Следственный комитет сразу после выборов президента сообщил о трех громких уголовных делах. В Тулуне сначала задержали вице-мэра Елену Абрамову, а следом за ней — двух депутатов местной думы Сергея Романенко и Александра Лабекина. В Иркутске под следствие попала бывшая замминистра здравоохранения Иркутской области Елена Голенецкая. Мы поговорили с экспертами в региональной политике о том, вписывается ли такая активная работа правоохранительных органов в общероссийскую тенденцию или Приангарье — уникальный регион, а также спросили, будет ли пауза в публичной активности силовиков перед муниципальными выборами в сентябре.
Что произошло в Тулуне?
19 марта СК сообщил о задержании вице-мэра Тулуна Елены Абрамовой, причем прямо на рабочем месте. Ее подозревают в превышении должностных полномочий и мошенничестве. Следствие считает, что она с 2019 по 2021 год завышала своим подчиненным премии и требовала часть суммы передавать ей.
На следующий день суд выбрал для чиновницы меру пресечения. Ей запретили приходить в администрацию и общаться с коллегами. Сама Абрамова сказала, что будет сотрудничать со следствием.
Абрамова исполняла обязанности мэра Тулуна вместо задержанного в октябре Юрия Карих. Он стал фигурантом уголовного дела о мошенничестве при расселении пострадавших от наводнения в 2019 году. В марте этого года суд прекратил его полномочия из-за нарушения антикоррупционного законодательства. Сейчас вместо Абрамовой обязанности мэра исполняет Татьяна Якубова, заммэра по экономике. На нее легли текущие задачи по завершению отопительного сезона и подготовке к следующему, а также летний строительный сезон. В сентябре в Тулуне должны пройти выборы мэра.
Через два дня после задержания Абрамовой следователи пришли к двум депутатам местной думы — Сергею Романенко и Александру Лабекину. Первого подозревают в мошенничестве — дело связано с выплатами после наводнения 2019 года, второго — в хищении квартиры. Романенко избирался от ЛДПР и с его именем связан один тулунский скандал с нарушением правил дорожного движения, Лабекин — от «Единой России».
Что за новое уголовное дело в минздраве?
О задержании бывшего замминистра здравоохранения Иркутской области Елены Голенецкой сообщили в пятницу. Она стала фигурантом дела о закупке сильнодействующего обезболивающего «Трамадол» для онкобольных. Кроме Голенецкой обыски проводили еще у трех человек, двое из них действующие сотрудники Минздрава, один — бывший.
Следствие считает, что в октябре 2019 года его купили в три раза больше, чем надо, на 35 миллионов рублей. Больницы не смогли его использовать до истечения срока годности. И препарат на 25 миллионов рублей пришлось уничтожить.
После задержания на время следствия суд запретил Голенецкой выходить из дома с 8 вечера до 6 утра, общаться с другими фигурантами уголовного дела, в том числе по телефону, с помощью мессенджеров или соцсетей.
В октябре 2019 года, когда, по данным СКР, произошла закупка, министерством здравоохранения Иркутской области руководил Олег Ярошенко. Он занимал пост с 2015 года. В 2022 году иркутское УФАС оштрафовало бывшего министра здравоохранения Иркутской области Олега Ярошенко за нарушения при поставках медицинского оборудования, изделий и техники для городской детской стоматологической поликлиники.
После Ярошенко два министра подряд попали под следствие. В декабре 2022 года Наталью Ледяеву признали виновной в мошенничестве при закупке медицинских масок и приговорили к 6 годам и 7 месяцам заключения, а ее сын получил 8,5 года колонии общего режима.
Сейчас в Кировском суде рассматривается дело бывшего министра Якова Сандакова, которого подозревают в получении взятки. Предполагается, что на эти деньги он смог купить квартиру в Москве. Мы рассказывали, как в суде допросили бывшего замминистра Анну Данилову, которая рассказала об отношениях внутри минздрава, и руководителя онкодиспансера Романа Зубкова (СКР считает, что Сандаков получил за его назначение деньги).
Пресс-служба минздрава после информации о новом уголовном деле заявила, что проведет проверку того, как организовано обеспечение лекарствами жителей региона. Новый глава ведомства Андрей Модестов комментировать ситуацию не стал.
Пауз больше не будет
Генеральный директор коммуникационного агентства ACTOR Дмитрий Еловский и заместитель директора Иркутского института Всероссийского государственного университета юстиции Владислав Шиндяев полагают, что ситуация с задержаниями в Иркутской области не уникальная для России. Например, в Новосибирской области буквально на следующий день после выборов задержали министра ЖКХ.
— Это общероссийская тенденция, — отмечает Еловский. — Не было какой-то сильной паузы на время выборов президента, потому что в этом плане силовые структуры и правоохранительные органы работают без особой привязки к политическим процессам. Единственное, что, насколько я знаю, они часто уведомляют либо согласовывает аресты высших должностных лиц, то есть губернаторов, федеральных министров, по уровню вице-губернатора и ниже силовики работают самостоятельно, если у них накапливается достаточное количество, достаточный объем того, что можно предъявить. Они не обращают внимание, есть там выборная кампания или нет.
Владислав Шиндяев также отмечает, что Иркутская область не выделяется, а ситуация с задержаниями — типичная.
— Единственное, что в разных регионах она началась в разные периоды времени, но тенденция того, системы контроля в государственном муниципальном управлении начинают отлаживаться, идет по всей России. Причем отлаживаются они в системе подрядов, в системе закупок и контрольной деятельности различных программ. Где-то эти механизмы уже раскручены, где-то только запускаются. У нас мы видим, что эти механизмы постепенно запускаются. И когда Игорь Иванович (Кобзев, губернатор Иркутской области. — Прим. ред.) вступил в должность, он всем показал, что он покрывать никого не будет, — отмечает он.
По его мнению, на время крупных федеральных кампаний публичная деятельность силовиков может быть поставлена на паузу, но текущая работа по выявлению, расследованию, контролю за всеми действиями чиновников всё равно продолжается. Шиндяев считает, что перед осенней избирательной кампанией никакой паузы в публичных действиях правоохранительных органов не будет.
— Приготовиться всем. Пауз больше не будет. Пауза ставится на каких-то серьезных общегосударственных вопросах, на общегосударственных задачах и когда идет общегосударственная кампания, что касается муниципалитетов и что касается муниципальных кампаний, мы понимаем, что внутри региона должен быть наведен порядок, — говорит он.
Что касается Тулуна, где за последние несколько месяцев попали под следствие фактически два руководителя города, Шиндяев не видит в этом ничего страшного, потому что в этой ситуации «фактор лидера» не играет важной роли, так как на месте есть специалисты в структурных подразделениях администрации, которые смогут обеспечить выполнение технических вопросов управления городом. Единственное, что может быть поставлено на паузу в отсутствие мэра, — вопросы развития.
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.