Иркутск должен был провести чемпионат мира по хоккею с мячом ещё в 2019 году, но турнир в столице Приангарья по разным причинам откладывали уже дважды, и сейчас он близок к новому переносу. От участия в нём в октябре 2020-го отказались три команды из восьми, причина — закрытие границ из-за коронавируса.
Иркутск в последний раз принимал чемпионат мира в 2014 году. Условием для проведения нового турнира в 2019-м стало строительство нового стадиона. Увы, иркутяне не успели возвести крытую арену, и ЧМ уехал в шведский Венерсборг, принимавший турнир в 2013-м. Этот город стал счастливым для сборной России — и в 2013-м, и в 2019-м она там побеждала.
Пока россияне обыгрывали шведов в Венерсборге, в Иркутске строился центр по хоккею с мячом и конькобежным видам спорта «Байкал», и, хотя там практически и не было эксцессов (за исключением небольшого пожара, вплоть до самого марта 2020-го не было понятно, будет ли готова арена к турниру или нет.
Хоккейную часть ледового дворца худо-бедно удалось подготовить, но и тут не обошлось без сложностей: в начале марта при разморозке тестового льда подтопило помещения, находящиеся под бетонной плитой, на которой находилось покрытие. Основной лёд должны были наморозить к середине марта, первый тестовый матч в центре бенди планировался на 21-е.
Но тут ударил коронавирус, и последовал второй перенос турнира — на этот раз на октябрь 2020 года. Эта дата не устроила шведов, в национальных СМИ обсуждалось, что большинство команд шведского чемпионата не хотят отправлять своих игроков на турнир в Иркутск в октябре. Тем не менее в начале мая Швеция подтвердила своё участие в предстоящем чемпионате мира.
А ледовый в Иркутске всё строился и строился. В начале августа врио губернатора Приангарья Игорь Кобзев критиковал благоустройство территории вокруг центра бенди и заявлял, что многое нужно переделывать. Ближе к концу месяца его тон сменился, и после очередной проверки он сообщил, что сооружение готово к проведению соревнований.
К началу сентября в шведских изданиях появилась информация о возможном отказе от участия в турнире. Официально шведская федерация хоккея с мячом никак эти сведения не комментировала, предлагая дождаться заседания технического комитета Международной федерации бенди (FIB), которое должно было состояться 1 сентября.
«Мы заявляли, что рекомендации Министерства иностранных дел Швеции по поездкам до 15 ноября за пределы ЕС делают участие сборной невозможным», — сообщил руководитель шведской федерации бенди Андерс Бергстрём в эфире национального радио 1 сентября.
В этот день стало известно, что участие в турнире точно не примут США. В ночь на 2 сентября до FIB дошли отказы Швеции и Германии. Таким образом, турнир лишился почти половины участников. Всего на ЧМ должны были сыграть восемь команд, кроме отказавшихся, это Россия, Казахстан, Норвегия, Финляндия и Эстония.
«Причина [отказа отдельных сборных от участия] — закрытые границы с Россией из-за коронавируса. Но команды заметили, что если соревнования будут перенесены, то они с удовольствием поучаствуют в них. […] Проводить ЧМ не имеет смысла, раз три из восьми команд не приедут», — заявил 2 сентября ИА «ИрСити» руководитель оргкомитета по проведению турнира в Иркутске Владимир Матиенко. По его словам, решение о переносе ЧМ будет принимать международная федерация бенди (FIB), возможно, что об этом станет известно уже на этой неделе.
Иркутский ЧМ-2014 был одним из лучших за последнее десятилетие. Он проходил на старом «Труде», который уже тогда считался морально и физически устаревшим, было очень холодно — финальная игра проходила в 30-градусный мороз, но в этом был особый шарм. Иркутские болельщики переживали за две команды — Россию и Казахстан, причём в последней игроков «Байкал-Энергии» было намного больше.
Финальная игра России и Швеции 2 февраля была сложной, тягучей, хозяев гнали вперёд полностью заполненные трибуны (по протоколу на стадионе находилось 15 тысяч человек, по ощущениям — не меньше 20 тысяч. Добавим к этому серьёзную травму главного арбитра встречи Юхи-Матти Канниайнена — крайне неординарное событие в игре. Финал стал венцом турнира, главным его украшением.
Кажется, в тот день Иркутск как хозяин чемпионата мира полностью исчерпал свой лимит везения. Иначе ситуацию с переносом трёх турниров подряд не объяснить. За всю историю ЧМ, которые проводятся с 1957 года, соревнования переносились всего пять раз. Иркутск — абсолютный рекордсмен по «непроведённым» турнирам.
Перенос ЧМ на более позднюю дату в 2020 году выглядит маловероятным. Если бы турнир сыграли в октябре, то до следующего крупного международного турнира оставалось всего полгода — чемпионат мира в Сыктывкаре должен пройти с 28 марта по 4 апреля. Даже если предположить, что ситуация с коронавирусом и закрытыми границами разрешится в ноябре или декабре, было бы очень странно проводить один турнир за несколько месяцев до старта другого. Сезоны в национальных чемпионатах ведь никто ещё не отменял, две длительных паузы (с учётом подготовки сборных) не выдержит календарь ни в одном из них.
Как бы странно это ни звучало, перенос чемпионата мира может пойти на пользу самому турниру. Сейчас он проводится раз в год, из-за этого он становится менее ожидаемым, рутинным. Теперь у FIB появилась отличная возможность переформатировать турнир и проводить его раз в 2 года. «Переходный» розыгрыш в новом формате предполагал бы небольшое изменение числа участников, потому что сборная Венгрии завоевала путёвку в элитную группу, но из неё, по понятным причинам, никто не сможет вылететь. Из-за этого нарушится привычное деление участников турнира на две подгруппы, но это решается вылетом из элиты по итогам ЧМ не одной, а двух команд.
Если турнир 2020 года всё-таки не состоится, возникнет ситуация, при которой есть уже объявленный хозяин нового ЧМ, а есть Иркутск, который стоит в очереди на проведение турнира уже 2 года, но так и не может его принять. Эту проблему можно решить двумя способами: либо двинуть Сыктывкар на год вперёд и отдать чемпионат Иркутску, либо назначить столицу Приангарья хозяином турнира в 2022-м или 2023-м, если FIB всё-таки решит отказаться от ежегодных международных соревнований.