IRCITY
Погода

Сейчас+6°C

Сейчас в Иркутске

Погода+6°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +2

0 м/c,

711мм 49%
Подробнее
USD 93,25
EUR 99,36
Город мнение Двухуровневые развязки, платные парковки и выделенки. О чем мечтал мэр Иркутска в 2020 году и что сбылось

Двухуровневые развязки, платные парковки и выделенки. О чем мечтал мэр Иркутска в 2020 году и что сбылось

Главред «ИрСити» вспоминает интервью Руслана Болотова 3-летней давности и сравнивает с реальностью

Мэр Иркутска Руслан Болотов на открытии стелы «Город трудовой доблести»

Руслан Болотов стал мэром Иркутска 3 года назад: 30 апреля 2020-го его избрали депутаты, а 1 мая он официально вступил в должность. Через несколько месяцев мы взяли у него интервью, где, кроме политических вопросов о работе с областью и депутатами гордумы, расспросили о его позиции по основным городским проблемам, упоминание которых до сих вызывает ярость у горожан. Я подняла тот материал, перечитала и сегодня хочу вспомнить приоритеты и проекты, которые Руслан Николаевич упоминал в 2020-м. Вы удивитесь, может быть, слегка разочаруетесь или погрустите по городу-саду, превращение в который в Иркутске откладывается не знаю на какой срок.

Обходы Иркутска

В этом интервью больше всего мы говорили о дорогах, общественном транспорте, пешеходном центре и немножко о благоустройстве. С дорог и начнем.

Когда я переходил в администрацию города, мы достаточно четко определились с Игорем Ивановичем (Кобзевым, губернатором Иркутской области. — Прим. ред.), что Иркутск с точки зрения пробок нельзя расшить без обходов. Поэтому эта тема прозвучала и в послании губернатора. По моей информации, область в лице дирекции автодорог является достаточно активным заказчиком проектирования обходов — их четыре на самом деле, — отмечал мэр.

Тема со строительством обходов Иркутска в 2020-м наделала много шуму, первое время ее подробно обсуждали в гордуме, приглашая тогдашнего руководителя дирекции Юлию Гордину. В послании-2020 Игорь Кобзев попросил до ноября того же года «проработать вопрос» с его строительством и освободить Иркутск от пробок.

Мэр Иркутска дает комментарий журналистам во время субботника

Сейчас строительство Южного обхода не сильно ближе, чем три года назад, и перспективы туманны.

Контракт на разработку технико-экономического обоснования его строительства был заключен только в 2022 году, результаты работы были приняты дирекцией только в феврале 2023-го, при этом на сайте госзакупок контракт до сих пор не закрыт и находится в стадии «Исполнение».

Перспективы начала проектирования Южного обхода — 2024 год. Об этом дирекция автодорог сообщала в комментариях у нас в телеграм-канале. Это значит, что готовая документация появится примерно через 1,5–2 года, то есть после истечения первого срока полномочий и Руслана Болотова, и Игоря Кобзева. После этого власти — если это еще будет для них актуально — должны будут найти деньги на строительство (в ценах 2022 года его оценили в 3–6 миллиардов), то есть сама стройка отодвигается в лучшем случае к 2027 году, а то и дальше.

Двухуровневые развязки

В интервью 2020 года Руслан Болотов заявил о необходимости строительства в Иркутске двухуровневых развязок — тоже для решения проблем с пробками.

На мой взгляд, сегодня есть три точки, с которыми надо работать: это съезд с Академического моста, кольцо в районе плотины и, наверное, Маратовская развязка. Есть предпроектные вещи, которые мы посмотрели и принципиально одобрили, будем разрабатывать проектно-сметную документацию, — говорил мэр в том интервью.

Внезапно я не могу вспомнить, о каком съезде с Академического моста идет речь, но, скорее всего, имеется в виду Лермонтовская развязка (по крайней мере, по ней было какое-то движение в последние 3 года, и она действительно планируется в двух уровнях).

Проект реконструкции дорожного узла в районе станции Академическая разрабатывают с 2020 года. Срок принятия документов сдвинули уже во второй раз, предварительно — на июль 2023-го.


В начале 2021-го мэрия презентовала схему реконструкции Лермонтовской развязки. Сейчас документация всё еще проходит экспертизу. Стоимость ее строительства оценивается в 4,5 миллиарда рублей, срок реконструкции — 4 года.

Вопрос финансирования реконструкции развязки еще не решен. Предполагается, что будут привлечены федеральные и областные деньги, но этим вопросом городская администрация планировала заняться после получения положительного заключения экспертизы и защиты проекта в Росавтодоре. Даты начала реконструкции до сих пор нет.

Спикер думы Иркутска Евгений Стекачев (слева) и Руслан Болотов на открытии стелы «Город трудовой доблести»

К проектированию развязки у плотины ГЭС мэрия пыталась подойти уже дважды, но всё никак. Новый срок начала проектирования — 2023 год, но в бюджете деньги закладываются на 2024-й (тогда хотят получить готовый проект и оплатить работы). Затраты оценивались администрацией в 2022 году в 25 миллионов рублей.

С 2020 года на Байкальском кольце стоит 30-метровая стела «Город трудовой доблести», которую будущие проектировщики должны будут как-то учитывать. В 2021 году мэр Иркутска Руслан Болотов сообщал, что в качестве вариантов реконструкции Байкальского кольца возможно строительство тоннеля или эстакады.

Маратовская развязка пока вообще никак не обозначена в планах мэрии: она относится к объектам областного значения. В феврале 2022 года тогдашний заммэра Иркутска Роман Орноев сообщал в думе, что начат процесс перевода транспортного узла в объекты местного значения — это, по его словам, займет около 1,5 года. После этого возможно говорить о подготовке проектной документации для ее реконструкции.

Отдельно хочу выделить вот эту цитату:

«Если мы в ближайшие 2-3 года не войдем в эти стройки, нам вообще будет тяжеловато на улицах города без обходов, без решений по 2-уровневым развязкам»

Кажется, что вот этот срок, когда станет тяжеловато, неприятно близко.

«В моем понимании, город — для пешеходов»

В том интервью Руслан Болотов также делал акцент на создании удобных пешеходных зон. Для этого он обозначает два пути: ограничение парковки в центре города, минимизация машин на улицах и развитие общественного транспорта.

— Иркутску концептуально нужны не только обходы, расширения, двухуровневые развязки, но и введение ограничений по парковке в центре города. Надо вводить либо плату, либо запрещать ее в принципе, наряду с этим создавать удобные пешеходные зоны, — отмечал он, предполагая, что обсуждение темы с платными парковками начнется в 2021-м.

Вообще, в моем понимании, город — для людей, то есть для пешеходов. Москва сегодня выглядит по-другому, потому что там очень много внимания уделили созданию комфортной среды для человека, который передвигается пешком, — подчеркивал Руслан Болотов.

Руслан Болотов и Евгений Стекачев в теплице муниципального «Горзеленхоза»

По его мнению, эффект от обозначенных изменений «мы начнем ощущать в ближайшие 3 года».


Первое время мы будем друг друга критиковать, но когда в конечном итоге исторический центр Иркутска станет доступной и комфортной средой для горожан, я думаю, с этого момента мы будем по-другому жить и ощущать себя в этом пространстве, — говорил мэр.

Мне кажется, что это самый грустный блок в интервью мэра, потому что за три года Иркутск ни на сантиметр не стал более дружелюбным для пешеходов. Только две улицы в городе — Фурье и Горная — стали удобнее, и то были раскритикованы автомобилистами. Про пешеходные переходы, через которые невозможно пройти после любого дождя, потому что они затоплены, несмотря на ремонты, я даже упоминать не буду, это боль, и она не утихает.

К обсуждению платных парковок подходили несколько раз, и то только в думе Иркутска. Чиновники пережили несколько острых стычек с депутатами, которые высказывались резко против, и эта тема так и ушла в небытие. Когда о ней говорили последний раз, я уже даже и не помню.

— В этой истории есть вопрос про пассажирский транспорт. Его нужно существенно обновить. В бюджете не так много денег. И ключевой фактор, на мой взгляд, участие в госпрограммах, лизинг и введение стандартов для пассажирского транспорта. Он должен соответствовать техническим нормативам, передвигаться по выделенным полосам, и он просто должен быть современным и комфортным, — отмечал в 2020-м Болотов.

С обновлением общественного транспорта в Иркутске очень нелегко. Мэрия сообщала, что подавала заявку на бюджетные кредиты на эти цели (на трамваи, троллейбусы и автобусы на 1,2 миллиарда рублей), но, судя по молчанию администрации, она не была одобрена. В прошлом году город в лизинг купил более 40 низкопольных автобусов (общая стоимость — примерно 1 миллиард рублей с учетом кредитов) с помощью Ростеха, их передали в муниципальный «Иркутскавтотранс». На этом пока всё.

Руслан Болотов — в новом НЕФАЗе

Других конкретных планов на обновление автобусного парка нет. В последнем сообщении мэрия уточнила, что городу нужно 220 автобусов. В пресс-релизе мэр обещает «продолжать развивать муниципальный пассажирский транспорт», в том числе совместно с Ростехом. Впрочем, этот пресс-релиз можно посчитать и «предвыборным» — в нем фигурирует руководитель представительства Ростеха в Иркутской области Сергей Баляскин (кажется, впервые показанный публично), который выдвинулся на праймериз «Единой России» перед выборами в заксобрание, намеченными на этот сентябрь.

За последние три года в город поступил 1 (один) новый троллейбус «Адмирал» за 32,8 миллиона рублей. О закупке другого электрического транспорта и серьезном обновлении троллейбусного и трамвайного парка ничего не известно. Единственное, что поменялось в ситуации с частными автобусами, — это рост стоимости проезда.

Кроме того, мэрия уже два года говорит про транспортную реформу, а в прошлом году наконец-то анонсировала ее основные параметры, в которых пока продвинулась только по обновлению парка на упомянутые 40 НЕФАЗов. Вице-мэр Дмитрий Ружников, в частности, говорил об оптимизации сети маршрутов, но эту работу надо проводить совместно с областной властью, и конкурс на научное исследование в этом направлении был объявлен только в этом году.

Последний пункт — коротко. Говоря о концепции развития дорожно-транспортной сети, мэр называл одним из ее пунктов — «создание выделенных полос и текущий капитальный ремонт». «Проблемы достаточно понятные — в первую очередь проектно-сметная документация. Я постоянно к ней возвращаюсь, потому что без нормальной ПСД работать сложно», — отмечал Болотов.

За 3 года в Иркутске создана одна выделенная полоса для общественного транспорта — на улице Трактовой. Как пишет муниципальная газета «Иркутск», это улучшило работу общественного транспорта на маршрутах в Ленинский район. Нюанс в том, что планов о создании выделенок на других улицах города мэрия не озвучивает.

Что касается ремонта дорог и проектно-сметной документации, рывка вперед не произошло. Мэрия только в этом году создала проектный офис дорожной деятельности. Насколько он эффективно будет работать и как улучшатся проекты, сейчас судить невозможно.

Реновация Знаменского предместья

Один из самых крупных проектов, о которых говорил Руслан Болотов в 2020-м, — реновация Знаменского предместья. Он предусматривал строительство теплового луча на правый берег Ушаковки, обновление жилого фонда, строительство социальной инфраструктуры.

— Мы собрали сейчас представителей бизнеса, общественности, проектировщиков, задача сформулирована очень просто — это должно быть комплексное развитие территории. Что оно подразумевает? В первую очередь социально-инженерную инфраструктуру, без этого не работает вся история. С энергетиками мы в переговорном процессе. Сейчас проект предполагает закрытие здесь в течение 3–5 лет всех теплоисточников, которые устарели, и переброски тепловой нагрузки на Ново-Иркутскую ТЭЦ, — говорил мэр.

Мэр Иркутска в пункте приема вещей для мобилизованных

Болотов подчеркивал, что «попросил проектировщиков» не нарушать в Знаменском исторический облик Иркутска.


— Не должно быть закрытого двора с максимальной площадью нагрузки — и ничего вокруг. Город должен строиться по принципу сохранения истории. Это точно должно быть не мое видение, а видение архитекторов, специалистов, но под это должна быть четко подведена инженерная база. Мне кажется, что мои коллеги увлеклись этой историей, я вижу, что им интересно, — отмечал градоначальник.

Самое понятное в этой истории — строительство теплового луча. Под это был получен инфраструктурный бюджетный кредит. Последний раз сообщалось, что начало работ запланировано на лето 2023 года. Создание теплосети в Знаменском позволит построить более миллиона квадратных метров жилья по программе комплексного развития территории, предполагается, что это произойдет до 2028 года.

В мае 2022 года мэрия Иркутска сообщила, что в администрации рассмотрели концепцию развития Знаменского предместья, но конкретные параметры этой концепции не уточнялись.

Болотов во время субботника

Какие выводы могут быть в конце этой колонки? «Что хотел сказать автор своим произведением?» Наверное, проанализировать, какие проекты и идеи Руслана Болотова были реализованы (мэр во всем интервью называет срок в 2–3 года, как будто самое время), а какие заброшены или погрязли в бюрократии. Не реализовано до конца ничего, где-то в начале пути — история с обновлением общественного транспорта, заброшены — платные парковки и создание удобного пешеходного центра, остальное, кажется, завязло и кое-как выбирается из пучины. Совсем непонятный проект с КРТ по Знаменскому предместью — он не публичен, поэтому что там будет, в том числе и с «принципом сохранения истории», знают только участники призакрытых обсуждений.

В колонке в 2021-м я просила дать мэру время, отстать от него, дать возможность осмотреться, сформировать свою команду и работать на своей базе, без кивков на нерадивых предыдущих чиновников и не им принятых неправильных решений. И вот сейчас настал тот момент, когда, мне кажется, пора пристально посмотреть на процесс, на решения, на прогресс. Для этого я и вернулась к старому интервью — чтобы определить стартовые точки. И как будто, несмотря на плотную повестку на сайте мэрии, в телеграмах мэра и администрации, выезды, совещания и встречи, по этим ключевым позициям Руслан Болотов и его команда не очень далеко ушли.

Как вы оцениваете 3-летнюю работу мэра Иркутска Руслана Болотова на своем посту?

Отлично! Это лучший мэр Иркутска
На тройку. Обычный мэр, ни плох, ни хорош, ничем не отличается от предыдущих
Очень плохо. Город как будто без хозяина
В Иркутске есть мэр?
Тут нет моего варианта. Напишу в комментариях
ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем