Руслан Болотов стал мэром Иркутска 3 года назад: 30 апреля 2020-го его избрали депутаты, а 1 мая он официально вступил в должность. Через несколько месяцев мы взяли у него интервью, где, кроме политических вопросов о работе с областью и депутатами гордумы, расспросили о его позиции по основным городским проблемам, упоминание которых до сих вызывает ярость у горожан. Я подняла тот материал, перечитала и сегодня хочу вспомнить приоритеты и проекты, которые Руслан Николаевич упоминал в 2020-м. Вы удивитесь, может быть, слегка разочаруетесь или погрустите по городу-саду, превращение в который в Иркутске откладывается не знаю на какой срок.
Обходы Иркутска
В этом интервью больше всего мы говорили о дорогах, общественном транспорте, пешеходном центре и немножко о благоустройстве. С дорог и начнем.
— Когда я переходил в администрацию города, мы достаточно четко определились с Игорем Ивановичем (Кобзевым, губернатором Иркутской области. — Прим. ред.), что Иркутск с точки зрения пробок нельзя расшить без обходов. Поэтому эта тема прозвучала и в послании губернатора. По моей информации, область в лице дирекции автодорог является достаточно активным заказчиком проектирования обходов — их четыре на самом деле, — отмечал мэр.
Тема со строительством обходов Иркутска в 2020-м наделала много шуму, первое время ее подробно обсуждали в гордуме, приглашая тогдашнего руководителя дирекции Юлию Гордину. В послании-2020 Игорь Кобзев попросил до ноября того же года «проработать вопрос» с его строительством и освободить Иркутск от пробок.
Сейчас строительство Южного обхода не сильно ближе, чем три года назад, и перспективы туманны.
Контракт на разработку технико-экономического обоснования его строительства был заключен только в 2022 году, результаты работы были приняты дирекцией только в феврале 2023-го, при этом на сайте госзакупок контракт до сих пор не закрыт и находится в стадии «Исполнение».
Перспективы начала проектирования Южного обхода — 2024 год. Об этом дирекция автодорог сообщала в комментариях у нас в телеграм-канале. Это значит, что готовая документация появится примерно через 1,5–2 года, то есть после истечения первого срока полномочий и Руслана Болотова, и Игоря Кобзева. После этого власти — если это еще будет для них актуально — должны будут найти деньги на строительство (в ценах 2022 года его оценили в 3–6 миллиардов), то есть сама стройка отодвигается в лучшем случае к 2027 году, а то и дальше.
Двухуровневые развязки
В интервью 2020 года Руслан Болотов заявил о необходимости строительства в Иркутске двухуровневых развязок — тоже для решения проблем с пробками.
— На мой взгляд, сегодня есть три точки, с которыми надо работать: это съезд с Академического моста, кольцо в районе плотины и, наверное, Маратовская развязка. Есть предпроектные вещи, которые мы посмотрели и принципиально одобрили, будем разрабатывать проектно-сметную документацию, — говорил мэр в том интервью.
Внезапно я не могу вспомнить, о каком съезде с Академического моста идет речь, но, скорее всего, имеется в виду Лермонтовская развязка (по крайней мере, по ней было какое-то движение в последние 3 года, и она действительно планируется в двух уровнях).
Проект реконструкции дорожного узла в районе станции Академическая разрабатывают с 2020 года. Срок принятия документов сдвинули уже во второй раз, предварительно — на июль 2023-го.
В начале 2021-го мэрия презентовала схему реконструкции Лермонтовской развязки. Сейчас документация всё еще проходит экспертизу. Стоимость ее строительства оценивается в 4,5 миллиарда рублей, срок реконструкции — 4 года.
Вопрос финансирования реконструкции развязки еще не решен. Предполагается, что будут привлечены федеральные и областные деньги, но этим вопросом городская администрация планировала заняться после получения положительного заключения экспертизы и защиты проекта в Росавтодоре. Даты начала реконструкции до сих пор нет.
К проектированию развязки у плотины ГЭС мэрия пыталась подойти уже дважды, но всё никак. Новый срок начала проектирования — 2023 год, но в бюджете деньги закладываются на 2024-й (тогда хотят получить готовый проект и оплатить работы). Затраты оценивались администрацией в 2022 году в 25 миллионов рублей.
С 2020 года на Байкальском кольце стоит 30-метровая стела «Город трудовой доблести», которую будущие проектировщики должны будут как-то учитывать. В 2021 году мэр Иркутска Руслан Болотов сообщал, что в качестве вариантов реконструкции Байкальского кольца возможно строительство тоннеля или эстакады.
Маратовская развязка пока вообще никак не обозначена в планах мэрии: она относится к объектам областного значения. В феврале 2022 года тогдашний заммэра Иркутска Роман Орноев сообщал в думе, что начат процесс перевода транспортного узла в объекты местного значения — это, по его словам, займет около 1,5 года. После этого возможно говорить о подготовке проектной документации для ее реконструкции.
Отдельно хочу выделить вот эту цитату:
«Если мы в ближайшие 2-3 года не войдем в эти стройки, нам вообще будет тяжеловато на улицах города без обходов, без решений по 2-уровневым развязкам»
Кажется, что вот этот срок, когда станет тяжеловато, неприятно близко.
«В моем понимании, город — для пешеходов»
В том интервью Руслан Болотов также делал акцент на создании удобных пешеходных зон. Для этого он обозначает два пути: ограничение парковки в центре города, минимизация машин на улицах и развитие общественного транспорта.
— Иркутску концептуально нужны не только обходы, расширения, двухуровневые развязки, но и введение ограничений по парковке в центре города. Надо вводить либо плату, либо запрещать ее в принципе, наряду с этим создавать удобные пешеходные зоны, — отмечал он, предполагая, что обсуждение темы с платными парковками начнется в 2021-м.
— Вообще, в моем понимании, город — для людей, то есть для пешеходов. Москва сегодня выглядит по-другому, потому что там очень много внимания уделили созданию комфортной среды для человека, который передвигается пешком, — подчеркивал Руслан Болотов.
По его мнению, эффект от обозначенных изменений «мы начнем ощущать в ближайшие 3 года».
— Первое время мы будем друг друга критиковать, но когда в конечном итоге исторический центр Иркутска станет доступной и комфортной средой для горожан, я думаю, с этого момента мы будем по-другому жить и ощущать себя в этом пространстве, — говорил мэр.
Мне кажется, что это самый грустный блок в интервью мэра, потому что за три года Иркутск ни на сантиметр не стал более дружелюбным для пешеходов. Только две улицы в городе — Фурье и Горная — стали удобнее, и то были раскритикованы автомобилистами. Про пешеходные переходы, через которые невозможно пройти после любого дождя, потому что они затоплены, несмотря на ремонты, я даже упоминать не буду, это боль, и она не утихает.
К обсуждению платных парковок подходили несколько раз, и то только в думе Иркутска. Чиновники пережили несколько острых стычек с депутатами, которые высказывались резко против, и эта тема так и ушла в небытие. Когда о ней говорили последний раз, я уже даже и не помню.
— В этой истории есть вопрос про пассажирский транспорт. Его нужно существенно обновить. В бюджете не так много денег. И ключевой фактор, на мой взгляд, участие в госпрограммах, лизинг и введение стандартов для пассажирского транспорта. Он должен соответствовать техническим нормативам, передвигаться по выделенным полосам, и он просто должен быть современным и комфортным, — отмечал в 2020-м Болотов.
С обновлением общественного транспорта в Иркутске очень нелегко. Мэрия сообщала, что подавала заявку на бюджетные кредиты на эти цели (на трамваи, троллейбусы и автобусы на 1,2 миллиарда рублей), но, судя по молчанию администрации, она не была одобрена. В прошлом году город в лизинг купил более 40 низкопольных автобусов (общая стоимость — примерно 1 миллиард рублей с учетом кредитов) с помощью Ростеха, их передали в муниципальный «Иркутскавтотранс». На этом пока всё.
Других конкретных планов на обновление автобусного парка нет. В последнем сообщении мэрия уточнила, что городу нужно 220 автобусов. В пресс-релизе мэр обещает «продолжать развивать муниципальный пассажирский транспорт», в том числе совместно с Ростехом. Впрочем, этот пресс-релиз можно посчитать и «предвыборным» — в нем фигурирует руководитель представительства Ростеха в Иркутской области Сергей Баляскин (кажется, впервые показанный публично), который выдвинулся на праймериз «Единой России» перед выборами в заксобрание, намеченными на этот сентябрь.
За последние три года в город поступил 1 (один) новый троллейбус «Адмирал» за 32,8 миллиона рублей. О закупке другого электрического транспорта и серьезном обновлении троллейбусного и трамвайного парка ничего не известно. Единственное, что поменялось в ситуации с частными автобусами, — это рост стоимости проезда.
Кроме того, мэрия уже два года говорит про транспортную реформу, а в прошлом году наконец-то анонсировала ее основные параметры, в которых пока продвинулась только по обновлению парка на упомянутые 40 НЕФАЗов. Вице-мэр Дмитрий Ружников, в частности, говорил об оптимизации сети маршрутов, но эту работу надо проводить совместно с областной властью, и конкурс на научное исследование в этом направлении был объявлен только в этом году.
Последний пункт — коротко. Говоря о концепции развития дорожно-транспортной сети, мэр называл одним из ее пунктов — «создание выделенных полос и текущий капитальный ремонт». «Проблемы достаточно понятные — в первую очередь проектно-сметная документация. Я постоянно к ней возвращаюсь, потому что без нормальной ПСД работать сложно», — отмечал Болотов.
За 3 года в Иркутске создана одна выделенная полоса для общественного транспорта — на улице Трактовой. Как пишет муниципальная газета «Иркутск», это улучшило работу общественного транспорта на маршрутах в Ленинский район. Нюанс в том, что планов о создании выделенок на других улицах города мэрия не озвучивает.
Что касается ремонта дорог и проектно-сметной документации, рывка вперед не произошло. Мэрия только в этом году создала проектный офис дорожной деятельности. Насколько он эффективно будет работать и как улучшатся проекты, сейчас судить невозможно.
Реновация Знаменского предместья
Один из самых крупных проектов, о которых говорил Руслан Болотов в 2020-м, — реновация Знаменского предместья. Он предусматривал строительство теплового луча на правый берег Ушаковки, обновление жилого фонда, строительство социальной инфраструктуры.
— Мы собрали сейчас представителей бизнеса, общественности, проектировщиков, задача сформулирована очень просто — это должно быть комплексное развитие территории. Что оно подразумевает? В первую очередь социально-инженерную инфраструктуру, без этого не работает вся история. С энергетиками мы в переговорном процессе. Сейчас проект предполагает закрытие здесь в течение 3–5 лет всех теплоисточников, которые устарели, и переброски тепловой нагрузки на Ново-Иркутскую ТЭЦ, — говорил мэр.
Болотов подчеркивал, что «попросил проектировщиков» не нарушать в Знаменском исторический облик Иркутска.
— Не должно быть закрытого двора с максимальной площадью нагрузки — и ничего вокруг. Город должен строиться по принципу сохранения истории. Это точно должно быть не мое видение, а видение архитекторов, специалистов, но под это должна быть четко подведена инженерная база. Мне кажется, что мои коллеги увлеклись этой историей, я вижу, что им интересно, — отмечал градоначальник.
Самое понятное в этой истории — строительство теплового луча. Под это был получен инфраструктурный бюджетный кредит. Последний раз сообщалось, что начало работ запланировано на лето 2023 года. Создание теплосети в Знаменском позволит построить более миллиона квадратных метров жилья по программе комплексного развития территории, предполагается, что это произойдет до 2028 года.
В мае 2022 года мэрия Иркутска сообщила, что в администрации рассмотрели концепцию развития Знаменского предместья, но конкретные параметры этой концепции не уточнялись.
Какие выводы могут быть в конце этой колонки? «Что хотел сказать автор своим произведением?» Наверное, проанализировать, какие проекты и идеи Руслана Болотова были реализованы (мэр во всем интервью называет срок в 2–3 года, как будто самое время), а какие заброшены или погрязли в бюрократии. Не реализовано до конца ничего, где-то в начале пути — история с обновлением общественного транспорта, заброшены — платные парковки и создание удобного пешеходного центра, остальное, кажется, завязло и кое-как выбирается из пучины. Совсем непонятный проект с КРТ по Знаменскому предместью — он не публичен, поэтому что там будет, в том числе и с «принципом сохранения истории», знают только участники призакрытых обсуждений.
В колонке в 2021-м я просила дать мэру время, отстать от него, дать возможность осмотреться, сформировать свою команду и работать на своей базе, без кивков на нерадивых предыдущих чиновников и не им принятых неправильных решений. И вот сейчас настал тот момент, когда, мне кажется, пора пристально посмотреть на процесс, на решения, на прогресс. Для этого я и вернулась к старому интервью — чтобы определить стартовые точки. И как будто, несмотря на плотную повестку на сайте мэрии, в телеграмах мэра и администрации, выезды, совещания и встречи, по этим ключевым позициям Руслан Болотов и его команда не очень далеко ушли.
Как вы оцениваете 3-летнюю работу мэра Иркутска Руслана Болотова на своем посту?