Строительство и реконструкция четырех причалов на Байкале оценивается приблизительно в 15,5 миллиарда рублей. Их планируют восстановить в рамках программы развития круизного туризма на озере. Об этом сообщает «Интерфакс» со ссылкой на губернатора Приангарья Игоря Кобзева.
— Проект «Волшебный Байкал» предусматривает строительство и реконструкцию причальных сооружений. Президентом РФ проект одобрен и включен в состав федерального проекта «Пять морей и озеро Байкал». На сегодня определены основные локации размещения причальных сооружений — это Порт Байкал, причал «Рогатка» в Листвянке, город Байкальск, поселок Култук. Кроме того, в Порту Байкал необходимо создать зимнюю стоянку для больших судов, — рассказал Кобзев в интервью на полях Восточного экономического форума.
Так как стоимость строительства и реконструкции причалов достаточно значительная, правительство Иркутской области рассчитывает профинансировать проект за счет инфраструктурных бюджетных кредитов. Заявка в правительство РФ уже направлена, добавил Кобзев.
Предварительно, в 2026 году начнется проектирование причалов, а в 2028-м — само строительство, причем усиленными темпами.
Игорь Кобзев добавил, что в Порту Байкал сейчас строятся два круизных судна, которые будут ходить по акватории озера.
— Это будут экономичные, энергоэффективные суда, оснащенные современным навигационным оборудованием и системами противопожарной безопасности. По сути, это комфортабельные отели на воде. После запуска этих судов можно будет говорить о восстановлении круизов по Байкалу, — отметил глава Приангарья.
Ситуация с причалами на Байкале давно стала критичной. Уже второй год подряд туристы жалуются, например, на очереди на паром до Порта Байкал и обратно. Конфликты порой доходят до драк, потому что по решению прокуратуры паром теперь может перевозить лишь 20 человек вместо 100, как это было раньше.
После того, как ситуация на паромной переправе накалилась, в июле ВСРП запустило по этому маршруту теплоход, который выполнял четыре рейса в день. Стоимость билета для взрослых — 350 рублей, для детей 5–10 лет — 175 рублей.
Паромная переправа действует круглый год. Ее обслуживает Восточно-Сибирское речное пароходство (ВСРП, входит в группу компаний «Истлэнд», принадлежащую экс-губернатору Иркутской области Сергею Ерощенко). По маршруту «Причал „Рогатка“ (Листвянка)» — «Порт „Байкал“» курсирует единственный паром «Байкальские воды». Стоимость проезда составляет 90 рублей.
Нарекания вызывают и сами причалы. Ранее власти заявляли, что на их реконструкцию планируется выделить деньги. Но пока есть только очень приблизительное понимание по стоимости работ. Но причальные сооружения — не единственный объект в Листвянке, который вызывает возмущения приезжих. В поселке давно требуется реконструкция набережной, о ее плачевном состоянии рассказывала журналист «ИрСити» Алёна Кашпарова в своей колонке.
В 2022 году был принят и утвержден генплан Листвянки, по которому реконструкция набережной вдоль Байкала планируется до 2031 года. Но для этого необходимо сделать берегоукрепление. Эту работу уже пытались начать: в 2018 году по итогам торгов был определен подрядчик и выделено больше 1 миллиарда рублей. Но работы не двинулись: выигравшая аукцион самарская компания отказалась выполнять работы и предложила свой проект. Арбитражный суд Иркутской области в апреле 2019-го обязал ее выполнить контракт. Позже власти региона заявили, что объявят новый аукцион из-за того, что компания предложила изменить конструкцию берегоукрепления. Но суд признал разрешение на строительство незаконным, а летом 2020 года недействительным — соглашение о субсидировании и муниципальный контракт.