Иркутский авиационный завод, занимающийся производством самолетов МС-21, в середине января получил левую консоль для крыла лайнера. Ее изготавливают в Ульяновске, поэтому вопрос доставки на пункт конечной сборки в Иркутск является довольно острым. На странице Иркутского авиационного завода во «ВКонтакте» 18 января рассказали, какой путь преодолело крыло МС-21, чтобы попасть в столицу Приангарья.
Транспортировкой консоли занимались водители иркутского дочернего предприятия ИАЗ. В Иркутске подготовили колонну, которая должна была доставить деталь из Ульяновска. Для этого нужна была не только грузовая машина, но и автомобили сопровождения. Вместе с коллегами из других регионов, по которым пролегал путь, был составлен маршрут, после чего водители отправились на место.
В Ульяновске конструкцию сначала упаковали, а затем установили на раме специально изготовленного для перевозки таких грузов трала, присоединенного к 24-тонному седельному тягачу. На раме закрепили датчики удара, сигнализирующие о повреждениях. Иркутский экипаж отправился в путь 31 декабря, так что Новый год водители встретили в дороге.
— Неспешно и аккуратно вереница автомобилей двигалась по маршруту, пересекая Ульяновскую, Самарскую, Оренбургскую области, Татарстан, Башкортостан и многие другие регионы России. Некоторые города экипаж проезжал ночью, какие-то, например Омск и Кемерово, объезжал, чтобы не попасть в многочасовые пробки. Средняя скорость колонны составляла 60 километров в час: безопасность превыше всего, — говорится в сообщении.
Отмечается, что основную сложность в рейсе составили плохие погодные условия. Плюсовая температура сменялась минусовой, шел то дождь, то снег, что доставляло большие неудобства. Первое утро нового года пришлось провести в дороге — немного отдохнув ночью, водители незамедлительно отправились в путь, чтобы не попасть в надвигающийся на них сильный снегопад. О своем решении в итоге не пожалели: от непогоды удалось убежать. Спустя 10 суток после выезда из Ульяновска крыло было доставлено на авиазавод. Экипаж тем временем отправился в очередную поездку — на этот раз за правой консолью.
МС-21 — среднемагистральный пассажирский самолет нового поколения вместимостью от 163 до 211 пассажиров. Лайнер собирают на Иркутском авиационном заводе. Первый полет состоялся 28 мая 2017 года, а 15 декабря 2020-го самолет совершил первый полет с российским двигателем ПД-14.
Производимый в Иркутске МС-21 неоднократно попадал в поле зрения журналистов. В частности, телеканал «Звезда» в рамках программы «Военная приемка» рассказывал о создании компонентов для сборки лайнера в условиях санкций, а наши коллеги из издания 116.RU выяснили, чем он отличается от самолета Ту-214, который производят в Казани и который также призван заменить зарубежные аналоги на отечественном рынке.
Сертификационные испытания лайнер проводил в 2021 году, в частности в декабре самолет впервые сел в Иркутске на гражданском аэродроме — в городском аэропорту. В августе 2022-го машина совершила сотый полет с отечественными двигателями ПД-14 в подмосковном Жуковском.
Изначально предполагалось, что первые шесть серийных лайнеров МС-21 с отечественным двигателем ПД-14 будут переданы заказчикам в 2024 году. Тогда же, по заверениям главы Минпромторга России Дениса Мантурова, должно было начаться и серийное производство МС-21. Но вице-премьер РФ Юрий Борисов позже сообщил, что выпуск лайнеров могут отложить на 1–2 года из-за санкций западных стран.
В конце ноября 2022-го первый МС-21 получил ливрею авиакомпании «Россия». А в конце апреля 2023-го самолет перекрасили в новую ливрею ОАК для участия в международном авиасалоне МАКС-2023.
Кроме того, корпорация «Иркут» намерена в 2026–2027 годах ввести в эксплуатацию ангарный комплекс для технического обслуживания российских самолетов SSJ-100 и МС-21. Его разместят в Шереметьево. Предполагается, что «Аэрофлот» до 2025 года должен получить 18 самолетов МС-21. В число других эксплуатантов лайнера войдут также дальневосточная «Аврора» (хотя изначально говорилось, что авиакомпания не будет закупать иркутские самолеты) и белорусская «Белавия». Отметим, что в Белоруссии планируют производить комплектующие для обслуживания МС-21.
В апреле глава Ростеха Сергей Чемезов заявил РИА Новости, что государство будет субсидировать закупки МС-21 для отечественных авиакомпаний, за счет чего и снизится цена.
По информации источников газеты «Ведомости» в госструктурах, новый отечественный пассажирский самолет МС-21 будет стоить для российских авиакомпаний около 3,2 миллиарда рублей за штуку. Это примерно в два раза дешевле, чем сопоставимый по вместимости Boeing или Airbus. При этом в июне 2023-го появилась новая информация о стоимости российского лайнера — тогда его оценили уже в 4,3–4,6 миллиарда рублей, что дороже зарубежных аналогов.
Первый испытательный полет самолета МС-21, собранного полностью из импортозамещенных комплектующих, планируется в 2024 году, хотя изначально должен был состояться до конца 2023-го. Президент России Владимир Путин заявил, что в стране к 2030 году планируют произвести более тысячи отечественных самолетов и МС-21 — среди них. Недавно МС-21 успешно прошел тесты на безопасность при максимальной загрузке в 211 пассажиров.
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.