На паромной переправе из Листвянки до Порта Байкал и обратно уже второй летний сезон подряд образовываются очереди. Ситуация возникает из-за того, что паром Восточно-Сибирского речного пароходства (ВСРП) «Байкальские воды» может взять на борт за рейс лишь 20 пассажиров и четыре автомобиля. Но в пиковый летний сезон потребность в переправе, очевидно, гораздо выше. Как это отражается на местных жителях, корреспонденту «ИрСити» рассказала предприниматель из посёлка Порт Байкал Елена.
По словам женщины, подобная ситуация складывается, начиная с середины мая, и тянется как минимум до октября.
— Тем более когда в городе стоит такая жара, люди приезжают хотя бы побыть здесь на пляже, как-то передохнуть маленько. Есть паромы востребованные: это естественно, что людям хочется, допустим, утром приехать и во вторую половину дня уехать. На эти паромы, естественно, всегда большое количество пассажиров, гораздо больше, чем 20. Плюс местное население. Хотя нас не так много, около 300 человек осталось в деревне, но люди едут на работу, в больницы. Разные ситуации бывают. Дети приезжают, а им, к примеру, на экзамен надо в школу, в колледж. И не могут попасть на паром, — рассказывает Елена.
Всего паром сейчас совершает девять рейсов, и они не все востребованы. Дневные, например, не так загружены, как утренние и вечерние. Сама Елена работает в Листвянке, и ей регулярно требуется переправляться с одного берега на другой. С проблемами с паромной переправой женщина, конечно же, тоже сталкивалась.
— Мне раз нужно было уехать на работу в воскресный день. Это было около 16:00. Я уже и такси заказала, встала в очередь. И получилось, что я не попала на паром по этой очереди. И только благодаря тому, что местная, упросила матроса, чтобы меня взяли, и я переправилась на ту сторону, — делится Елена. — А еще особенно в понедельник утром не можем попасть на рейс, в это время и дачники в город возвращаются.
По словам женщины, на паромной переправе предлагали ввести электронную очередь, но местные жители не согласились. Объяснили это тем, что это не очень удобно, поскольку люди живут в разной удаленности. К тому же все билеты могут выкупить на туристические группы, которые путешествуют по КБЖД.
Сейчас в Порту Байкал работает замминистра транспорта и дорожного хозяйства Ольга Золоторева, сообщил 3 июля в своем Telegram-канале губернатор Иркутской области Игорь Кобзев. В течение недели планируется провести мониторинг, скольким пассажирам и автомобилям требуется паром. Только после этого будут обсуждаться варианты решений.
— Ранее ограничений по количеству перевозимых пассажиров не было. Причиной этого стало предостережение прокуратуры Иркутской области. Ведомство требует соблюдать требования технических документов, согласно которым паром должен перевозить не более 20 человек. За нарушение собственнику парома грозит штраф, — отметил Кобзев.
Начальник порта «Байкал» Денис Романов, в свою очередь, объяснил, что лимит в 20 человек за рейс был установлен изначально, когда парому «Байкальские воды» выписывали пассажирское свидетельство. На тот момент этого было достаточно.
— Сейчас же мы просим об увеличении пассажировместимости, и просили об этом уже три раза. Местный речной регистр нам отказывает и говорит, чтобы мы писали письмо в головное управление в Москву. Мы это делали уже три раза, крайнее письмо Лобанов (Максим Лобанов — министр транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области. — Прим. ред.) сам лично, я так понимаю, возил вот туда. Но оттуда опять пришел отказ об увеличении пассажировместимости. Мы просили увеличить хотя бы на 50 человек. С изменением проекта, с изменением всех спасательных средств, — сказал он.
По словам Елены, встречу с местными с участием главы Порта Байкал, начальника порта и замминистра действительно провели, но решений никаких конструктивных не нашли. Хотя у жителей есть свои варианты.
— Мы когда узнали, что пароходство получает дотацию на паром в 150 миллионов в год — ну извините, на эти деньги можно, по-моему, «Боинг» уже приобретать и в деревню летать, в Листвянку. Еще у пароходства есть теплоход «Бабушкин» вместимостью 120 человек. Он, правда, в аренде, но они как арендодатели могут же арендатора обязать, допустим, в выходные делать два рейса из Листвянки в порт Байкал и обратно. Ну пусть по коммерческим ценам, но забирают утром и возвращают вечером большие группы туристов, — считает она.
Проблема еще осложняется тем, что паромом регулярно пользуется большой транспорт завода по розливу воды «Байкальская легенда» — он расположен на самом берегу озера. И, по словам Елены, автомобили, которые обслуживают предприятие, загружаются практически на каждый рейс.
— В итоге местные — а у нас же есть предприниматели, которые ездят за продуктами хотя бы 2−3 раза в неделю, — на эти паромы попадают тоже с большим затруднением, — подчеркивает женщина.
Ситуация накаляется настолько, что в очереди периодически возникают драки. В основном между туристами. Местные жители по большей части — пожилые люди и в конфликты стараются не ввязываться. Дошло до того, что начальник порта, по словам Елены, попросил у Ольги Золтоторевой обеспечить охрану через Росгвардию. У предпринимательницы это вызывает скепсис:
— Это будет еще больше обострять ситуацию, да и всё. Еще и представитель Росгвардии может пострадать. В общем, пока они эту проблему никак решить не могут. Я думаю, что всё упирается в этот регистр в Москве: просто люди не хотят на себя брать ответственность и решать проблему, — резюмирует Елена.
Напомним, в прошлом году на пароме возникла подобная ситуация. Тогда сообщалось, что в дальнейшей перспективе рассматривается вариант «поставить» на переправу паром большей вместимости, но этого так и не случилось.
Паромная переправа действует круглый год. Ее обслуживает Восточно-Сибирское речное пароходство (ВСРП, входит в группу компаний «Истлэнд», принадлежащую экс-губернатору Иркутской области Сергею Ерощенко). По маршруту «Причал "Рогатка" (Листвянка)» — «Порт "Байкал"» курсирует единственный паром «Байкальские воды». Стоимость проезда составляет 90 рублей.
Нарекания вызывают и сами причалы. Ранее власти заявляли, что на их реконструкцию планируется выделить деньги. Но пока есть только очень приблизительное понимание по стоимости работ. Но причальные сооружения — не единственный объект в Листвянке, который вызывает возмущения приезжих. В поселке давно требуется реконструкция набережной, о ее плачевном состоянии рассказывала журналист «ИрСити» Алёна Кашпарова в своей колонке.
В 2022 году был принят и утвержден генплан Листвянки, по которому реконструкция набережной вдоль Байкала планируется до 2031 года. Но для этого необходимо сделать берегоукрепление. Эту работу уже пытались начать: в 2018 году по итогам торгов был определен подрядчик и выделено больше 1 миллиарда рублей. Но работы не двинулись: выигравшая аукцион самарская компания отказалась выполнять работы и предложила свой проект. Арбитражный суд Иркутской области в апреле 2019-го обязал ее выполнить контракт. Позже власти региона заявили, что объявят новый аукцион из-за того, что компания предложила изменить конструкцию берегоукрепления. Но суд признал разрешение на строительство незаконным, а летом 2020 года недействительным — соглашение о субсидировании и муниципальный контракт.
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.