Центр города, остановка «Управление ВСЖД», 8 утра. Зеленый ЛиАЗ №137 забирает пассажиров, чтобы отвезти их на дачи по Александровскому тракту. Люди привычно рассаживаются на места, многие из них знают друг друга если не лично, то уж в лицо точно. А вот новичков на маршруте кое-что может удивить: уж кого-кого, а женщину за рулем автобуса увидеть мало кто ожидает. Корреспондент «ИрСити» встретился с водителем Ольгой Божко и расспросил, почему она выбрала эту профессию и как на это реагируют пассажиры и коллеги по цеху.
«Пассажиры быстро привыкли»
Улыбчивая, с невероятно красивыми голубыми глазами женщина встречает нас у проходной МУП «Иркутскавтотранс». Именно здесь уже шесть лет работает Ольга Божко. Но вообще-то рядом с этими большими машинами она выросла: отец иркутянки отдал предприятию 40 лет своей жизни.
— Как предпочитаете, чтобы вас называли: водитель или водительница? — спрашиваю я.
— Вообще правильно говорить «водитель», — отвечает Ольга.
Ольга — не единственная женщина в коллективе водителей автобусов «Иркутскавтотранса». Еще на одном маршруте столько же лет работает Анна Богданова. На предприятие они пришли вместе: у тогдашнего руководства возникла мысль собрать женскую бригаду водителей. Откликнулись четыре женщины. Одна из них отсеялась сразу — не чувствовала габариты машины, ещё одна со временем перешла работать на другую позицию в том же МУПе.
Сначала Ольга работала на маршруте № 29, по которому автобусы перевозят пассажиров от Центрального рынка до СНТ «Наука».
— Помню, когда выехала в первый день, пассажиры сначала сели в автобус, а потом слышу, что они притихли и перешёптываются: «Нас женщина, нас женщина везет!». По началу реакция была такая. Но привыкли ко мне там быстро. И до сих пор туда зовут: «Оля, когда же ты к нам приедешь на 29-й?» Я там многих пассажиров даже просто по именам знаю, знаю, кто и на какой остановке выходит. Там ребятишки, можно сказать, при мне выросли, — рассказывает Ольга.
«Водить автобус — это моя мечта детства»
Ольге 42 года, из них 18 лет она — водитель общественного транспорта. Старший ребёнок в семье, росла с двумя братьями. Говорит, что в детстве куклами особенно не играла, любила машинки, танчики, кораблики.
— Видимо, папа хотел мальчика, а родилась девочка, — шутит она. — Мне говорят: «Ты — баба-огонь, где надо – можешь словом, а где надо — и делом».
По следам отца Ольга и пошла — единственная в семье. Когда-то он начинал с управления желтыми «круглыми» пазиками, потом начал водить ЛиАЗы, «Икарусы» — и часто брал дочку с собой.
«Мне всю жизнь хотелось быть как папа, управлять большими машинами. Водить автобус — это, если честно, мечта детства»
Идти к её исполнению пришлось долго. Хотя бы потому что на автобусы водителями до последнего времени женщин не брали. И сперва Ольга работала на троллейбусе. Но и сюда попала не сразу, ждать пришлось целых шесть лет. Сначала оказалось, что на курсы водителей троллейбуса берут не с 18 лет, а с 21 года, а потом их и вовсе закрыли. Заново обучение женщин начали проводить, когда Ольге исполнилось 24 года. Она пошла туда, не раздумывая.
— Папа меня сильно поддержал, помог оплатить курсы, а вот мама была категорически против. Говорила: «Посмотри, что на дорогах делается!» А я ей отвечала: «Мама, волков бояться — в лес не ходить», — рассказывает иркутянка.
Так складывалось, что мужчины в окружении Ольги ее стремления поддерживали. Иногда можно услышать от коллег: «О, баба за рулем!», но она одёргивает: «Не баба, а женщина, бабы на базаре семечки продают». А первым учителем женщины стал пожилой водитель автобуса, на котором она трудилась кондуктором, будучи еще 17-летней девочкой.
— Дядя Витя меня научил на автобусе с места трогаться, я сама подъезжала к разным боксам, потом он уже сам туда закатывался. А ещё у него были «Жигули», и он сам мне как-то предложил поучиться. Мне тогда шёл 18-й год, он говорил: «Тебе хоть сейчас иди в ГАИ и сдавай». Он же и посоветовал, чтобы я шла на троллейбус, если хочу быть водителем, — делится Ольга.
Что проще: троллейбус или автобус?
Троллейбусы Ольга водила 12 лет. Казалось бы, ими управлять проще, но на самом деле нет. Автобусы — более манёвренные машины.
— У троллейбуса две дороги — верхняя и нижняя, от верхней далеко не уедешь. Частенько и маршрутчики троллейбусы зажимают. Особенно водители 80-х маршруток. Там только единицы, кто ездит спокойно и пропустит всегда, — рассуждает иркутянка.
Впрочем, и на автобусах ездить – дело нервное. Обстановка на иркутских дорогах многих вынуждает отказываться от профессии водителя общественного транспорта. И, к сожалению, проблемы с культурой вождения в Иркутске, по наблюдением Ольги, от года к году лишь усугубляются.
— Кажется, это единственный в России город, где у каждого свои правила дорожного движения. Мне много раз приходилось с этим на дороге сталкиваться. Начинаешь объяснять, что, согласно правилам, нужно делать так и так. А в ответ слышишь: «что такое правила?», «у меня свои правила», «да запихай ты свои правила!», — рассказывает она.
Причем от того, кто за рулем — мужчина или женщина — это не зависит. Среди и тех, и тех встречаются как безалаберные, так и очень хорошие водители. Она разделяет мнение: если человеку водить не дано, то никакое обучение ему не поможет, и гендер здесь роли не играет.
Ольга признает: сама она любит водить быстро. Но старается ездить всегда аккуратно, потому, если аварийные ситуации и случаются, то не по ее вине. Женское же начало проявляется не в этом, а в технике вождения.
— Это и пассажиры замечают, особенно, когда на новый маршрут приходишь. Они выходят на конечной и говорят: «Ой, нас женщина везла, а я-то думаю, почему мы так мягко и плавно едем, не трясет, не кидает, не тормозит резко!» — делится Ольга.
«Машина — это живое существо»
Логично было бы предположить, что имея такой водительский опыт за плечами, Ольга Божко лихо управляется и с легковушками. Но оказалось, что экзамены на категорию B иркутянка сдала, когда пришла в «Иркутскавтотранс». Обучение прошло за счет предприятия, также как и на категорию D — для допуска на автобусы (для управления троллейбусами существует отдельная категория — Прим. ред.). Но своей машиной она так и не обзавелась.
«У папы есть уазик, но я на маленьких машинах ездить боюсь: мне кажется, что меня раздавят. Для меня чем машина больше, тем лучше»
Свой автобус она ласково называет девочкой и относится к нему с большим уважением, просит прощения, если вдруг заехала в ямку или подскочила на лежачем полицейском. Машина отвечает взаимностью, а если что-то идет не так — может и покапризничать: сломаться или на завестись.
— Как бы мужчины не говорили, что это железка, она — живое существо. Она всё понимает, всё чувствует, и отношение тоже. Я работаю на одном автобусе вместе с напарником. Когда он пришёл, машина постоянно у него ломалась. Он ее за это ругал. А я говорила: «Не оскорбляй, возить не будет». Так и получалось в начале, — вспоминает иркутянка. — Или однажды напарник был в отпуске, а мне нужно было уйти на выходной. Поставили другого человека. Так она мне потом отомстила за то, что я её по рукам пустила. Три дня по мелочам ломалась.
Кстати, мелким ремонтом Ольга может заняться сама, но признает: без мужчины на автобусе нельзя, это очень тяжело. Впрочем, часто бывает так, что сами же коллеги к ней и обращаются, чтобы узнать, как и что починить.
— У нас так получается, что, если у кого-то что-то сломалось, жди что на другой машине будет то же самое. Мы с коллегами часто друг у друга спрашиваем, кто как справлялся с проблемой, — говорит она.
«Водителем я бы проработала еще лет -цать»
Ольга отмечает: пока машина находится на ремонте, она устаёт больше, чем во время работы на линии — несмотря на то, что смена может длиться до 12 часов. Иркутянка говорит, что ей важно быть постоянно в движении, именно потому она так любит свою профессию. Не смотря на многочисленные нюансы, присущие любой сфере, связанной с работой с людьми.
— Пассажиры, например, разные бывают. В последнее время многие ведут себя в духе «мне надо, я хочу» — и всё. И их не волнует, что это противоречит правилам, технике безопасности. Особенно бабушки, когда их не высадишь, где они просят, начинают говорить: «да ты старость не уважаешь», «у меня ноги больные». А то, что остановки тут нет, их не беспокоит. Или бывают неадекватные пассажиры, которые доводят так, что внутри всё закипает. Но приходится, конечно, себя сдерживать, — рассказывает женщина.
Но в целом большинство пассажиров доброжелательные, говорят Ольге приятные слова. Одна из них недавно похвалила Ольгу за мастерство вождения.
— Она сказала: «У меня муж всю жизнь за рулём, но такого мастерства, как у вас, я еще не видела, вы так играючи и спокойно едете», — делится Ольга.
Самым важным в профессии она считает ответственность: ведь ее несешь не только за свою жизнь, но и за жизнь пассажиров, а еще за вверенную технику. Менять профессию Ольга не хотела бы, ее желание — доработать как минимум до пенсии.
— Если бы не дурная обстановка на дороге, я бы еще лет -цать проработала. Я получаю удовольствие от самого процесса вождения. Когда дорога свободная, нет никаких хамов вокруг, я себя прекрасно чувствую, — отмечает она.