Дороги и транспорт Дорожные работы карточки Два муниципальных предприятия и проблемный шелеховский застройщик. Изучаем, кто отремонтирует дороги в Иркутске

Два муниципальных предприятия и проблемный шелеховский застройщик. Изучаем, кто отремонтирует дороги в Иркутске

И во сколько это обойдется

Состояние и ремонт дорог в Иркутске в этом году особенно вызывает раздражение горожан. «Яма на яме и ямой погоняет», — так иркутяне отзываются о состоянии улиц. Мэрия со своей стороны подчеркивает, что делает всё возможное, чтобы привести всё в порядок. Один из таких способов — ремонт дорог по программе «Безопасные и качественные дороги». Разбираем, какие подрядчики в этом году будут тратить на эти цели бюджет.

За последние четыре года — с 2020-го по 2023-й включительно — суммы на ремонт дорог в Иркутске выросли почти в 2 раза*, при этом километраж увеличился ненамного, каждый год ремонтируют порядка 20 километров дорог. Как сообщил корреспонденту «ИрСити» руководитель комитета городского обустройства Сергей Чертков, причин тут две: подорожание строительных материалов и изменение подхода к ремонту дорог: сейчас ремонтируют не только верхний слой асфальта, но и основание дороги, плюс занимаются устройством ливневой канализации.

Общие суммы на ремонт дорог в Иркутске в 2020–2023 годах

За это время основным подрядчиком на ремонте дорог стало муниципальное предприятие «Иркутскавтодор». Сумма его контрактов с 2020 года выросла в 2,5 раза — с 299 до 749 миллионов рублей, доля предприятия — с 32% в 2020-м до 43,4% в 2023-м.

Кроме него, свою долю с 12 до 23,3% увеличила компания «Союз-Град», суммы ее контрактов стали больше в 3,5 раза: со 114 до 396 миллионов рублей.

Еще один подрядчик, который получал крупные контракты в 2020–2022 годах, компания «Союзстрой», был включен в список недобросовестных подрядчиков и не смог в 2023-м участвовать в торгах, поэтому его доля упала до нуля.

На графике также заметно, что в 2021 году больше всего контрактов приходится на «остальных» подрядчиков. Это связано с тем, что тогда провели торги на ремонт улицы Трактовой более чем за 300 миллионов рублей и Верхней Набережной за 165 миллионов рублей, которые выиграли слюдянская компания «Дорожник» и Дорожная служба Иркутской области. При этом после 2021-го ни та, ни другая компания на контракты в Иркутске не выходила.

В 2023-м увеличение суммы у «остальных» подрядчиков связано с тем, что крупный контракт на ремонт улицы Академической более чем за 300 миллионов рублей получила шелеховская компания «Сибелар Сити», которая раньше торги не выигрывала**.

Распределение денег на ремонт дорог в Иркутске по подрядчикам

* После сбора данных для текста мэрия Иркутска объявила еще две закупки на ремонт дороги в городке ИВВАИУ и в СНТ «Ангара-3» и «Нептун» на 44,5 и 13 миллионов рублей. Эти суммы не учитывались в инфографике.

** В графике в строке «Остальные» не учитывается контракт на ремонт подъездов к Академическому мосту на 85 миллионов рублей. С учетом этих денег общая сумма на ремонт дорог в 2023 году превышает 1,7 миллиарда рублей.

  1. Подрядчики на незаконченных ремонтах
  2. МУП «Иркутскавтодор» и его субподряды
  3. «Союз-Град» и ремонт центральных улиц
  4. «Сибелар Сити», или Проблемный застройщик
  5. Единственный контракт «Строительных технологий»
  6. Остальные: СЭМ и «Кран» 
1

Подрядчики на незаконченных ремонтах

В этом году должны быть закончены три объекта, которые начали в 2020–2021 годах.

Улица Верхняя набережная

Контракт на ее ремонт за 165 миллионов рублей выиграла областная дорожная служба, но весь его передала фирме «Строительные технологии». В 2021 году ремонт отложили из-за увеличения уровня воды в реке Ангаре и необходимости переделать проект. В ноябре прошлого года мэр Иркутска Руслан Болотов заявил, что работы планируют закончить в этом году, причем отмечал, что они ведутся «не в том темпе, в котором нам всем хотелось».

Ремонт улицы Верхняя набережная в начале мая 2023 года

Путепровод на станции Батарейная

Конкурс на капитальный ремонт путепровода на станции Батарейная в 2021 году выиграла компания «СоюзСтрой» за 360 миллионов рублей. До 2022 года компания часто становилась победителем конкурсов и выигрывала контракты, но ее регулярно критиковали городские чиновники, в том числе мэр, за качество ремонта. В частности, Руслан Болотов даже иронично называл ее «любимым подрядчиком».

«СоюзСтрой» создан в 2004 году. Им владеют Ваган Саргсян и Арман Захарян (с октября 2021 года). Они оба связаны с компанией «Литэк», которая занималась ремонтами дорог в Иркутске в 2015 и 2017 годах (Саргсян в ней является учредителем, Захарян — гендиректором). В 2022 году компанию включили в реестр недобросовестных подрядчиков. Фирма пыталась оспорить это решение в суде, но безрезультатно.

В середине апреля мэрия заявила, что «СоюзСтрой» сорвал строки контракта на полгода: по оценкам горадминистрации, объект завершат только к концу 2023-го.

Путепровод на Джамбула

Его ремонтирует слюдянская компания «Дорожник», стоимость контракта, заключенного в 2019 году, составила более 1,3 миллиарда рублей. Предполагается, что работы закончат в июне, по крайне мере, мэрия об этом сообщала в декабре прошлого года.

Фирма создана в 1999 году. Информации об ее акционерах в открытых источниках нет. В основном компания занимается ремонтами на федеральных и региональных дорогах в Иркутской области и Бурятии, но в 2021-м ремонтировала улицу Трактовую в Иркутске. По данным системы проверки контрагентов «Контур.Фокус», в 2022 году выручка предприятия превысила 1 миллиард рублей, а чистая прибыль равнялась нулю, в 2021 году при выручке в 798 миллионов рублей чистая прибыль фирмы составила 60 миллионов.

2

МУП «Иркутскавтодор» и его субподряды

Доля контрактов муниципального «Иркутскавтодора» в общей сумме контрактов на ремонт дорог в 2023 году

Муниципальное предприятие «Иркутскавтодор» с каждым годом забирает себе всё больше контрактов. Если в 2020-м их сумма равнялась почти 300 миллионам, то в 2023-м — уже почти 750 миллионам рублей.

В 2023 году «Автодор» будет ремонтировать семь улиц: Полярную, Ярославского, Терешковой, Зверева, Трилиссера, участок Ново-Ленинской объездной и дорогу вокруг микрорайона Зеленый. Самые дорогие контракты заключены на ремонт Полярной — за 238 миллионов рублей и дороги в Зеленом — за 132 миллиона рублей.

Традиционно каждый год муниципальное предприятие передает часть работ на субподряд предприятиям малого и среднего бизнеса. На момент публикации текста по разным контрактам «Иркутскавтодор» передает от 6,6 до 96,5% Самые крупные договоры заключены на улицы Зверева и Ярославского — в сумме субподрядчикам отдается 92 и 96,5% контрактов.

По улице Зверева основной объём будет выполнять компания «Кран», договор с ней заключен на строительные работы почти на 60 миллионов рублей. Фирма создана в 2004 году. Сейчас ее учредителями являются Ирина Корабель и Владислав Астанин.

По данным сервиса «Контур.Фокус», до 2017 года компания была связана с семьей бывшего председателя думы Иркутска Александра Казаковича Ханхалаева: в состав учредителей входила Ольга Александровна и Людмила Казаковна Ханхалаевы, а также ЗАО «Иркутск-Кран-Сервис», одним из владельцев которого был сам Александр Ханхалаев. Астанин также раньше был в числе учредителей компании «Иркутск-Кран», связанной с Ханхалаевыми. Выручка компании в 2022 году составила почти 145 миллионов рублей, чистая прибыль — 998 тысяч. С 2021-го выручка фирмы выросла в 1,5 раза, чистая прибыль — в 3,4 раза.

По улице Ярославского самый крупный договор на строительные работы — на 52 миллиона рублей заключен с компанией «Дорстроймастер», принадлежащей Ованесу Небяну. Судя по данным сервиса «Контур.Фокус», она создана в 2014 году, в 2020-м пыталась участвовать в госзакупках, но не выиграла ни одного контракта. С Небяном других компаний, кроме его ИП, не связано. Выручка «Дорстроймастера» за последние 2 года выросла в 2,4 раза — с 19,3 миллиона в 2021-м до 46,5 миллиона в 2022-м, чистая прибыль — со 105 тысяч до 1,8 миллиона рублей.

Стоит отметить, что контракты по Зверева и Ярославского не единственные, которые передаются в таком большом объеме на субподряд. На момент публикации текста «Иркутскавтодор» объявил запрос предложений по строительным работам на объездной Ново-Ленино на 58,3 миллиона рублей. С учетом уже заключенных договоров на субподряд может быть передано 99% контракта по этой дороге.

Аналогичная ситуация была с ремонтом улицы Трилиссера, но на самый крупный субподряд — на 83 миллиона рублей при общей сумме контракта в 96 миллионов — никто не заявился, информации о заключении субподрядного договора на эту сумму в карточке контракта нет.

Как объяснил председатель комитета городского обустройства Сергей Чертков (он возглавлял «Иркутскавтодор» до середины 2021 года), муниципальное предприятие в случае передачи контрактов на субподряд всё равно остается генеральным подрядчиком и отвечает за гарантийные обязательства. Кроме того, он подчеркнул, что «Автодор» оставляет себе от 6 до 10% как генподрядчик, на эти деньги предприятие, например, закупает технику для работ в городе.

Выручка муниципального предприятия в 2021–2022 годах выросла с 1,6 до 2 миллиардов рублей, при этом в прошлом году «Автодор» получил чистый убыток в 169 миллионов рублей (в 2021-м чистая прибыль равнялась 998 тысячам рублей).

* В инфографике в строке «Остальные» не учитывается контракт на ремонт подъездов к Академическому мосту на 85 миллионов рублей. С учетом этой суммы доля «Иркутскавтодора» составляет 43,9%, «Союз-Града» — 23,3%, «Сибелар Сити» — 19,2%, «Строительных технологий» — 5,8%, остальных компаний — 7,9%.

3

«Союз-Град» и ремонт центральных улиц

Доля контрактов «Союз-Града» в общей сумме контрактов на ремонт дорог в 2023 году

Компания «Союз-Град» в этом году получила все контракты на ремонт центральных улиц города: Кожова, Свердлова, Киевской, Богдана Хмельницкого, переулка Пионерский. Кроме них, фирма также проведет работы на улицах Братской и Фаворского.

Фирма создана в 2015 году и принадлежит Армену Енокяну, у которого нет других компаний, кроме собственного ИП, занимающегося лизингом техники. В последние 4 года фирма постоянно участвует в торгах на ремонт дорог и благоустройство. В 2021-м самые крупные ее контракты был на ремонт улиц Франк-Каменецкого и Горной (почти 50 и более 30 миллионов рублей соответственно), в 2022-м — объездной микрорайона Университетский (более 116 миллионов рублей). В 2021 году ФАС признала «Союз-Град» и еще 6 компаний (в том числе муниципальный «Иркутскавтодор») участниками картельного сговора при ремонте дорог в 2018–2019 годах.

В этом году самую большую сумму «Союз-Град» получил за ремонт улицы Свердлова — почти 123 миллиона рублей. Его разыграли на двух конкурсах, поделив на отрезки до и после улицы Ленина. В конце апреля и начале мая там уже начались подготовительные работы — были вырублены аварийные тополя, вместо которых собираются высадить липы высотой 2–3 метра. Второй контракт по дороговизне — ремонт улицы Братская за 89 миллионов рублей. Там, в частности, планируется устройство ливневой канализации.

По данным системы «Контур.Фокус», в 2020 году компания при выручке в 106 миллионов рублей получила чистый убыток в 13 миллионов рублей, в 2021-м смогла увеличить выручку до 191 миллиона рублей и выйти на чистую прибыль в 7,5 миллиона рублей. В прошлом году выручка «Союз-Града» поднялась в 2,2 раза — до 423,7 миллиона рублей, а чистая прибыль — более чем в 3 раза, почти до 23 миллионов.

* В инфографике в строке «Остальные» не учитывается контракт на ремонт подъездов к Академическому мосту на 85 миллионов рублей. С учетом этой суммы доля «Иркутскавтодора» составляет 43,9%, «Союз-Града» — 23,3%, «Сибелар Сити» — 19,2%, «Строительных технологий» — 5,8%, остальных компаний — 7,9%.

4

«Сибелар Сити», или Проблемный застройщик

Доля контрактов «Сибелар Сити» в общей сумме контрактов на ремонт дорог в 2023 году

Шелеховская компания «Сибелар Сити» первый раз выиграла контракты на ремонт дорог в Иркутске. Она будет работать на улицах Мухиной (участок от Сеченова до Захарова) и Академической, общая сумма контрактов — более 320 миллионов рублей.

Чтобы выиграть контракт на ремонт участка улицы Мухиной, компания скинула начальную цену контракта на 20% — с 41,4 до 33,1 миллиона рублей. Контракт на улицу Академическую был разыгран со второй попытки: в первый раз на торги никто не заявился, во второй «Сибелар Сити» стала единственным участником. Стоимость ремонта этой улицы — более 290 миллионов. Кроме ремонта дороги и тротуаров, на Академической подрядчик должен будет высадить более 200 тополей и кленов.

Компания «Сибелар Сити» создана в 2011 году, ее учредителем сейчас является Светлана Джилавян. Фирма участвует в закупках с 2013 года. В частности, по контрактам с Минимущества Иркутской области компания построила несколько домов для детей-сирот в Шелехове — на улице Известковой и в 10-м квартале.

Летом 2022 года прокуратура сообщала о возбуждении уголовных дел из-за строительства домов на улице Известковой в 2014–2016 годах за 250 миллионов рублей. Эти дома построены в санитарной зоне железной дороги, в помещениях, по информации прокуратуры, зарегистрировано превышение уровня шума.

В начале 2023 года одна из жительниц с Известковой заявила, что «дома просто на глазах разваливаются», в стенах — трещины, в помещениях — грибок. Минимущества Иркутской области, комментируя высказывания женщины, сообщило, что дома будут отремонтированы за счет областного бюджета и Фонда капремонта, при этом вдоль железной дороги планируют построить вибро- и шумозащитные сооружения.

Что касается домов в 10-м микрорайоне, то в Арбитражном суде Иркутской области находится иск Минимущества региона к фирме «Сибелар Сити». По документам суда, областное ведомство пытается через суд заставить застройщика устранить недостатки в домах, построенных по контрактам 2017–2020 годов. Общая стоимость всех квартир превысила 630 миллионов рублей.

Согласно заключению Фонда имущества Иркутской области, который осматривал помещения в январе 2022 года, в домах нашли промерзания стен, грибок и плесень, намокание потолка, промерзание и продувание оконных блоков, неисправную систему вентиляции, температура в помещениях была ниже нормативной. Разные недостатки были выявлены более чем в 200 квартирах.

В декабре прошлого года Арбитражный суд Иркутской области полностью удовлетворил иск Минимущества и обязал «Сибелар Сити» устранить все замечания. В апреле апелляционный суд в Чите оставил это решение в силе.

По данным системы «Контур.Фокус», выручка компании в 2021-м и 2022-м составила 150 и 159 миллионов рублей, при этом чистый убыток в 7 миллионов рублей в 2021-м сменился на чистую прибыль почти в 18 миллионов в прошлом году.

* В инфографике в строке «Остальные» не учитывается контракт на ремонт подъездов к Академическому мосту на 85 миллионов рублей. С учетом этой суммы доля «Иркутскавтодора» составляет 43,9%, «Союз-Града» — 23,3%, «Сибелар Сити» — 19,2%, «Строительных технологий» — 5,8%, остальных компаний — 7,9%.

5

Единственный контракт «Строительных технологий»

Доля контрактов «Строительных технологий» в общей сумме контрактов на ремонт дорог в 2023 году

Компания «Строительные технологии» участвует в госзакупках на ремонт дорог в Иркутске с 2021 года, при этом доля ее контрактов существенного не растет год от года и остается в пределах максимум 10%.

В 2021-м компания ремонтировала дороги на станции Батарейная и улицу 7-я Советская, в 2022-м — улицы Воровского, Волгоградскую, а также перекресток у 130-го квартала, где в прошлом году поменяли схему движения. В этом году фирма будет ремонтировать только улицу Олонская за 98 миллионов рублей, а также заканчивать ремонт Верхней набережной по субподряду от Дорожной службы Иркутской области.

Компания создана в 2016 году и принадлежит Ваагану Саркисяну и Антону Бухарову. Они также владеют еще двумя компаниями, которые занимаются строительством дорог и добычей декоративного и строительного камня.

По данным системы «Контур.Фокус», с 2020 года выручка компании выросла почти в 4 раза — со 140 до 540 миллионов рублей, а вот чистая прибыль практически не изменилась: в 2020-м она составляла 3,2 миллиона рублей, в 2021-м — 2,2 миллиона, в 2022-м — почти 4 миллиона.

* В инфографике в строке «Остальные» не учитывается контракт на ремонт подъездов к Академическому мосту на 85 миллионов рублей. С учетом этой суммы доля «Иркутскавтодора» составляет 43,9%, «Союз-Града» — 23,3%, «Сибелар Сити» — 19,2%, «Строительных технологий» — 5,8%, остальных компаний — 7,9%.

6

Остальные: СЭМ и «Кран» 

Еще 7,9% от общей суммы контрактов (в инфографике — 3%, без учета контракта на ремонт подъездов к Академическому мосту) в этом году взяли компания «Кран», которая уже упоминалась как субподрядчик «Иркутскавтодора», и муниципальное предприятие «Служба эксплуатации мостов» (СЭМ).

«Кран» будет ремонтировать улицу Захарова. Стоимость контракта составит 45,5 миллиона рублей. Подрядчик должен будут заменить асфальт, переделать тротуары, ограждения, уложить тактильную плитку, установить дорожные знаки, нанести дорожную разметку, провести озеленение.

СЭМ, собственником которой является мэрия, выиграла конкурс на ремонт улицы Марии Ульяновой за 46 миллионов рублей. Кроме того, с ней был заключен контракт на 85 миллионов рублей на ремонт подъездов к Академическому мосту. Это сделали после того, как на торги никто не заявился. Комитет городского обустройства сам выбрал подрядчика по согласованию с антимонопольной службой без объявления нового конкурса.

Как уточняли в пресс-службе администрации, муниципальная служба эксплуатации мостов была выбрана, потому что «имеет прямое отношение к мостам и путепроводам», а у муниципального «Иркутскавтодора» в этом году и так уже много контрактов.

«Служба эксплуатации мостов» так же, как и «Иркутскавтодор», передает выполнение работ на субподряд. По улице Марии Ульяновой уже объявлено три закупки на заключение такого договора на общую сумму 26 миллионов рублей (56,5% от общей суммы муниципального контракта).

По данным системы проверки контрагентов «Контур.Фокус», служба эксплуатации мостов в 2022 и 2023 годах выигрывала контракты на содержание искусственных сооружений Иркутска. Кроме того, в 2021-м занималась ремонтом путепровода на трассе «Байкал». Выручка СЭМ в 2021 году составила 41,8 миллиона рублей, а в 2022-м — 110 миллионов, также выросла и чистая прибыль — с 1,1 до 6,5 миллиона рублей.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
3
ТОП 5
Мнение
«Мурашки бегут по коже». Иркутянка побывала в Камбодже и рассказала, почему ее стоит посетить хотя бы раз в жизни
Алина Ринчино
журналист ИрСити
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему путешествие в Южную Корею лучше курортов Турции
Анонимное мнение
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления