Когда кто-нибудь говорит, что в центре Иркутска нужно расширять дороги, я начинаю тихо икать. Потом у меня кружится голова, а из глаз сыплются искры. Потом меня, упавшую в обморок куда-нибудь под куст (нормальные кусты в центре поискать ещё нужно), какие-нибудь заботливые и неравнодушные люди хлещут по щекам и орут: «Алё! Есть кто на проводе?» Когда в нос начинают тыкать нашатыркой, я произношу сакраментальное «Передаём сигналы точного времени — бип-бип-бип», и неравнодушные люди, видя, что всё в порядке, убегают по своим делам.
Колонка впервые опубликована в субъективном разборе событий недели, который вышел на «ИрСити» 18 апреля.
Почему я так реагирую? Потому что расширение дорог — это тонкое искусство, а расширение дорог в центре Иркутска — что-то вообще за гранью возможного.
Нет, вообще расширять надо. Но не в центре. Центр лучше оставить в покое, а все офисы, торговые комплексы и даже администрации утащить куда-нибудь в спальные районы. Чтобы спальные районы развивались до уровня самодостаточных мирков со всей необходимой инфраструктурой: в одном месте построить аквапарк, в другом — американские горки, в третьем — чёртово колесо, в четвёртом — «дом правительства», etc. И кататься в гости друг к другу.
Чтобы убедить в этом чиновников, нужно посадить их в автомобиль и отправить куда-нибудь на Чкалова или 3-го Июля в час пик, в самый фарш. Потому что нигде так хорошо не думается о судьбе города, как в душной пробке. Здесь даже есть свои бонусы - можно качество ремонта дорог оценить собственным позвоночником.
Я каждый день стою в таких пробках, когда пытаюсь перебраться с одного берега на другой. И вижу, как высокие автобусы, фырча от напряжения, пытаются не задеть кого-нибудь в плотном потоке — не балерины ведь. А легковушки, переругиваясь, уворачиваются не только друг от друга, но и от «неожиданно» возникших дорожных знаков, фонарей и ограждений (да-да, дорогу перебегали в неположенном месте).
Особенно, это выглядит жутко, когда на какой-нибудь Седова или Кожова, вообще не приспособленных для интенсивного движения, автомобили выстраиваются в три ряда. Больше не получается, потому что четвёртый ряд — это плотно припаркованные машины, а в пятый - разворачиваются те, кто «да пошли вы все к чёрту» и хочет объехать затор.
Поэтому, как только люди, которые в городе принимают все решения, попадут в пробку, сразу и дороги будут качественнее ремонтировать, и мосты будет легче строить, и даже обходы города. Я в это верю. Ещё больше я верю, что они на самом деле всё это знают, и лучше меня.
А в центре города расширять нечего. И некуда. Большую часть деревьев, за счёт которых делается это расширение, вырубили, а новые не приживаются и превращаются в жалкие палки, потому что от земли ничего не осталось - сплошной асфальт до вторых этажей. Менять транспортную схему — не выход. Пробок меньше не станет, а проклятий в сторону чиновников прибавится. Сужать тротуары? Куда уж больше? Или пешеходы — не люди? Сносить дома? Так, стоп.
Тогда что же делать? Наверно, то, что сейчас обещают, — вводить платные парковки, улучшать общественный транспорт. Мучиться, убеждать, доказывать. Чтобы постепенно укротить пробки. А развитие? А развитие подождёт.
Проще всем городом встать, прихватить сухпаёк и шагнуть в сторону — подальше от раздражителей, потому что ну их, связываться с ними себе дороже. А в историческом центре сделать маленький культурный заповедник с уютными улочками и нарядными домиками. И как не в себя развивать туризм.
Но это всё мои фантазии.