Журналист и блогер Константин Рожков, ведущий англоязычного YouTube-канала Real Reporter побывал на Иркутском авиационном заводе и рассказал американской аудитории (на него подписано более 250 тысяч зрителей) о производстве самолета МС-21. Мы посмотрели его ролик и выяснили, что он поведал американцам о самолете, который должен стать конкурентом зарубежных Boeing и Airbus.
Кстати, недавно корреспондент «ИрСити» Алина Ринчино тоже своими глазами увидела, как производят иркутскую ласточку.
Рожков назвал МС-21, не много не мало, «спасением российской гражданской авиации», которая сейчас «переживает один из самых сложнейших моментов в своей истории».
По его словам, до начала спецоперации на Украине более 80% самолетов, используемых российскими авиакомпаниями, были иностранного производства. В основном это были лайнеры компаний Boeing и Airbus. Санкции, которые ввели с началом СВО, вызвали множество проблем. Появились вопросы: как покупать новые самолеты, как поддерживать в рабочем состояние те, что есть, как летать за границу и не столкнуться с конфискацией лайнеров.
— На бумаге этот самолет имеет ряд преимуществ. У него самый большой салон в своем классе, для него разработали композитные крылья, обеспечивающие лучшую аэродинамику и экономию топлива. Кабина пилотов оснащена всеми современными функциями.
Но есть загвоздка. Прямо сейчас он взлететь не может. Нужны западные детали. Главный вопрос: сможет ли Россия успешно запустить этот амбициозный проект и спасти свою гражданскую авиацию от краха? Или всё это останется только на бумаге? Будем честны, разработка самолета 100% местного производства в наши дни — это непростая задача, — пояснил автор видео.
Российские авиакомпании не могут полноценно использоваться оставшиеся у них «Боинги» и «Аэробусы» для полетов за рубеж, поскольку есть риск, что эти самолеты арестуют. Сообщалось, что из 800 самолетов, которые были у России до конфликта на Украине, она уже потеряла 72. Лайнеры были в лизинге и оказались за пределами страны, когда начался конфликт. Часть самолетов Россия уже национализировала. Автор отмечает, что на Западе это называют «воровством», но в РФ заявляют, что это законный ответ на санкции.
Кроме того, российские авиакомпании выкупили около двух сотен самолетов. Теперь они принадлежат России на законных основаниях.
— Санкции, конечно, жесткие и бескомпромиссные, но, похоже, всегда есть место для маневра, когда речь заходит о круглых суммах, — съязвил блогер.
Журналист совершил перелет в Иркутск на Boeing-737-800. МС-21 — прямой конкурент этого лайнера, предполагается, что иркутская разработка должна заменить именно его.
Он назвал Иркутский авиазавод одним из ведущих предприятий российской аэрокосмической отрасли, а также «сердцем российской гражданской авиации». По его словам, перед работниками ИАЗ стоит трудная задача — создание первого с советских времен полностью российского пассажирского самолета.
— Самолет МС-21 был представлен с большой помпой в 2016 году как символ возрождающейся гражданской авиации. Цель была очевидна: создать конкурентоспособный авиалайнер, который бы обходился в эксплуатации на 12–15% дешевле. МС-21 должен был бросить вызов самым продаваемым самолетам в истории. Но, несмотря на многообещающий старт, МС-21 пока летал только на авиасалонах и так и не поступил в серийное производство.
Среди главных преимуществ самолета называют высокое соотношение сторон крыльев. Проще говоря, они длинные и узкие. Такое соотношение уменьшает сопротивление ветра, что позволяет сэкономить больше топлива. Этого удалось достичь за счет изготовления крыла из композитных материалов, которые легче и прочнее традиционных металлов. Кроме того, это дает хорошую маневренность, которую МС-21 продемонстрировал совсем недавно во время репетиции авиашоу к 90-летию авиазавода.
А еще МС-21 может похвастаться одним из самых широких салонов в своем классе. Его ширина превышает 4 метра, в то время как ширина салона Airbus A320 — еще одного прямого конкурента иркутского МС-21 — 3,7 метра. Пространство для пассажиров в Boeing-737 еще уже — всего 3,5 метра.
Однако российская разработка оказалась крайне уязвимой для западных санкций. В первую очередь потому, что многие компоненты самолета были импортными. Их производили компании из США и Франции. В частности, американские фирмы Pratt&Whitney и Goodrich занимались производством двигателей и шасси соответственно, стекла кабин изготавливались во Франции. Всего же для создания полностью импортозамещенного МС-21 нужно заменить около 80 систем и компонентов западного производства.
Совсем недавно в рамках создания самолета была установлена первая в России система распределения электроэнергии — «сердце» самолета, которое управляет освещением, мультимедийными экранами и кондиционерами. Россия стала третьей страной после США и Франции, которая наладила производство таких систем.
Еще одна проблема связана с временными потерями, вызванными заменой импортных комплектующих на отечественные. К примеру, чтобы подтвердить надежность стекла кабины, требуется не менее 50 летных испытаний. Более сложные системы (например, навигация и авионика) требуют еще большего тестирования.
— Поражает, что России приходится перестраивать всю авиационную промышленность с нуля, несмотря на то, что когда-то в СССР было полностью автономное авиастроение. Стали ли санкции причиной массы проблем для российской гражданской авиации? Разумеется! Но именно эта ситуация побудила всех засучить рукава и взяться за то, что давно назрело — создать настоящий российский пассажирский самолет. Почему это не было сделано раньше — хороший вопрос, не мне судить. Но я с нетерпением жду того дня, когда МС-21 поднимется в небо, — заключил Константин Рожков.
МС-21 — среднемагистральный пассажирский самолет нового поколения вместимостью от 163 до 211 пассажиров. Лайнер собирают на Иркутском авиационном заводе. Первый полет состоялся 28 мая 2017 года, а 15 декабря 2020-го самолет совершил первый полет с российским двигателем ПД-14.
Первые МС-21 авиакомпаниям планировалось поставить в 2024 году, но в мае стало известно, что срок перенесен. Всего к 2030 году планируется поставить 270 МС-21, которые собирает иркутский авиазавод. Перенос сроков связан с санкциями западных стран, которые ввели после начала спецоперации.
Весной 2024 года власти объяснили, с чем связаны задержки в производстве МС-21. В Ростехе, в частности, говорили, что пока не сформирован финальный облик лайнера, кроме того, из-за замещения деталей изменились весовые характеристики МС-21. Однако в глобальном смысле отрасль авиастроения пока пересмотрела приоритеты в сторону боевой авиации.
«Аэрофлот» планирует получить первые самолеты МС-21 в сентябре 2025 года. В число других эксплуатантов нашего лайнера войдут также дальневосточная «Аврора» (хотя изначально говорилось, что авиакомпания не будет закупать иркутские самолеты) и белорусская «Белавиа». Отметим, что в Белоруссии планируют производить комплектующие для обслуживания МС-21.
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.