать, наказывать, выявлять. Не исключен даже полный запрет, — резюмировал Анатолий Никитин.

С 2022 года в Иркутской области активно обсуждается инициатива, связанная с возможным введением дифференцированного тарифа на электроэнергию. Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин в ноябре подписал постановление, согласно которому региональные власти могут самостоятельно дифференцировать тарифы на электроэнергию для потребителей.

В середине августа 2022 года газета «Ведомости» сообщила, что Иркутская область и Хакасия дифференцируют тариф на электричество для населения в рамках новой методики ФАС, утвержденной в конце июля. Глава регионального правительства Константин Зайцев в ответ на это сообщил, что утвержденная методика расчета тарифов носит рекомендательный характер, а появление этой темы в информационном пространстве связал с предстоящими выборами.

По новой методике предполагалось, что тариф будет установлен по принципу «чем больше потребляешь, тем дороже каждый кВт·ч». Считается, что дифтариф на электроэнергию поможет уйти от перекрестного субсидирования, благодаря которому часть платы за потребленную населением и социальными объектами энергию перекладывается на плечи промышленных предприятий.

В идеальных условиях бытовые тарифы должны быть выше, чем для большинства коммерческих потребителей. Это обусловлено более высокими издержками доставки электроэнергии. Кроме того, это простимулирует развитие бизнеса, объяснял ранее научный сотрудник Института систем электроэнергетики имени Мелентьева Михаил Васильев. По его мнению, дифтариф будет предусматривать установление социальной нормы потребления.

По словам губернатора Иркутской области Игоря Кобзева, тема введения дифтарифов должна пройти «широкое общественное обсуждение». Он также добавил, что низкий тариф на электроэнергию должен остаться достоянием региона.

В декабре 2022 года жители Братска начали собирать подписи против введения дифференцированного тарифа на электроэнергию в Иркутской области. Затем аналогичный процесс начался в Бодайбо. В то же самое время федеральные СМИ сообщили о петиции в поддержку дифтарифа, которую составила профессор БГУ Лариса Соколова. Мы выяснили, что к этому моменту она уже несколько месяцев не работала в вузе и вообще переехала из Иркутска.

Заместитель председателя комитета Госдумы по энергетике, член фракции «Единая Россия» Наталья Назарова в интервью «Независимой газете» назвала дифференцированный тариф на электроэнергию стимулирующим и высказалась о необходимости ввести его в Иркутской области.

Напомним, с 1 декабря 2022 года в Иркутской области внепланово выросли тарифы на коммунальные услуги, в том числе на электроэнергию. Так, жители городов теперь будут платить 1,42 рубля за кВт·ч (+9,23%). В сельской местности (как, например, в Иркутском районе) начисления вырастут на 6,5% и составят 0,99 рубля за кВт·ч (до индексации — 0,93 рубля).

Руководитель энергетического бизнеса En+ Group Михаил Хардиков назвал дифференцированный тариф справедливым.

Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем