IRCITY
Погода

Сейчас+10°C

Сейчас в Иркутске

Погода+10°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +6

4 м/c,

ю-в.

723мм 32%
Подробнее
USD 94,32
EUR 100,28
Политика Андрей Лабыгин о случайном мэре Кондрашове и неоппозиционном губернаторе

Андрей Лабыгин о случайном мэре Кондрашове и неоппозиционном губернаторе

У меня старенький iPhone, он иногда глючит, его надо перезагрузить. Это же не значит, что нужно всё удалить и новый купить. Надо перезагрузить.

Депутат Законодательного собрания Иркутской области Андрей Лабыгин 7 ноября стал гостем «Клуба публичной политики». Он легко и непринуждённо, пересыпая речь колкостями и переходя от иронии к сарказму и обратно, рассказал о политической ситуации в регионе, о работе трёх мэров Иркутска и почему заксобрание – это не оппозиция губернатору. В зале собралось немного народу: студенты-члены клуба, журналисты и советник губернатора Иркутской области, юрист Сергей Шишкин, который превратил встречу в дискуссию. Самые интересные цитаты – в материале «ИрСити»

Дума Иркутска с сытыми депутатами

- Сказать, что дума сейчас работает более качественно, чем при мне? (Лабыгин возглавляя думу с 2009 по 2013 год – ред.). Нет. При мне было намного больше самостоятельности, намного больше принималось решений, намного больше дума была открыта. И те дискуссии, которые там развивались и которые вам известны, это следствие того, что представительный орган власти в 2004 году стал существовать в новом формате – уже не 15, а 35 депутатов, а в 2005 году депутаты получили чуть больше самостоятельности в связи с избранием нового мэра. Конечно, тогда было - и это не только моё мнение - своеобразное золотое время. Но время меняется, и время независимости и способности влиять на те или иные решения, оно требует каждодневного, ежечасного труда, работы над отстаиванием своей независимости. К сожалению, сейчас либо время такое, достаточно сытое для городской думы, либо цели иные у депутатов.

Два мэра, две эпохи

- Отличия между ними значительные. Владимир Якубовский – это человек системы, который прошёл все необходимые стадии для того, чтобы стать мэром столичного города. Соответственно и подходы к управлению городом были расставлены по тем канонам, которые на тот момент существовали. Виктор Иванович (Кондрашов – ред.) – это человек больше, на мой взгляд, оказавшийся мэром случайно. Но его способности, личностные характеристики, интеллект, позволили ему в кратчайшее время обучиться и встать к управлению городом, исходя из тех позиций, которые он считал дозволенными на тот момент времени.

Эпоха правления Якубовского от эпохи правления Кондрашова отличалась по финансовому наполнению, по экономической ситуации. При Якубовском было наследие серьёзного финансового кризиса. Якубовский управлял городом в эпоху раннего посткризисного периода и совсем незначительного экономического подъёма. Управление Виктора Ивановича – это 5 лет работы в эпоху подъёма, это постоянно меняющиеся в положительную сторону бюджет, это не затыкание дыр, а возможность реализации проектов. Тут же совпало 350-летие города, плюс правление губернатора Дмитрия Фёдоровича Мезенцева, кто бы как к нему не относился, он конечно, внёс свежую струю. Совокупность этих факторов позволила расценивать время правления Кондрашова как более позитивное по ряду причин.

Однако, я как сейчас помню, как он (Виктор Кондрашов – ред.) зашёл ко мне в кабинет, а я спросил у него «Кто вы?» Он сказал: «Я мэр города Иркутска Виктор Иванович Кондрашов». Я говорю: «Да? Проходите, будем работать». Конечно, это было удивление.

Лишили ли Иркутск свободы отменой выборов мэра?

- Насчёт свободы? Вот о событии, которое прошло 4 числа (встреча оппозиционера Навального со своими сторонниками в Иркутске 4 ноября – ред.), кто-то говорит, 700 человек пришло на мероприятие, кто-то говорит – 3 тысячи. Свобода. А все эти моменты, которые связанны с лютым негодованием, которое можно воссоздать… были организованы несколько митингов на эту тему (отмена прямых выборов мэра Иркутска - ред.). И сколько там? Для кого это такая проблема? Вместе с организаторами и с теми, кто обеспечивает порядок, 100 человек не набралось. Я уверен, что нужно будет менять законодательство, как только либо на митинг придёт достаточное количество народу, которое скажет, что у них забрали свободу, либо на какие-то выборы, например, в заксобрание, хотя бы 50%, тогда есть о чём говорить. А сейчас столько шума, столько трагедии, а народ на это никак не реагирует.

Все законопроекты, которые поступают в заксобрание, проходят все необходимые процедуры, они доступны, все могут принять участие при их обсуждении. Никаких массовых волнений не было. Сейчас волна нагоняется теми людьми, для которых выборы мэра – ресурсный момент, где можно себя проявить. Это всегда конфликт, война. Это моё мнение.

Сейчас по прошествии стольких лет уже никто не скажет, с чего всё началось. Существует некая история, в том числе связанная с тем, что Виктор Иванович Кондрашов, не имея представления о местном самоуправлении стал мэром, получается, что, по сути, неизвестный человек стал управлять Иркутском. Когда человек не имеет такого опыта и вдруг встаёт у руля и начинает выстраивать своё представление о том, как должно быть, только потому что работает высококвалифицированная дума, которая не позволяет делать ошибок, да, слава богу, повезло на тот момент.

- Андрей Николаевич здесь не совсем прав, когда говорит, что квалифицированная дума и случайный Виктор Иванович, - подал реплику из зала Сергей Шишкин. - Дело в том, что написали вариант Устава Иркутска, он предусматривал пластичность между высшим должностным лицом и думой. Владимир Викторович (Якубовский – ред.) с помощью своих юристов сделал супермэрскую республику, явно были смещены полномочия, акцент был в сторону полномочий мэра. Когда в мае были назначены выборы мэра, они меняют две трети устава. Там изъяты все полномочия у думы, всё перетекает к мэру. Когда пришёл Кондрашов, распорядиться такими полномочиями можно было на раз-два. Хочу подчеркнуть, что благодаря тому, что у руля думы стоял Андрей Николаевич, хорошо знал эту материю, он сумел таким образом организовать взаимодействие с неопытным мэром, что дума, несмотря на неблагоприятную правовую среду, они смогли добиться сначала баланса, а потом, когда Виктор Иванович уже вышел на высокую планиду, они стали уже по-дружески работать. И в итоге получили неплохую систему муниципального менеджмента.

Спор о личности мэра Бердникова

- Я сейчас смотрю по тому, что сделано. И у меня нет фактажа сказать, что-что не выполнено. Абсолютно рабочая структура, институты, которые имеют место в местном самоуправлении, имеют развитие. Реализуются программы, есть результат. Если есть у кого-то иные мнения, я готов обсудить.

Он (Дмитрий Бердников – ред.) смог себя поставить за короткое время в думе, нельзя, конечно, назвать его человеком с улицы. Депутаты городской думы остановили свой выбор именно на нём, и в подтверждение мы видим развивающийся и растущий бюджет города и выполнение программ. Ну скажите, что не делается или делается, но не выполняется, в чём ошибка депутатов? Они выбрали человека, которого рассмотрели за полгода, где отрицательные моменты? Нет?

- Есть! - не согласился Шишкин. - Главное, что настораживает, это плохая работа МУПов, они сегодня уходят в минус, и это можно ставить в вину действующей администрации. В мэрии происходят преобразования, упразднён комитет по экономике, при том что мы всегда беспокоились о финансовом состоянии. Меня беспокоит тема наращивания госдолга, никогда такого не было, чтобы в Иркутске был госдолг, а теперь он есть. То есть мы заимствуем деньги, которые будет отдавать следующий созыв, это, я считаю, тоже не есть хорошо. Дальше. Нет вице-мэра, это вроде бы пустяк, но в условиях того коллапса кадрового, я считаю, что Дмитрий Викторович не является носителем таких личных свойств, которые бы позволяли ему единолично управлять огромной столицей.

- Что касается госдолга, - держал ответ Лабыгин. - Вот в Иркутской области госдолг сокращается, и это считается хорошо, есть почётные грамоты и всё подобное. А есть наши соседи, Красноярский край, где за счёт госдолга появляются новые больницы, школы. А у нас вот госдолга нет, и больниц и школ в таком количестве тоже, что хорошо? А потом Федерация говорит, а давайте реструктуризируем, у тех, у кого есть госдолг простим ненадолго, а потом и совсем простим. Тема-то такая… Я думаю, что есть достаточно контролирующих структур в виде прокуратуры, Контрольно-счётной палаты, которые не позволят принять бюджет города за рамками лимитов.

- Муниципалитеты должны открыться, - предположил Шишкин. - Я хотел бы знать, как думает Андрей Николаевич, должны ли муниципалитеты, прося деньги, открываться. В начале года ведь всё в балансе, никакого дефицита в 6,7 миллиарда рублей нет, а потом появился. Может, потому что у директора МУПа зарплата 500 тысяч рублей или ещё какие-то вещи. Так вы откройтесь! И город Иркутск должен открыться прежде всего. Можно сказать: «А я просить ничего не буду, а вы меня не проверите, а у меня мама прокурор» - и так далее. И получается очень интересная история. Я считаю, что, если ты просишь деньги, так ты расскажи про те деньги, которые я тебе дал раньше.

- Считаю, что любой бюджетный процесс должен быть открыт по максимуму, за исключением закрытых статей, касающихся оборонной способности нашей страны, - согласился с оппонентом депутат. - Таковых, к счастью, в областном и местных бюджетах минимальное количество. Поэтому все вопросы, связанные от начала формирования заработной платы, здесь я думаю, нужно начинать не с города Иркутска, который условно дотационный, ему практически ничего не перепадает, а начинать с зарплат глав поселений, где и тысячи человек населения нету, а зарплаты по 200 тысяч и побольше, чем у мэр Иркутска, и председателя правительства, и губернатора точно. В этом смысле я за прозрачность. И МУПов в том числе, пусть они муниципальные, но всё-таки, по большому счёту, государственные, народные. Сейчас модно в Иркутской области это слово – «народный».

Конфликт в Ассоциации муниципальных образований как старый iPhone

- Я сожалею о процессах, которые происходят сейчас в Ассоциации муниципальных образований Иркутской области. Я считаю, что это клинч, в который вольно или невольно закатились сегодня ассоциация и губернатор. Я вижу это так. Ни одной из сторон не рассматривается варианты выхода, на мой взгляд, обе стороны рассматривают силовой, окопный выход, кто кого пересидит. Я считаю, что это в целом вредит (взаимодействию - ред.) органам местного самоуправления с региональной властью. Ассоциация создавалась давно, она была пионером, была одной из самых первых в стране, создавалась для позитива в сложное время, когда об областном бюджете за 100 миллиардов и о местных миллиардных бюджетах никто не мечтал. Нужно было искать пути взаимодействия, помощи, связи с областью. Тогда не менее амбициозные люди, чем сейчас, поднялись над этой проблемой и создали ассоциацию, и она работала долгое время. Я считаю, что нужно найти в себе мужество и как-то перезагрузить ситуацию и не допустить развала. Нужно перезагружаться, какими путями, я сейчас не готов обсуждать, но она нужна. Я думаю, что это состояние, близкое к войне.

Знаете, вот у меня старенький iPhone, он иногда глючит, его надо перезагрузить. Это же не значит, что нужно всё стереть, удалить и новый купить. Надо перезагрузить, помогает, решает все проблемы. А нам кажется, что надо выбросить и заменить.

- 12 мая в мэрии и собралась ассоциация, - вступил в диалог Шишкин, - а я в Facebook (запрещённая в России экстремистская организация) высказал одну идею, чтобы Вадим Семёнов оставил эту должность (Вадим Семёнов – мэр Черемхово, глава Ассоциации муниципальных образований Иркутской области – ред.). Думаю, это сохранило бы ассоциацию. Я с Борисом Говориным её создавал, это было сложно, не было никакой благостности, была борьба. Я был категорически против, чтобы был это демарш, но ведь это уже вторая волна, эти 20 муниципалитетов всё это время находились в транзите, наверное, они увидели это чаепитие, от которого человек вознёсся, потерял связь с действительностью. Адекватность должна быть во всём.

Губернатор - не оппозиция

- Сложный для меня вопрос. Я не вижу сегодня политического конфликта в том виде, в каком виде его хотели бы видеть. На мой взгляд, политическое противостояние, конфликт проявлялась бы в неприятии бюджета, устава, блокировании законопроектов. Но этого нет. Есть взаимодействия в рамках собственных полномочий, кто-то высказывает кому-то какие-то замечания, в этом смысле, я думаю, что говорить о том, что законодательное собрания в связи с большинством «Единой России» находится в оппозиции, это не совсем верно. Я думаю, можно говорить о том, что губернатор не находится в оппозиции к существующему порядку в стране и к законодательному собранию. От него не исходят такие законопроекты, которые не являются неочевидными для большинства в законодательном собрании. Многие ожидают от него каких-то резкостей, чего-то связанного с событиями 100-летней давности (Великая Октябрьская революция 1917 года – ред.), но нет, идёт осовременивание всего. Поэтому нет крайностей, поэтому за время правления губернатора я не увидел от него вещей крайнего толка.

О личности в политике и критике минздрава

- Говорить о том, что какие-то законопроекты связаны с личностью, я бы не стал. Чтобы стать личностью, надо провести в политике немного больше времени, чем некоторые министры в правительстве сегодня.

Если бы 1 сентября 2013 года мне сказали, что я буду возглавлять комитет по социальной защите и здравоохранении, я бы рассмеялся в лицо, потому что мой конёк, безусловно, это муниципальное самоуправление и государственное управление. Но так получилось, что я занимаюсь тем, куда меня определила, в том числе, и партия. Принцип такой: делай - не бойся, если боишься, не делай. Это сложная сфера, мы в ней разобрались, я понимаю, что такое здравоохранение. И когда собирают подписи врачей, устраивают истерику, когда люди не работают, а отстаивают позицию, что сейчас примут законопроект (законопроект о привлечении медицинских кадров в муниципалитет – ред.) и всё рухнет… При этом совершенно не читая, что написано, это поверхностно и то, до чего никто не хочет дотянуться, в глубину никто не хочет смотреть.

Не разобравшись в виду отсутствия управленческого опыта, разыграна была эта истерия летнего периода. А чем дело-то кончилось, где поправки? Все эти флешмобы, которые организуются в соцсетях, я списываю на загруженность министра. Он не смог разобраться в деталях, кто-то ему не так подсказал, и всё закрутилось. У нас нормальные отношения, не может быть никаких межличностных конфликтов в работе.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем