На иркутских дорогах в 2023 году можно было заметить колоссальное количество иномарок без номеров. Всё это — аукционные автомобили, большую часть из которых закупают в Японии, а потом гонят из Владивостока. В ноябре обладательницей такой машины стала иркутянка Евгения Гилёва. Она рассказала корреспонденту «ИрСити», почему решилась на это.
Почему машину купили не в Иркутске?
В семье Евгении уже есть автомобиль — Honda Accord, которую она делила с мужем на протяжении пяти лет, после того как получила водительские права. О второй машине иркутянка начала задумываться лишь недавно, весной 2023 года. Евгения работает в центре города, а живет в Ленинском округе. На автобусах она добиралась вкруговую — иначе сесть практически нереально: общественный транспорт ходит забитый пассажирами до отказа.
— У меня работа такая, что я могу в офисе пробыть и до восьми, и до девяти вечера. С работы выходишь вроде в нормальном настроении, несмотря на то, что работаешь до восьми, до девяти. Но, когда идешь на остановку, оно падает в ноль и развивается просто какая-то депрессия, когда по полтора часа едешь домой на автобусе, — рассказывает она.
«Я так жить больше не могу», — подумала иркутянка и начала откладывать деньги на собственный автомобиль. Поначалу о том, какая именно машина ей нужна, Евгения не задумывалась, просто копила, чтобы к моменту покупки на руках была определенная сумма.
К осени уже она и супруг начали отслеживать предложения на автомобильном рынке в Иркутске. К этому времени Евгения уже определилась с предпочтениями — ей хотелось либо Mazda Axela, либо Mazda3. А еще поглядывали Honda Fit, Toyota Prius и Toyota Corolla.
— Мы начали смотреть, а у автомобилей по 6–8 владельцев, больше 260–300 тысяч километров пробега. А еще в августе цены повысились. Машин в принципе стало не сильно много, и они подорожали. Мы смотрели, смотрели в Иркутске и ничего не высмотрели. Даже на просмотр ни разу не съездили. Потому что всё, что предлагается, — это ведро с гвоздями, — говорит Евгения.
Она приводит в пример историю знакомой, которая в Иркутске долгое время искала машину за 1,7 миллиона рублей и даже по этой цене не могла найти что-то стоящее. Автомобиль она в итоге купила, но он всё равно постоянно ломается. Тем не менее мысль посмотреть на аукционные иномарки в Японии Евгении не приходила.
Как решились на аукцион в Японии?
— У меня супруг просто случайно наткнулся где-то на группу компании во Владивостоке, которая занимается такими машинами, посоветовался со знающими знакомыми, и оказалось, что ее услугами уже пользовались. Потому мы решили попробовать, — делится иркутянка.
В компанию отправили свои пожелания и бюджет. И уже через пару дней сотрудники отправили информацию о том, что в Японии вот-вот будет аукцион, на который выставили два подходящих варианта — хетчбэк и седан.
— Седан был 2011 года с пробегом всего в 11 тысяч километров. Нам сразу сказали, что мы его, скорее всего, не купим, потому что цену изначально поставили высокую из-за небольшого пробега. Мы остановились на втором варианте — Mazda Axela 2011 года с пробегом в 40 тысяч километров. И сразу же с первого раза купили ее, — рассказывает Евгения.
Сколько стоило аукционное авто?
Машина обошлась иркутянке почти в 1 миллион рублей. Сама по себе она стоила 387 тысяч рублей. За эти деньги Евгения купила автомобиль с объемом двигателя 1,5 литра, камерой заднего вида, противотуманками, датчиками дождя, защитой от ультрафиолета, кнопкой запуска, ключом дистанционного управления, электронным контролем устойчивости и другими примочками.
За услуги по подбору машины компании иркутянка заплатила 50 тысяч рублей, еще примерно столько же — за перевозку автомобиля из Японии в Россию. Чтобы заплатить за покупку, покупателю приходит так называемый инвойс.
Самая значительная статья расходов — это таможенный платеж. Его сумма составила 480 тысяч рублей.
— То есть таможенный сбор на ввоз на машину больше, чем она стоила в Японии! — говорит Евгения.
Около 80 тысяч уходит на обследование машины в испытательной лаборатории, где проверяют агрегаты автомобиля. Там же, во Владивостоке, в иномарке Евгении поменяли технические жидкости — масло в двигателе и тосол, а также купили новое литье и шины, поскольку из Японии Mazda приехала на летней резине. Это обошлось примерно в 40 тысяч рублей.
Придется иркутянке покупать и летние шины — на «японке» была установлена низкопрофильная резина 18-го диаметра, которая для наших условий не очень подходит.
Как происходит оплата?
За услуги подбора автомобиля Евгения оплатила владивостокской компании сразу же переводом на карту, предварительно заключив с ней договор. После того как в аукционе победила именно она, иркутянке уже от японской компании пришел так называемый инвойс — именной счет, выставленный продавцом-экспортером покупателю на оплату продукции или услуг.
Он включает в себя стоимость авто, транспортные расходы по Японии и фрахт до Владивостока. С этим документом Евгения обратилась в один из банков, чтобы провести оплату. Инвойс оплачивается в той валюте, в которой он выставлен — в нашем случае в йенах, — но конвертацию проводит сам банк. То есть покупатель приходит с рублями.
— У банка еще небольшая комиссия за перевод между странами. Получаешь чек и справку об оплате. Фотографируешь их, присылаешь в компанию, с которой заключал договор во Владивостоке, — делится Евгения деталями процесса.
Затем наступает момент ожидания автомобиля. Машина иркутянки из Японии во Владивосток прибыла через месяц после покупки. Следующий этап — оплата таможенных платежей. Для этого покупателю высылают квитанцию с суммой оплаты и реквизиты. До оплаты таможенных платежей автомобиль находится на складе временного хранения. У покупателя есть возможность в течение 10 дней провести платеж, но лучше это делать сразу же, чтобы не переплачивать за сверхнормативное хранение авто на складе, советует Евгения.
— Как только машина подъезжает к таможне, тебе скидывают ссылку для регистрации и получения электронного паспорта транспортного средства, — добавляет она. — В день этих документов выдают определенное количество. Мы попали в такой момент, что машин было очень много. Обычно они на таможне стоят день-два, а наша там пробыла около недели.
После оплаты таможенных платежей приходит следующий документ — уже на оплату исследования автомобиля в лаборатории. После обследования ее можно забирать домой.
«Повреждения есть, но их не видно»
Аукционные автомобили в регион назначения гонят либо сами новые владельцы, либо пользуются услугами сторонних лиц. За машиной Евгении из Иркутска во Владивосток полетел ее муж и его друг. В Иркутск они пригнали автомобиль за три дня. На учет машину ставили уже в родном городе.
Опасений, что что-то пойдет не так, машина не доедет, затонет паром или что-то в этом роде, не было, говорит иркутянка.
— Но вообще, компании, которые занимаются этим, не отвечает за то, что если у тебя паром затонет или что-то с машиной случится, — добавляет она. — Но я сама про себя решила, что она приедет, и всё.
Что касается состояния самого автомобиля, по словам Евгении, покупателю приходит аукционный лист, в котором отмечены все несоответствия машины. У ее иномарки они были, но легкие.
— Я их даже увидеть не могу, — говорит иркутянка.
Что касается остальных характеристик, то проблем с автомобилем нет. Он прекрасно справился и с декабрьскими морозами в Иркутске — хорошо работал автозапуск и все системы безопасности.