Ежегодно в Иркутской области выделяют сотни миллионов рублей на строительство различных важных объектов — больниц, школ, детских садов и, конечно же, дорог. Мы решили выяснить, какие из контрактов стали по-настоящему «золотыми» для нашего региона в 2024 году.
Для подготовки материала использовалась информация, размещенная в сервисе по проверке контрагентов «Контур.Фокус». Финансовые показатели компаний приведены по данным на конец 2023 года (более свежая отчетность на текущий момент не опубликована).
- Причал на Ольхоне
- Проектирование новых энергоблоков для ТЭЦ-11 в Усолье-Сибирском
- Дорога Усть-Кут — Уоян на севере Приангарья
- Детская поликлиника в Хомутово
- Лицей ИГУ на Мелентьева
- Поликлиника в Маркова
- Ремонт трассы «Вилюй» в Усть-Кутском районе
- Ремонт Качугского тракта в Жигаловском районе
- Школа на улице Костычева в Иркутске
- Мост через Витим в Бодайбинском районе
Причал на Ольхоне
«Стыдно показывать туристам» — одной лишь этой фразой можно характеризовать состояние паромной переправы на Ольхоне и причальных сооружений на острове. Сейчас объект не справляется с потоком туристов. То, что причальные сооружения на Ольхоне находятся в печальном состоянии, признают и региональные власти в лице главы Приангарья Игоря Кобзева, и крутые блогеры типа Артемия Лебедева.
Изначальная (и как оказалось, конечная) стоимость закупки, которая была объявлена в октябре, составила без малого 850 миллионов рублей. Подрядчик должен будет положить асфальтобетон на 200-метровом участке подъезда к переправе, соорудить новые причал и пирс, сделать подпорную стенку.
Также нужно будет возвести пост охраны, смонтировать павильон для пассажиров и два туалетных модуля. Кроме того, проектом предусмотрено строительство насосной станции ливневого стока и комплекса установок очистки поверхностных стоков.
Единственным участником электронного аукциона стала «Дорожная служба Иркутской области» (в этом материале мы с ней еще встретимся). Все-таки ДСИО — один из главных подрядчиков на дорожных работах в Иркутской области. Компания полностью принадлежит региональному министерству имущественных отношений.
В 2023 ДСИО выручила 11,2 миллиарда рублей, чистая прибыль при этом составила всего 65 миллионов.
В период с 2020 по 2023 годы в «Дорожной службе» пять раз менялось руководство. Сейчас гендиректором предприятия назначен Антон Бугай. Он сменил Альберта Жовницкого, которого привлекли к ответственности за срыв сроков строительства детского сада в Чунском районе. Экс-глава «Дорожной службы» не может руководить какими-либо коммерческими структурами до конца декабря 2024-го.
У «Дорожной службы Иркутской области» ранее уже возникали проблемы со строительством и ремонтом дорог. В 2022 году ДСИО не смогла в срок отремонтировать дорогу Бодайбо — Кропоткин, также были сложности с реконструкцией дороги на Ольхоне.
А еще в 2024 году было возбуждено уголовное дело из-за хищения 200 миллионов рублей при строительстве дорог в особой экономической зоне «Ворота Байкала». Подряд был у все той же «Дорожной службы».
Проектирование новых энергоблоков для ТЭЦ-11 в Усолье-Сибирском
«Байкальская энергетическая компания» (входит в холдинг «Эн+», занимается управлением и обслуживанием одиннадцати теплоэлектроцентралей на территории Иркутской области) запланировала строительство двух новых энергоблоков в Усолье-Сибирском для покрытия дефицита электроэнергии на юго-востоке Приангарья.
Как отмечается в техническом задании, строительство и запуск объектов в работу запланирован на октябрь–ноябрь 2028 года. Министр жилищной политики и энергетики Иркутской области Анатолий Никитин уточнял, что появление новых энергоблоков позволит получить дополнительные 480 мегаватт.
Руководитель БЭК Олег Причко отмечал в интервью «ИрСити», что модернизация ТЭЦ в Усолье позволит генерировать больше мощностей, но проблема с технологическими присоединениями бытовых потребителей, с которой сталкивается множество собственников частных домов в Приангарье, вряд ли исчезнет по ряду причин.
Первоначальная стоимость проектирования энергоблоков оценивалась в 850 миллионов рублей, но в итоговая оказалась почти вполовину выше (1,3 миллиарда). Разработкой документации для строительства займется питерская компания «Севзапвнипиэнергопром», которая специализируется на подобных работах (в частности, институт разрабатывал проект нескольких ТЭЦ и ГРЭС в Санкт-Петербурге, Ленинградской и Вологодской областях, а также на Сахалине).
Выручка «Севзапвнипиэнергопрома» в 2023 году составила 875,8 миллиона рублей (в два раза выше, чем в 2022-м), а чистая прибыль достигла уровня 107,9 миллиона.
Дорога Усть-Кут — Уоян на севере Приангарья
Автомобильная дорога соединяет населенные пункты Иркутской области и Бурятии (трасса пролегает через Звездный, Магистральный, Северобайкальск и Нижнеангарск). Большая ее часть не асфальтирована, из-за этого дорогу часто размывает во время сильных ливней и сезонных паводков. В 2023-м властям даже приходилось вводить режим ЧС в Казачинско-Ленском районе.
Власти были готовы выделить 1,2 миллиарда рублей на капитальный ремонт участка дороги длиной 12,5 километра (то есть, один километр обошелся бы примерно в 96 миллионов). Подрядчику за эти деньги нужно было восстановить асфальтобетонное покрытие (в том числе на мостовом переходе).
Аукцион выиграла строительная фирма «ЗБСМ МК-162». Фирма зарегистрирована в Дагестане, но ее корни находятся в Иркутской области. До 2015 года ее учредителем был Магомед Курбайлов, который с 2018 по 2023 годы был депутатом регионального законодательного собрания (избирался от «Единой России» и представлял Нижнеилимский и Усть-Кутский районы). Сейчас фирмой владеют Рустам Магомедович и Сиявуш Магомедович Курбайловы (вероятно, сыновья экс-депутата).
В 2024 году «ЗБСМ МК-162» выиграла еще один крупный контракт — на ремонт участка Качугского тракта в Жигаловском районе. Его сумма составила 1,8 миллиарда рублей, подробнее о работам расскажем далее.
Детская поликлиника в Хомутово
Хомутово — один из самых быстрорастущих населенных пунктов Иркутского района. В 2012 году там жило чуть больше 8 тысяч человек, в 2021-м — уже больше 15 тысяч. Социальная инфраструктура не поспевает за растущим населением: на все село работает лишь одно медицинское учреждение, которое не справляется с потоком пациентов (речь идет о местной участковой больнице).
В 2024 году власти Приангарья разместили аукцион на проектирование и строительство детской поликлиники на 350 посещений. В здании планируют оборудовать кабинеты по узким специальностям, а также помещения для проведения рентгенографических исследований.
Возведением объекта будет заниматься строительная компания «Востсибстрой», связанная с бывшим депутатом думы Иркутска Виктором Ильичевым. За работы она получит 1,2 миллиарда рублей.
В 2023 году фирма выручила 766,8 миллиона с чистой прибылью 3,7 миллиона. Компания регулярно участвует в госзакупках (за последние несколько лет она выиграла контракты на строительство зданий судов в Иркутске, Тулуне и Нижнеудинске), а в 2019-м была занята при возведении домов для пострадавших от наводнения в Тулуне.
Лицей ИГУ на Мелентьева
Учебное заведение для школьников при Иркутском государственном университете давно нуждается в новом помещении. Сейчас лицей делит здание на улице Академика Курчатова, 13а со средней школой № 77. Там учится более 700 человек.
Для объекта выбрали участок по соседству со школой № 19, которую построили не так давно — в 2018 году. Новое образовательное учреждение будет частично перегораживать улицу Старо-Кузьмихинскую.
Здание рассчитано на 825 учеников. В нем предполагается разместить кабинет робототехники, спортзал, бассейн с душевыми, теле- и театральную студии, планетарий (который есть и в соседней 19-й школе), а также актовый зал на 360 человек. На территории образовательного учреждения появятся спортивная площадка с беговой дорожкой и гимнастическим городком, а также площадки для подвижных игр.
Единственным участником аукциона по выбору подрядчика стала иркутская фирма «СибСтальСтрой». В итоге с компанией и заключили контракт по максимальной цене — 1,7 миллиарда рублей.
«СибСтальСтрой» известна тем, что достраивает Дом спорта в поселке Усть-Ордынском, сорвав сроки на объекте, не построила в срок и детсад в Грановщине Иркутского района, и каток «Иркутск» в микрорайоне Университетском, который должны были достроить в 2021 году, но сдали в 2023-м.
Компания принадлежит предпринимателю Эдуарду Мелконяну. Компания была создана в 2005 году. На конец 2023 года, по данным сервиса по проверке контрагентов «Контур.Фокус», выручка компании составила 923,4 миллиона рублей, а чистая прибыль — 14,5 миллиона рублей.
Поликлиника в Маркова
Снова возвращаемся в Иркутский район, но на этот раз — в поселок Маркова. По количеству населения он уже обходит города Свирск, Саянск и Усть-Кут. В пригороде Иркутска живет 37 тысяч человек (по данным Всероссийской переписи населения 2021 года), и, судя по ударным темпам строительства жилья в Маркова, это далеко не предел.
При этом сейчас там только одно медучреждение, которое находится в ЖК «Луговое». Жителям поселка приходится ездить либо туда, либо в Иркутск.
Необходимость строительства поликлиники в Маркова обсуждается с 2020 года. За последние годы население поселка выросло более чем в два раза (с 17,7 тысячи человек в 2015-м до 37 тысяч — в 2021-м), Маркова активно застраивается — появляются микрорайоны из таунхаусов и многоэтажных домов. В границах поселка находится семь микрорайонов: Березовый, Изумрудный, Николов Посад, Сергиев Посад, Ново-Иркутский, Ново-Мельниково, Зеленый Берег и жилые комплексы «Луговое», «Стрижи», «Сокол», «Высота» и «Хрустальный».
Собственная поликлиника Маркова работает в «Луговом», рассчитанная на 100 мест, но при этом она не имеет прямого транспортного сообщения и далеко расположена от большинства других микрорайонов (например, от Березового на общественном транспорте придется добираться около часа с пересадками). Также есть врачебная амбулатория на 30 мест в Березовом и ФАП в Мельничной Пади. Кроме того, жителей Маркова лечат в городских больницах Иркутска (на Синюшке, в Первомайском, Университетском и Юбилейном).
Новое лечебное заведение будет обслуживать как взрослых, так и детей. Его планируют разместить на улице Мира в районе Церкви Воскресения Христова.
В нем должно быть предусмотрено педиатрическое отделение, консультативно-диагностические кабинеты детского отделения, где будут принимать эндокринолог, невролог, уролог-андролог, стоматолог. Также здесь должен быть предусмотрен кабинет УЗИ, ЭЭГ, исследования внешнего дыхания, массажа, физиотерапии. Кроме того, будет создан зал для ЛФК и другие помещения.
Для взрослых пациентов, кроме кабинетов терапевтов, предусмотрены кабинеты отоларинголога, кардиолога, эндокринолога, хирурга, невролога, психиатра, нарколога, офтальмолога, инфекциониста, эндоскописта.
Предусмотрены медико-техническим заданием и отделение лучевой диагностики, палаты дневного стационара, кабинет массажа, зал ЛФК, стоматологические кабинеты, кабинет электросна. Кроме того, подрядчик должен спроектировать помещения для женской консультации, травмпункта, административного-хозяйственного отделения и централизованного стерилизационного отделения.
Возведением поликлиники будет заниматься улан-удэнская компания «Регион Строй». За это она заработает 1,8 миллиарда рублей.
В 2024-м фирма отхватила еще два «жирных» контракта на общую сумму почти 2 миллиарда рублей — за эти деньги «Регион Строй» возведет детский сад и креативный кластер для специалистов творческих профессий (последний объект появится на месте бывшего Дальневосточного высшего общевойскового командного училища) в Благовещенске.
Компания в 2023 году продемонстрировала выручку в размере 1,4 миллиарда рублей, чистая прибыль компании при этом составила почти 100 миллионов.
Ремонт трассы «Вилюй» в Усть-Кутском районе
Автомобильная дорога «Вилюй» соединяет Иркутскую область с Якутией. Трасса обеспечивает выход к крупным городам на севере Приангарья, при этом большая ее часть не имеет асфальтового покрытия.
До ноября 2025 года дорожники должны отремонтировать более 70 километров трассы на участке от Усть-Кута до Верхнемаркова. Во время дождей его постоянно размывает, а постоянно передвигающиеся по дороге большегрузные машины разбивают ее до совершенно непригодного состояния. На эти цели было выделено 2,4 миллиарда рублей.
Обновленная дорога так и останется щебеночно-гравийной, но для улучшения ее состояния там заменят верхний слой покрытия, удлинят водопропускные трубы и заменят слабые грунты.
Генеральным подрядчиком на строительных работах стало «Дорожно-эксплуатационное предприятие № 103» из Башкирии. Компания имеет корни в государственных структурах: как следует из открытых источников, до 2016 года ее собственником было Росимущество (более актуальной информации об учредителях ДЭП-103 нет).
Во время торгов ДЭП-103 скинула почти 130 миллионов рублей — итоговая сумма контракта составила 2,35 миллиарда. При этом фирма уже нашла субподрядчиков и готова отдать им 2,1 миллиарда. Одним из них станет «ЗабДорСтрой» — компания забайкальского предпринимателя и владельца краевого оператора по обращению с ТКО Геннадия Якушевского. Он связан с двумя самыми богатыми семьями Забайкалья.
Второй субподряд забрала «Строительная компания „Сибирь“». Она зарегистрирована в Санкт-Петербурге в 2023 году. За все время она участвовала в госзакупках дважды, и оба раза ее задействовали для устранения текущих недостатков той самой трассы «Вилюй». Суммарно на этом «Сибирь» заработала чуть больше 10 миллионов рублей.
Ремонт Качугского тракта в Жигаловском районе
Чистое третье место в рейтинге самых дорогих закупок 2024 года заняли работы на автомобильной дороге Иркутск — Усть-Ордынский — Жигалово (также известна как Качугский тракт). Они затронут два участка длиной 12 и 24 километра, оба находятся в Жигаловском районе. Общий объем обеих закупок составил без малого 2,8 миллиарда рублей.
Такой объем дорожных работ связан с масштабным строительством, которое запланировали в районе — в ближайшие годы в Жигалово планируют возвести новые детсад и школу, а также централизованную систему водоснабжения. А еще в Жигаловском районе находится Ковыктинское газоконденсатное месторождение, разрабатываемое «Газпромом». Будущем там планируется разработка литиевого месторождения.
В обоих случаях дорожные работы предполагают полную замену покрытия на асфальтобетон. Кроме того, подрядчикам предстоит обновить несколько мостов через ручьи и заложить новые водопропускные трубы. Строительство должно завершиться в октябре 2026 года.
Подряд на 902 миллиона рублей забрала «Дорожная служба Иркутской области» (о ней мы рассказывали в разделе про реконструкцию причала на Ольхоне), на 1,9 миллиарда — фирма «ЗБСМ МК-162», связанная с бывшим депутатом заксобрания Магомедом Курбайловым.
Школа на улице Костычева в Иркутске
Образовательное учреждение на 1275 мест планируют построить на территории бывшего стадиона «Автомобилист» в Академгородке. Там же уже началось возведение элитного ЖК «Лермонтов-парк». Подробнее об этом мы рассказывали в этом материале.
Под школу отвели почти 2,4 гектара земли при том, что общая площадь территории — 3,9 гектара. Участок уже поставили на кадастровый учет и передали МКУ «УКС Иркутска» для проектирования и строительства школы. Полгода назад планировалось, что деньги на проект будут выделены уже в 2025 году, но какая это будет сумма, не было известно. В среднем на подготовку проекта уходит около года.
Помимо классов, в новой школе должны быть студии музыки, пения, рисунка и живописи, актовый зал со сценой и костюмерными, а также три спортзала с раздельными раздевалками и душевыми. Столовая, отмечается в техническом задании, должна будет полностью обеспечивать детей едой, которая готовится прямо в школе — в отдельном пищеблоке.
Подрядчик, помимо прочего, должен будет оснастить школу всем необходимым для обучения детей оборудованием. Сдать школу должны к началу декабря 2030 года.
Контракт на строительство выиграла фирма «Современные оконные технологии». Она образована в январе 2018 года, зарегистрирована в Санкт-Петербурге. Одним из его учредителей является Андрей Штыркин. В прошлом он был одним из владельцев компании «Элит Лайн», которая сейчас принадлежит депутату заксобрания Иркутской области Анатолию Аблову. Компания получит 3,5 миллиарда рублей за возведение школы.
ООО «СОТ» в 2021 году начало строительство детсада в 6-м микрорайоне Ново-Ленино, стоимость работ составила 248,9 миллиона рублей. Объект должны были сдать в декабре 2022 года, но сроки работ затянулись. Министр строительства получил представление прокурора по детсаду в Ново-Ленино и еще трем объектам после визита в регион замгенпрокурора Дмитрия Демешина. Тогда ведомство посчитало, что по детсаду в 6-м микрорайоне есть существенное отставание от графика строительно-монтажных работ. Но в пресс-службе мэрии заявили, что детский сад будет построен в срок. Тогда же администрация со ссылкой на подрядчика сообщала, что работы идут с опережением графика и круглосуточно. В январе 2023 года стало известно, что сроки строительства все-таки сорваны, сдачу объекта отложили на конец января. А в конце мэрия сообщила, что объект успешно прошел стройконтроль и примет детей 1 сентября 2023-го.
Кстати, за сумму, которая будет потрачена на строительство школы на Костычева, сейчас можно было бы приобрести двух самых звездных футболистов мира последнего десятилетия — Лионеля Месси и Криштиану Роналду. Их суммарная трансферная стоимость оценивается в 32 миллиона евро (в рублях — порядка 3,4 миллиарда).
Мост через Витим в Бодайбинском районе
Долгожданный для жителей города золотодобытчиков мост станет, как и полагается для такого района, по-настоящему золотым. На строительство переправы через Витим, которое обсуждается с 1980-х годов, потратят 12,5 миллиарда рублей. И это — однозначно самая дорогая закупка 2024-го.
Сейчас из района до Большой земли можно добраться только на самолете или пароме, а зимой — по ледовой переправе. Мост начали строить в 1980-х годах, но тогда поставили только опоры. Затем работы встали, на это повлиял распад Советского Союза и «лихие 90-е». Те конструкции, которые успели возвести, со временем пришли в полную непригодность. Их снесли в минувшем октябре.
Новый мост будет уникальным капитальным объектом: один из его пролетов составит 147 метров. Общая протяженность двухполосного моста составит 414 метров, ширина — 10 метров. Работы проведут на автодороге Таксимо — Бодайбо в стороне от действующей паромной переправы. Поэтому с обеих сторон к мосту сделают автомобильные подходы. Вместе с мостом их общая протяженность составит 6 километров. Особая сложность проекта в том, что мост построят в труднодоступной территории, куда сложно доставлять материалы и технику.
Работы будет выполнять компания «Мостострой-11», которая участвовала в строительстве Крымского моста. Общая стоимость контракта — 12 миллиардов рублей (на 500 миллионов меньше, чем стартовая стоимость закупки). Сдать мост собираются в 2028 году.
Компания «Мостострой-11» образовалась в Сургуте в 1975 году. Называлась она «Мостостроительный трест № 11» и была государственной. Строила железнодорожные пути на севере Тюменской области и там же — мосты через реки.
В 90-е годы компания продолжила возводить мосты, а с 2000 года в ее кейсе стали появляться объекты благоустройства и социального значения. В нулевые организация строит мосты в Казахстане и за пределами большой Тюменской области. С приходом больших спортивных мероприятий «Мостострой» принимал участие в большой олимпийской стройке в Сочи и чемпионате мира по футболу 2018 года.
В 1992 году «Мостостроительный трест № 11» преобразовали в акционерное общество открытого типа «Мостострой-11». С 2008 года компанию возглавляет Николай Руссу. В «Мостострое-11» (и его филиалах) он трудится с 1981 года. С 2019 года Руссу — депутат облдумы в результате довыборов. С 2021 года заседает в законодательном органе власти. В интервью нашим коллегам из 72.RU рассказывал, зачем ему нужна депутатская деятельность.
В июне 2022 года компания раскрыла список акционеров. Среди физических лиц больше всего акций у Николая Руссу (14,18%). Есть ценные бумаги у Сергея Дорохина (9,18%) и Александра Косякова (8,96%), которые руководят территориальными отрядами в Москве и ХМАО. Еще чуть меньше — 9% — у Валерия Донадзе, числящегося на сайте «Мостостроя-11» в качестве советника Николая Руссу.
Четверть «Мостостроя-11» принадлежит организации АО «Дороги и мосты», выделенного из московской ПАО «Мостотрест». В этой компании, образованной в 1930 году, конечным владельцем числилось правительство России (через НПФ «Благосостояние») и кипрская компания «Марк о'Поло Инвестментс ЛТД».
Компанию АО «Дороги и мосты» связывают с олигархом Аркадием Ротенбергом. По данным Forbes, его состояние оценивают в 1,7 миллиарда долларов.
Выручка «Мостостроя-11» в 2023 году составила 43,9 миллиарда рублей, что на 43% больше показателей 2022-го, а чистая прибыль — 3,1 миллиарда.
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.