Неделя прошла для Иркутской области под знаком нерадостных рекордов - самое высокое количество выявленных случаев коронавируса и самое большое число умерших пациентов с COVID-19. Главный вопрос, который решали власти, - это обеспечение ковидных коек кислородом, потребление которого в третью волну удвоилось. Для этого регион попросил помощи у своих соседей. И они откликнулись. Томская область направила 26 тонн медицинского кислорода, а из Кузбасса поступило 16 тонн.
Кроме того, во второй половине минувшей семидневки на регион обрушился сильный ливень. В одном только Иркутске за ночь выпала почти половина месячной нормы осадков. Подтопленными оказались все центральные улицы, часть города осталась без света, прерывалось движение трамваев из-за упавших деревьев, в нескольких домах откачивали воду.
Зоя Кузнецова: Мэр против дорог и картельных сговоров
«В этом году чётко обозначил задачу: все закупки должны вестись по открытой и прозрачной схеме. Картельных сговоров мы больше не допустим! Каждый объект по БКАД проходил отдельным лотом. В результате мы получили конкурентную среду, которая позволила впервые за долгие годы добиться получения реальной экономии от проведения закупок, которая не осядет в карманах третьих лиц. Сумма внушительная – порядка 70 миллионов рублей», - говорил мэр Иркутска Руслан Болотов в начале июня.
Красивая цитата, да? Мне тоже ужасно нравится про усилия администрации Иркутска, которая как будто об колено ломает сложившуюся практику по закупкам на ремонт дорог, про конкурентную среду, про реальную экономию «впервые за долгие годы». Там ещё дальше, что эти деньги тоже пойдут на ремонт дорог. Ух.
Правда, после того как я проанализировала закупки на дорожные ремонты по 2020-му и 2021 году, у меня появилось много вопросов.
Текст про контракты на ремонт дорог можно почитать тут.
Давайте начнём с хорошего. Крупные дорожные ремонты по проекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (БКАД) действительно разыгрывались отдельными лотами. Некоторые аукционами, некоторые конкурсами – разница в том, что во втором случае оценивались нестоимостные критерии участников (опыт работы, материально-техническая база, количество рабочих). Предполагалось, что это позволит администрации Иркутска законно отобрать более опытных подрядчиков.
Вот тут сразу «плохое». По трём конкурсам не произошло вообще никакого снижения цены, подрядчики выиграли как раз за счёт нестоимостных критериев. Это, в частности, ремонт улицы Верхняя Набережная за 165 миллионов рублей. Победителем конкурса стала Дорожная служба Иркутской области (ДСИО). В июле весь контракт – 99% в денежном выражении – был передан субподрядчику, компании «Строительные технологии». То есть ДСИО стала просто посредником? А зачем она тогда выигрывала конкурс?
У «Строительных технологий» есть ещё два контракта на ремонт дорог в Иркутске на общую сумму 69,5 миллиона рублей, а также иск от горадминистрации в арбитражном суде региона из-за строительства асфальтобетонного завода на улице Гравийной во Втором Иркутске.
Улицу Трактовую без понижения цены за 321 миллион рублей выиграла фирма «Дорожник» из Слюдянки - тоже очень опытный подрядчик, который работает на федеральных трассах.
А вот это Руслан Болотов распекает подрядчика из-за того, что улицу Трактовую затопило во время очередного июньского дождя. В соцсетях об этом были десятки видео.
В прошлом году самые большие контракты были – в порядке убывания сумм - у «СоюзСтроя», «Иркутскавтодора» и «Союз-града», в этом году – у «Иркутскавтодора», «Дорожника», «СоюзСтроя», ДСИО, «Союз-града». Если учесть, что контракт ДСИО был передан «Строительным технологиям», то Дорожная служба из этого списка выйдет, а «Строительные технологии» займут третье место, отодвинув «СоюзСтрой».
Нельзя не отметить, что «Иркутскавтодор», «СоюзСтрой», «Союз-град» и ещё четыре предприятия были признаны УФАС виновными в картельном сговоре на общую сумму 1 миллиард рублей. Речь шла о пяти аукционах 2018—2019 годов, связанных с ремонтом дорог, содержанием элементов городского обустройства, зелёных насаждений.
«Иркутскавтодор» также передаёт работы на субподряд. Суммы варьируются от 14 до почти 97%. Так, например, по улице Баррикад были переданы работы на 75% от суммы контракта, по Шмидта – почти на 97, по переулку Восточный - на 44. То есть и тут, как с ДСИО, – просто посредник? Не могу понять, зачем выигрывать конкурс, если потом передавать его почти полностью субподрядчику? Зарабатывать на разнице между начальной ценой и ценой субподрядчика? Точно этим должно заниматься муниципальное дорожное предприятие?
И последнее. Болотов в июне говорит, что «впервые за долгие годы» добились «реальной экономии» от проведения закупок. В 2021 году на конкурсах и аукционах по БКАД действительно сэкономили больше 80 миллионов рублей (6,4% от начальной цены всех контрактов – почти 1,4 миллиарда рублей).
В 2020 году при общей цене всех контрактов почти в 900 миллионов экономия на аукционах составила 50 миллионов рублей, или 5,6%. О каком «впервые за долгие годы» идёт речь, Руслан Николаевич? Куда пошли эти деньги и «осели» ли они в карманах третьих лиц, я не знаю, я просто смотрю на сайт госзакупок. И там – и в прошлом, и в этом году - с учётом общей суммы контрактов сопоставимая экономия, те же подрядчики и те же схемы по передаче контрактов на субподряд.
Поэтому пока кажется, что система поменялась только на словах, а на самом деле эти рельсы даже не собирались перекладывать. Слишком дорого и слишком хлопотно, можно просто подкрутить настройки, чтобы показать другую картинку и говорить красивые слова.
Конечно, окончательные выводы можно будет делать только осенью, во время и после приёмки дорог, но непонятно, почему можно ждать каких-то изменений. Ведь один из пяти самых дорогих контрактов – на ремонт дороги в Солнечном – уже расторгли и разыгрывают заново из-за того, что подрядчик сорвал сроки.
Ведь «СоюзСтрой» занимается одним из самых трудоёмких контрактов в этом году – реконструкцией улицы Карбышева. При этом тот же Болотов, комментируя устранения замечаний по прошлогоднему ремонту на улице Баумана, говорит про него «горячо любимый подрядчик, с которым мы в прошлом году намаялись и продолжаем маяться», а ход работ оценивает «ни шатко, ни валко».
Ведь подрядчиков, которые занимаются контрактами «Иркутскавтодора», знает только МУП и, я надеюсь, мэрия – на сайте госзакупок они не называются, а контракты с ними не размещают. Непонятно, о какой прозрачности (настоящей, а не на словах) конкурсных процедур можно говорить в такой ситуации.
Ксения Власова: «Ваше благоустройство – полное фуфло»
Как всякий нормальный журналист, я почти всё время сомневаюсь в правильности своих слов и действий, пытаюсь уловить, а могу ли я кому-нибудь помочь. Но достаточно какой-нибудь досадной мелочи, и я к своему ужасу понимаю, что даже не хочу помогать. Потому что уже не помочь.
Я не раз говорила, что люблю Иркутск. Хотя он душный, тесный, несуразный, нелогичный. И жители в нём порой такие же – душные и нелогичные. Почему? Потому что я иногда не знаю, что творится в их головах, хотя вроде должна – 30 лет дышу одним с ними воздухом.
Знаете, местные чиновники иногда нет-нет да и попадутся на какой-то странности или ошибке. Но порой мне становится их просто жалко, когда вижу, как они почти врукопашную пытаются побороть лень и бессовестность горожан.
Ну, правда. Вот очень красочный пример. Лисихинский парк, который благоустраивали с 2018 года. Обновлённый, он открылся в 2020-м. Здесь сделали освещение, проложили дорожки, высадили газончики, кустики, деревца, выложили плиткой аллеи, поставили лавочки и урны, соорудили детскую площадку. На всё потратили более 50 миллионов рублей. Деньги немалые, поэтому, конечно, можно и нужно придирчиво разглядывать благоустройство, особенно, когда вдруг выясняется, что плитка не может пережить зиму, а тротуары в дождь превращаются в непроходимые озёра. Это история про «нет предела совершенству». И думаю, в мэрии всё понимают.
Но некоторым, видимо, простой придирчивости не хватает, а неуёмную энергию направить на полезные дела не получается. В ночь на 7 июля какие-то умники «навели здесь свой порядок»: свалили в кучу лавки и разбили урны для раздельного сбора мусора. Мэрия подготовила обращение в полицию и даже объявила вознаграждение – 50 тысяч рублей – за видеозаписи произошедшего.
Спрашивается: что вандалы хотели этим показать? Умение самостоятельно принимать решения? Силушку богатырскую? Мощь и красоту своих извилин? Или это конкретный месседж малому «серому дому», мол, ваше благоустройство – полное фуфло, а раздельный мусор – какая-то непонятная фигня?
Ну слушайте, Иркутск всегда умел выразить своё несогласие более мирными, менее разрушительными способами: постоять под стенами администрации, поорать красивые речёвки, пройтись весёлым маршем по центральным улицам, написать гневный пост в соцсетях, в конце концов подать в суд на чиновников. Культура! Была, да всплыла.
А сейчас хочется схватиться за голову – вы что творите-то? То цветочки выкапываете, то решётки ливневой канализации воруете. Этого показалось мало, поэтому вы решили отыграться на общественных пространствах, которые вообще ни в чём не виноваты.
Как говорил профессор Преображенский? Разруха не в клозетах, а в головах, да? Так получается, в клозетах у нас ещё дай бог…
Как-то утром я шла по бульвару Гагарина. Было довольно рано, поэтому таких же жаворонков можно было пересчитать по пальцам: пять велосипедистов, три бегуна и два дворника. В какой-то момент я потеряла мысль, а вместе с ней чувство времени и пространства. Очнулась от того, что собираю разбросанные вокруг полупустой урны пластиковые стаканчики, обёртки, пивные бутылки и ещё какую-то дрянь. Этот рефлекс - прибираться там, куда пришёл, и следить за собой - выработался у многих местных. Не портить то, что создано не тобой, - тоже. Жалко, что не у всех. Но жалко у пчёлки.