Продолжаем изучать работу общественного транспорта в отдалённых районах Иркутска. Настала очередь Синюшиной Горы — одного из ключевых микрорайонов Свердловского округа. Здесь находится областная инфекционная больница, Ново-Иркутская ТЭЦ, масложиркомбинат, три школы и стадион — словом, достаточно мест, куда тысячи иркутян каждый день могут ездить и уезжать каждый божий день.
Ранее мы уже проверяли, как работает общественный транспорт в микрорайонах Ново-Ленино, Второй Иркутск, Юбилейный и Первомайский.
На Синюшке живут порядка 30 тысяч человек — это сравнимо с небольшим уездным городом. Отсюда до центра Иркутска ходит разный транспорт — несколько автобусов (№ 8, 38) и маршруток (№ 10т, 23), а также троллейбус № 5, который следует через Академический мост.
Также есть вариант добраться на междугороднем транспорте — на шелеховских автобусах и маршрутках № 119, а также на автобусах № 425, 427, 428 и 480, следующих из Иркутского района.
Добираться до Синюшиной Горы я решил от остановки в районе рынка на пересечении улиц Дзержинского и Литвинова. Там можно приземлиться на маршрутку № 23 и автобус № 425, но последний, по словам стоявших со мной в очереди людей, то ли не ходит совсем, то ли очень-очень редко. Весной этого года власти заявили, что там появился новый перевозчик, а его техника уже выходит в рейсы.
Как и ожидалось, подъехала маршрутка, в ожидании которой скопилась организованная очередь. Такую же картину можно наблюдать за углом на Дзержинского, там люди ждут автобусы до Шелехова.
На остановке этой зимой и в начале весны было очень скользко, но сейчас уже почти всё растаяло, а что не растаяло — раскололи коммунальщики.
Это не самая плохая маршрутка, которую я видел, но она все-таки далека от идеала — часть спинок разрисована, где-то они порезаны или растрепаны. При этом внешне она выглядит чистой, даже стекла почти не пыльные. Вероятно, недавно ее отмывали. В салоне над стеклами небольшие шторки. Зачем они нужны — непонятно. Вспоминается анекдот: «Во-первых, это красиво».
Маршрут № 23 обходит улицу Лермонтова и объезд Университетского-Первомайского по Маяковского вдоль Кайской рощи. В удачный день, когда нет пробок, это сильно сокращает дорогу из центра на Синюшку. Мне повезло — в конце рабочего дня мы доехали ровно за полчаса (выехали в 16:45, приехали в 17:15).
Пассажиров высадили перед остановкой, потому что вся она была заставлена другими маршрутками. На обочине валялся старый автомобильный коврик, вероятно, выброшенный из какого-нибудь автобуса. Рядом на обочине ждали люди, чтобы уехать в Иркутский район или Шелехов. Выглядит небезопасно, но в тот момент движение на дороге было очень медленным. Вряд ли на кого-то там могли наехать.
Рядом нашлась самая красивая лестница Иркутска — она поднимается от дороги и ведет... в никуда. Тут мог бы быть какой-нибудь небольшой скверик, но есть только несколько продуктовых ларьков и плиточная тропинка. Единственная достопримечательность здешнего околотка — памятная табличка с информацией о том, что микрорайон назван в честь Маршала Советского Союза Ивана Степановича Конева.
Перехожу на другую сторону. На остановке возле инфекционной больницы стоит больше десятка человек. Маршрутки и автобусы проезжают один за одним, но я решил дождаться троллейбус № 5. Когда его запускали в 2019 году, он ходил до Университетского, но потом, по просьбе жителей Синюшки, его продлили до проспекта Маршала Конева.
В будни по маршруту работает всего шесть машин, в выходные — еще меньше. Из-за этого троллейбусы ходят с большими интервалами. По словам одной из женщин, стоявшей на остановке, в ожидании можно провести 20–30 минут. Почти столько мы и простояли — до приезда троллейбуса на остановку прошло 15 минут. Всё это время он стоял на противоположной стороне дороги, на конечной. По всей видимости, водитель отдыхал после очередного круга.
К нам приехал желтый троллейбус с наклейками такси «Максим». Это было символично — машина была в таком плохом состоянии, что хотелось пересесть на такси. Пыльные окна, грязные сиденья, за поручни держаться неприятно. Вдобавок к этому еще и холодно, потому что троллейбус продувается с дверей и окон.
Мы поехали в 17:34. На нашей остановке село человек восемь, включая меня, а за всё время следования в троллейбусе ни разу не были заняты все сидячие места.
— Вы журналист, да? — поинтересовался мужчина, сидевший рядом со мной и увидевший, как я фотографирую салон. Я ответил утвердительно и предложил ему рассказать что-нибудь про этот транспорт, но он ограничился словами «Он для тех, кому некуда торопиться» и замолчал, а спустя остановку вышел.
А я тем временем понял, что имел в виду этот джентльмен. До Университетского мы добирались больше 20 минут из-за затора на объездной дороге. Но затем дело пошло веселее — троллейбус прополз участок на Лермонтова и объездной, а затем промчался по Академическому мосту и поехал в сторону центра.
На каждой остановке заходило примерно столько же пассажиров, сколько и выходило — по три-четыре человека. Показалось, что троллейбус в вечерний час пик был не очень популярен. На конечной остановке в сквере зашло человек пять.
К сожалению, в очередной раз приходится констатировать, что с общественным транспортом в Иркутске не всё в порядке. Пассажиров намного больше, чем машин, которые могли бы их увезти. А на одном из самых популярных маршрутов и вовсе ходят только микроавтобусы.
Через пару дней после поездки, примерно в то же время, проходил мимо конечной остановки шелеховского автобуса и маршрутки № 23, а там — огромные очереди. В ожидании первого стояло человек 60, второго — чуть поменьше.
— Я работаю недалеко, всегда подхожу к этой остановке к 17 часам. Обычно в это время еще можно уехать без проблем, но сегодня мы стоим уже 20 минут, а никто не приезжает. Такси уже не вызовешь — из-за высокого спроса дешевле, чем за тысячу, не уедешь. Приходится стоять, а что поделать? Было ли раньше лучше? Да никогда хорошо маршрутки не ходили, а сегодня — так совсем плохо — рассказала иркутянка Екатерина, стоявшая в очереди на остановке.
— Не плохо, а [очень плохо], — смачно выругался стоявший рядом с ней мужчина.
Кто-то из других пассажиров поделился мнением, что 1,5–2 года назад уехать на Синюшку было менее проблематично, чем сейчас.
В последний раз такую очередь я видел 12 апреля, когда шел до остановки маршруток, едущих в Топкинский. Видимо, проблема скорее постоянная, чем спорадическая. Надеюсь, мэрия обратит на это внимание.