Экономика «Золотой» мост через Витим и школа по цене звездных футболистов. Топ-10 самых дорогих закупок Приангарья в 2024 году

«Золотой» мост через Витим и школа по цене звездных футболистов. Топ-10 самых дорогих закупок Приангарья в 2024 году

Разбираемся, на что тратят бюджетные деньги в Иркутской области и кому они уйдут

Топ-10 самых дорогих госзакупок Приангарья в 2024 году

Источник:

Ежегодно в Иркутской области выделяют сотни миллионов рублей на строительство различных важных объектов — больниц, школ, детских садов и, конечно же, дорог. Мы решили выяснить, какие из контрактов стали по-настоящему «золотыми» для нашего региона в 2024 году.

Для подготовки материала использовалась информация, размещенная в сервисе по проверке контрагентов «Контур.Фокус». Финансовые показатели компаний приведены по данным на конец 2023 года (более свежая отчетность на текущий момент не опубликована).

  1. Причал на Ольхоне
  2. Проектирование новых энергоблоков для ТЭЦ-11 в Усолье-Сибирском
  3. Дорога Усть-Кут — Уоян на севере Приангарья
  4. Детская поликлиника в Хомутово
  5. Лицей ИГУ на Мелентьева
  6. Поликлиника в Маркова
  7. Ремонт трассы «Вилюй» в Усть-Кутском районе
  8. Ремонт Качугского тракта в Жигаловском районе
  9. Школа на улице Костычева в Иркутске
  10. Мост через Витим в Бодайбинском районе
1

Причал на Ольхоне

«Стыдно показывать туристам» — одной лишь этой фразой можно характеризовать состояние паромной переправы на Ольхоне и причальных сооружений на острове. Сейчас объект не справляется с потоком туристов. То, что причальные сооружения на Ольхоне находятся в печальном состоянии, признают и региональные власти в лице главы Приангарья Игоря Кобзева, и крутые блогеры типа Артемия Лебедева.

Изначальная (и как оказалось, конечная) стоимость закупки, которая была объявлена в октябре, составила без малого 850 миллионов рублей. Подрядчик должен будет положить асфальтобетон на 200-метровом участке подъезда к переправе, соорудить новые причал и пирс, сделать подпорную стенку.

Также нужно будет возвести пост охраны, смонтировать павильон для пассажиров и два туалетных модуля. Кроме того, проектом предусмотрено строительство насосной станции ливневого стока и комплекса установок очистки поверхностных стоков.

Единственным участником электронного аукциона стала «Дорожная служба Иркутской области» (в этом материале мы с ней еще встретимся). Все-таки ДСИО — один из главных подрядчиков на дорожных работах в Иркутской области. Компания полностью принадлежит региональному министерству имущественных отношений.

В 2023 ДСИО выручила 11,2 миллиарда рублей, чистая прибыль при этом составила всего 65 миллионов.

В период с 2020 по 2023 годы в «Дорожной службе» пять раз менялось руководство. Сейчас гендиректором предприятия назначен Антон Бугай. Он сменил Альберта Жовницкого, которого привлекли к ответственности за срыв сроков строительства детского сада в Чунском районе. Экс-глава «Дорожной службы» не может руководить какими-либо коммерческими структурами до конца декабря 2024-го.

У «Дорожной службы Иркутской области» ранее уже возникали проблемы со строительством и ремонтом дорог. В 2022 году ДСИО не смогла в срок отремонтировать дорогу Бодайбо — Кропоткин, также были сложности с реконструкцией дороги на Ольхоне.

А еще в 2024 году было возбуждено уголовное дело из-за хищения 200 миллионов рублей при строительстве дорог в особой экономической зоне «Ворота Байкала». Подряд был у все той же «Дорожной службы».

2

Проектирование новых энергоблоков для ТЭЦ-11 в Усолье-Сибирском

«Байкальская энергетическая компания» (входит в холдинг «Эн+», занимается управлением и обслуживанием одиннадцати теплоэлектроцентралей на территории Иркутской области) запланировала строительство двух новых энергоблоков в Усолье-Сибирском для покрытия дефицита электроэнергии на юго-востоке Приангарья.

Как отмечается в техническом задании, строительство и запуск объектов в работу запланирован на октябрь–ноябрь 2028 года. Министр жилищной политики и энергетики Иркутской области Анатолий Никитин уточнял, что появление новых энергоблоков позволит получить дополнительные 480 мегаватт.

Руководитель БЭК Олег Причко отмечал в интервью «ИрСити», что модернизация ТЭЦ в Усолье позволит генерировать больше мощностей, но проблема с технологическими присоединениями бытовых потребителей, с которой сталкивается множество собственников частных домов в Приангарье, вряд ли исчезнет по ряду причин.

Первоначальная стоимость проектирования энергоблоков оценивалась в 850 миллионов рублей, но в итоговая оказалась почти вполовину выше (1,3 миллиарда). Разработкой документации для строительства займется питерская компания «Севзапвнипиэнергопром», которая специализируется на подобных работах (в частности, институт разрабатывал проект нескольких ТЭЦ и ГРЭС в Санкт-Петербурге, Ленинградской и Вологодской областях, а также на Сахалине).

Выручка «Севзапвнипиэнергопрома» в 2023 году составила 875,8 миллиона рублей (в два раза выше, чем в 2022-м), а чистая прибыль достигла уровня 107,9 миллиона.

3

Дорога Усть-Кут — Уоян на севере Приангарья

Автомобильная дорога соединяет населенные пункты Иркутской области и Бурятии (трасса пролегает через Звездный, Магистральный, Северобайкальск и Нижнеангарск). Большая ее часть не асфальтирована, из-за этого дорогу часто размывает во время сильных ливней и сезонных паводков. В 2023-м властям даже приходилось вводить режим ЧС в Казачинско-Ленском районе.

Власти были готовы выделить 1,2 миллиарда рублей на капитальный ремонт участка дороги длиной 12,5 километра (то есть, один километр обошелся бы примерно в 96 миллионов). Подрядчику за эти деньги нужно было восстановить асфальтобетонное покрытие (в том числе на мостовом переходе).

Аукцион выиграла строительная фирма «ЗБСМ МК-162». Фирма зарегистрирована в Дагестане, но ее корни находятся в Иркутской области. До 2015 года ее учредителем был Магомед Курбайлов, который с 2018 по 2023 годы был депутатом регионального законодательного собрания (избирался от «Единой России» и представлял Нижнеилимский и Усть-Кутский районы). Сейчас фирмой владеют Рустам Магомедович и Сиявуш Магомедович Курбайловы (вероятно, сыновья экс-депутата).

В 2024 году «ЗБСМ МК-162» выиграла еще один крупный контракт — на ремонт участка Качугского тракта в Жигаловском районе. Его сумма составила 1,8 миллиарда рублей, подробнее о работам расскажем далее.

4

Детская поликлиника в Хомутово

Хомутово — один из самых быстрорастущих населенных пунктов Иркутского района. В 2012 году там жило чуть больше 8 тысяч человек, в 2021-м — уже больше 15 тысяч. Социальная инфраструктура не поспевает за растущим населением: на все село работает лишь одно медицинское учреждение, которое не справляется с потоком пациентов (речь идет о местной участковой больнице).

В 2024 году власти Приангарья разместили аукцион на проектирование и строительство детской поликлиники на 350 посещений. В здании планируют оборудовать кабинеты по узким специальностям, а также помещения для проведения рентгенографических исследований.

Возведением объекта будет заниматься строительная компания «Востсибстрой», связанная с бывшим депутатом думы Иркутска Виктором Ильичевым. За работы она получит 1,2 миллиарда рублей.

В 2023 году фирма выручила 766,8 миллиона с чистой прибылью 3,7 миллиона. Компания регулярно участвует в госзакупках (за последние несколько лет она выиграла контракты на строительство зданий судов в Иркутске, Тулуне и Нижнеудинске), а в 2019-м была занята при возведении домов для пострадавших от наводнения в Тулуне.

5

Лицей ИГУ на Мелентьева

Учебное заведение для школьников при Иркутском государственном университете давно нуждается в новом помещении. Сейчас лицей делит здание на улице Академика Курчатова, 13а со средней школой № 77. Там учится более 700 человек.

Для объекта выбрали участок по соседству со школой № 19, которую построили не так давно — в 2018 году. Новое образовательное учреждение будет частично перегораживать улицу Старо-Кузьмихинскую.

Здание рассчитано на 825 учеников. В нем предполагается разместить кабинет робототехники, спортзал, бассейн с душевыми, теле- и театральную студии, планетарий (который есть и в соседней 19-й школе), а также актовый зал на 360 человек. На территории образовательного учреждения появятся спортивная площадка с беговой дорожкой и гимнастическим городком, а также площадки для подвижных игр.

Единственным участником аукциона по выбору подрядчика стала иркутская фирма «СибСтальСтрой». В итоге с компанией и заключили контракт по максимальной цене — 1,7 миллиарда рублей.

«СибСтальСтрой» известна тем, что достраивает Дом спорта в поселке Усть-Ордынском, сорвав сроки на объекте, не построила в срок и детсад в Грановщине Иркутского района, и каток «Иркутск» в микрорайоне Университетском, который должны были достроить в 2021 году, но сдали в 2023-м.

Компания принадлежит предпринимателю Эдуарду Мелконяну. Компания была создана в 2005 году. На конец 2023 года, по данным сервиса по проверке контрагентов «Контур.Фокус», выручка компании составила 923,4 миллиона рублей, а чистая прибыль — 14,5 миллиона рублей.

6

Поликлиника в Маркова

Снова возвращаемся в Иркутский район, но на этот раз — в поселок Маркова. По количеству населения он уже обходит города Свирск, Саянск и Усть-Кут. В пригороде Иркутска живет 37 тысяч человек (по данным Всероссийской переписи населения 2021 года), и, судя по ударным темпам строительства жилья в Маркова, это далеко не предел.

При этом сейчас там только одно медучреждение, которое находится в ЖК «Луговое». Жителям поселка приходится ездить либо туда, либо в Иркутск.

Необходимость строительства поликлиники в Маркова обсуждается с 2020 года. За последние годы население поселка выросло более чем в два раза (с 17,7 тысячи человек в 2015-м до 37 тысяч — в 2021-м), Маркова активно застраивается — появляются микрорайоны из таунхаусов и многоэтажных домов. В границах поселка находится семь микрорайонов: Березовый, Изумрудный, Николов Посад, Сергиев Посад, Ново-Иркутский, Ново-Мельниково, Зеленый Берег и жилые комплексы «Луговое», «Стрижи», «Сокол», «Высота» и «Хрустальный».

Собственная поликлиника Маркова работает в «Луговом», рассчитанная на 100 мест, но при этом она не имеет прямого транспортного сообщения и далеко расположена от большинства других микрорайонов (например, от Березового на общественном транспорте придется добираться около часа с пересадками). Также есть врачебная амбулатория на 30 мест в Березовом и ФАП в Мельничной Пади. Кроме того, жителей Маркова лечат в городских больницах Иркутска (на Синюшке, в Первомайском, Университетском и Юбилейном).

Новое лечебное заведение будет обслуживать как взрослых, так и детей. Его планируют разместить на улице Мира в районе Церкви Воскресения Христова.

В нем должно быть предусмотрено педиатрическое отделение, консультативно-диагностические кабинеты детского отделения, где будут принимать эндокринолог, невролог, уролог-андролог, стоматолог. Также здесь должен быть предусмотрен кабинет УЗИ, ЭЭГ, исследования внешнего дыхания, массажа, физиотерапии. Кроме того, будет создан зал для ЛФК и другие помещения.

Для взрослых пациентов, кроме кабинетов терапевтов, предусмотрены кабинеты отоларинголога, кардиолога, эндокринолога, хирурга, невролога, психиатра, нарколога, офтальмолога, инфекциониста, эндоскописта.

Предусмотрены медико-техническим заданием и отделение лучевой диагностики, палаты дневного стационара, кабинет массажа, зал ЛФК, стоматологические кабинеты, кабинет электросна. Кроме того, подрядчик должен спроектировать помещения для женской консультации, травмпункта, административного-хозяйственного отделения и централизованного стерилизационного отделения.

Возведением поликлиники будет заниматься улан-удэнская компания «Регион Строй». За это она заработает 1,8 миллиарда рублей.

В 2024-м фирма отхватила еще два «жирных» контракта на общую сумму почти 2 миллиарда рублей — за эти деньги «Регион Строй» возведет детский сад и креативный кластер для специалистов творческих профессий (последний объект появится на месте бывшего Дальневосточного высшего общевойскового командного училища) в Благовещенске.

Компания в 2023 году продемонстрировала выручку в размере 1,4 миллиарда рублей, чистая прибыль компании при этом составила почти 100 миллионов.

7

Ремонт трассы «Вилюй» в Усть-Кутском районе

Автомобильная дорога «Вилюй» соединяет Иркутскую область с Якутией. Трасса обеспечивает выход к крупным городам на севере Приангарья, при этом большая ее часть не имеет асфальтового покрытия.

До ноября 2025 года дорожники должны отремонтировать более 70 километров трассы на участке от Усть-Кута до Верхнемаркова. Во время дождей его постоянно размывает, а постоянно передвигающиеся по дороге большегрузные машины разбивают ее до совершенно непригодного состояния. На эти цели было выделено 2,4 миллиарда рублей.

Обновленная дорога так и останется щебеночно-гравийной, но для улучшения ее состояния там заменят верхний слой покрытия, удлинят водопропускные трубы и заменят слабые грунты.

Генеральным подрядчиком на строительных работах стало «Дорожно-эксплуатационное предприятие № 103» из Башкирии. Компания имеет корни в государственных структурах: как следует из открытых источников, до 2016 года ее собственником было Росимущество (более актуальной информации об учредителях ДЭП-103 нет).

Во время торгов ДЭП-103 скинула почти 130 миллионов рублей — итоговая сумма контракта составила 2,35 миллиарда. При этом фирма уже нашла субподрядчиков и готова отдать им 2,1 миллиарда. Одним из них станет «ЗабДорСтрой» — компания забайкальского предпринимателя и владельца краевого оператора по обращению с ТКО Геннадия Якушевского. Он связан с двумя самыми богатыми семьями Забайкалья.

Второй субподряд забрала «Строительная компания „Сибирь“». Она зарегистрирована в Санкт-Петербурге в 2023 году. За все время она участвовала в госзакупках дважды, и оба раза ее задействовали для устранения текущих недостатков той самой трассы «Вилюй». Суммарно на этом «Сибирь» заработала чуть больше 10 миллионов рублей.

8

Ремонт Качугского тракта в Жигаловском районе

Чистое третье место в рейтинге самых дорогих закупок 2024 года заняли работы на автомобильной дороге Иркутск — Усть-Ордынский — Жигалово (также известна как Качугский тракт). Они затронут два участка длиной 12 и 24 километра, оба находятся в Жигаловском районе. Общий объем обеих закупок составил без малого 2,8 миллиарда рублей.

Такой объем дорожных работ связан с масштабным строительством, которое запланировали в районе — в ближайшие годы в Жигалово планируют возвести новые детсад и школу, а также централизованную систему водоснабжения. А еще в Жигаловском районе находится Ковыктинское газоконденсатное месторождение, разрабатываемое «Газпромом». Будущем там планируется разработка литиевого месторождения.

В обоих случаях дорожные работы предполагают полную замену покрытия на асфальтобетон. Кроме того, подрядчикам предстоит обновить несколько мостов через ручьи и заложить новые водопропускные трубы. Строительство должно завершиться в октябре 2026 года.

Подряд на 902 миллиона рублей забрала «Дорожная служба Иркутской области» (о ней мы рассказывали в разделе про реконструкцию причала на Ольхоне), на 1,9 миллиарда — фирма «ЗБСМ МК-162», связанная с бывшим депутатом заксобрания Магомедом Курбайловым.

9

Школа на улице Костычева в Иркутске

Образовательное учреждение на 1275 мест планируют построить на территории бывшего стадиона «Автомобилист» в Академгородке. Там же уже началось возведение элитного ЖК «Лермонтов-парк». Подробнее об этом мы рассказывали в этом материале.

Под школу отвели почти 2,4 гектара земли при том, что общая площадь территории — 3,9 гектара. Участок уже поставили на кадастровый учет и передали МКУ «УКС Иркутска» для проектирования и строительства школы. Полгода назад планировалось, что деньги на проект будут выделены уже в 2025 году, но какая это будет сумма, не было известно. В среднем на подготовку проекта уходит около года.

Помимо классов, в новой школе должны быть студии музыки, пения, рисунка и живописи, актовый зал со сценой и костюмерными, а также три спортзала с раздельными раздевалками и душевыми. Столовая, отмечается в техническом задании, должна будет полностью обеспечивать детей едой, которая готовится прямо в школе — в отдельном пищеблоке.

Подрядчик, помимо прочего, должен будет оснастить школу всем необходимым для обучения детей оборудованием. Сдать школу должны к началу декабря 2030 года.

Контракт на строительство выиграла фирма «Современные оконные технологии». Она образована в январе 2018 года, зарегистрирована в Санкт-Петербурге. Одним из его учредителей является Андрей Штыркин. В прошлом он был одним из владельцев компании «Элит Лайн», которая сейчас принадлежит депутату заксобрания Иркутской области Анатолию Аблову. Компания получит 3,5 миллиарда рублей за возведение школы.

ООО «СОТ» в 2021 году начало строительство детсада в 6-м микрорайоне Ново-Ленино, стоимость работ составила 248,9 миллиона рублей. Объект должны были сдать в декабре 2022 года, но сроки работ затянулись. Министр строительства получил представление прокурора по детсаду в Ново-Ленино и еще трем объектам после визита в регион замгенпрокурора Дмитрия Демешина. Тогда ведомство посчитало, что по детсаду в 6-м микрорайоне есть существенное отставание от графика строительно-монтажных работ. Но в пресс-службе мэрии заявили, что детский сад будет построен в срок. Тогда же администрация со ссылкой на подрядчика сообщала, что работы идут с опережением графика и круглосуточно. В январе 2023 года стало известно, что сроки строительства все-таки сорваны, сдачу объекта отложили на конец января. А в конце мэрия сообщила, что объект успешно прошел стройконтроль и примет детей 1 сентября 2023-го.

Кстати, за сумму, которая будет потрачена на строительство школы на Костычева, сейчас можно было бы приобрести двух самых звездных футболистов мира последнего десятилетия — Лионеля Месси и Криштиану Роналду. Их суммарная трансферная стоимость оценивается в 32 миллиона евро (в рублях — порядка 3,4 миллиарда).

10

Мост через Витим в Бодайбинском районе

Долгожданный для жителей города золотодобытчиков мост станет, как и полагается для такого района, по-настоящему золотым. На строительство переправы через Витим, которое обсуждается с 1980-х годов, потратят 12,5 миллиарда рублей. И это — однозначно самая дорогая закупка 2024-го.

Сейчас из района до Большой земли можно добраться только на самолете или пароме, а зимой — по ледовой переправе. Мост начали строить в 1980-х годах, но тогда поставили только опоры. Затем работы встали, на это повлиял распад Советского Союза и «лихие 90-е». Те конструкции, которые успели возвести, со временем пришли в полную непригодность. Их снесли в минувшем октябре.

В Бодайбинском районе начали сносить незавершенный мост через реку Витим

Источник:

Новый мост будет уникальным капитальным объектом: один из его пролетов составит 147 метров. Общая протяженность двухполосного моста составит 414 метров, ширина — 10 метров. Работы проведут на автодороге Таксимо — Бодайбо в стороне от действующей паромной переправы. Поэтому с обеих сторон к мосту сделают автомобильные подходы. Вместе с мостом их общая протяженность составит 6 километров. Особая сложность проекта в том, что мост построят в труднодоступной территории, куда сложно доставлять материалы и технику.

Работы будет выполнять компания «Мостострой-11», которая участвовала в строительстве Крымского моста. Общая стоимость контракта — 12 миллиардов рублей (на 500 миллионов меньше, чем стартовая стоимость закупки). Сдать мост собираются в 2028 году.

Мост через реку Витим построят посреди вечной мерзлоты

Источник:

Технико-экономические показатели новой стройки

Источник:

Компания «Мостострой-11» образовалась в Сургуте в 1975 году. Называлась она «Мостостроительный трест № 11» и была государственной. Строила железнодорожные пути на севере Тюменской области и там же — мосты через реки.

В 90-е годы компания продолжила возводить мосты, а с 2000 года в ее кейсе стали появляться объекты благоустройства и социального значения. В нулевые организация строит мосты в Казахстане и за пределами большой Тюменской области. С приходом больших спортивных мероприятий «Мостострой» принимал участие в большой олимпийской стройке в Сочи и чемпионате мира по футболу 2018 года.

В 1992 году «Мостостроительный трест № 11» преобразовали в акционерное общество открытого типа «Мостострой-11». С 2008 года компанию возглавляет Николай Руссу. В «Мостострое-11» (и его филиалах) он трудится с 1981 года. С 2019 года Руссу — депутат облдумы в результате довыборов. С 2021 года заседает в законодательном органе власти. В интервью нашим коллегам из 72.RU рассказывал, зачем ему нужна депутатская деятельность.

В июне 2022 года компания раскрыла список акционеров. Среди физических лиц больше всего акций у Николая Руссу (14,18%). Есть ценные бумаги у Сергея Дорохина (9,18%) и Александра Косякова (8,96%), которые руководят территориальными отрядами в Москве и ХМАО. Еще чуть меньше — 9% — у Валерия Донадзе, числящегося на сайте «Мостостроя-11» в качестве советника Николая Руссу.

Четверть «Мостостроя-11» принадлежит организации АО «Дороги и мосты», выделенного из московской ПАО «Мостотрест». В этой компании, образованной в 1930 году, конечным владельцем числилось правительство России (через НПФ «Благосостояние») и кипрская компания «Марк о'Поло Инвестментс ЛТД».

Компанию АО «Дороги и мосты» связывают с олигархом Аркадием Ротенбергом. По данным Forbes, его состояние оценивают в 1,7 миллиарда долларов.

Выручка «Мостостроя-11» в 2023 году составила 43,9 миллиарда рублей, что на 43% больше показателей 2022-го, а чистая прибыль — 3,1 миллиарда.

Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1
ТОП 5
Мнение
«Детоксы — не то, что нужно!» Нутрициолог из Иркутска раскрыла секрет, как выйти из новогоднего зажора
Марина Лубешко
Мнение
«Зовите командира, я научу его летать». Бортпроводник — о самых неприятных пассажирах
Кирилл Фрош
Мнение
«Моё время улетало в трубу». Как иркутянка справилась с зависимостью от соцсетей
Алёна Кашпарова
журналист ИрСити
Мнение
«Тариф с попутчиком очень недоработан»: водитель такси откровенно рассказал о том, что его бесит в работе
Михаил Швалёв
Самозанятый, водитель-партнёр «Яндекс Такси»
Мнение
«Становится приятнее возвращаться домой»: организатор пространства рассказала, как правильно расхламляться
Анастасия Карачаровская
Рекомендуем
Объявления