IRCITY
Погода

Сейчас+19°C

Сейчас в Иркутске

Погода+19°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +15

4 м/c,

ю-в.

712мм 18%
Подробнее
USD 91,78
EUR 98,03
Наука Иркутск трясет Сильные толчки ждем каждые 50 лет. Иркутский ученый — о том, где будут новые землетрясения

Сильные толчки ждем каждые 50 лет. Иркутский ученый — о том, где будут новые землетрясения

Также мы узнали, как ученые ищут предвестники новых землетрясений

Ученый секретарь Института земной коры Анна Добрынина рассказала, где землетрясения происходят чаще всего и как за ними наблюдают

Минувшие выходные в Иркутской области отметились несколькими землетрясениями, которые произошли на Байкале. Они были довольно слабыми, в Иркутске толчки практически не ощущались. Мы поговорили с ученым секретарем Института земной коры (ИЗК), кандидатом физико-математических наук Анной Добрыниной, чтобы выяснить, где чаще всего происходят землетрясения, как ученые за ними наблюдают и когда ожидать следующих толчков.

Байкальская рифтовая зона — это глубинный разлом земной коры. Самая крупная рифтовая система в России и вторая по величине на суше в мире. В центре находится озеро Байкал. К рифту также относится озеро Хубсугул в Монголии.

По данным Байкальского филиала Единой геофизической службы, землетрясение зафиксировано в 01:35 28 октября по иркутскому времени. Эпицентр находился в 22 километрах от села Гремячинск. Интенсивность толчков в эпицентре составила 6 баллов. По уточненным данным, толчки в 4 балла ощущались в Хужире и Куйтуне, 3–4 балла — в Гремячинске, Каменске, Сарме и Харате, 3 балла — в Тыргане, Еланцах, Улан-Удэ, Мамонах, Маркова, Ангарске, Усолье-Сибирском, Черемхово, Зиме и Качуге. Утром 30 октября примерно в той же точке произошло еще одно сейсмособытие, но уже слабее.

— Это самые обычные землетрясения, типичные для Байкала. Они практически не ощущались, — охарактеризовала произошедшее в выходные Анна Добрынина.

По ее словам, в целом в 2023 году не было каких-то знаковых землетрясений. Ученая подчеркнула, что в регионе давно не было сильных землетрясений.

— Сильными считаются землетрясения с амплитудой от 5 и выше. Например, в начале июля под Северомуйском было землетрясение 13-го энергетического класса. Оно было ощущаемым, но говорить, что оно стало знаковым или определяющим, нельзя. В январе землетрясение недалеко от Закаменска с энергетическим классом 13,5. Тоже нельзя сказать, что оно сильное. То есть это стабильная фоновая сейсмичность, которая каждый год наблюдается, — уточнила собеседница издания.

Ранее ученые выделяли 2021 год по сейсмической активности. Добрынина объяснила, что связано это с Хубсугульским землетрясением, которое произошло в январе того года, и после которого было зафиксировано большое количество афтершоков. «Из-за этого и повысилась сейсмичность, но это тоже нормальное явление для нашего региона», — добавила ученый секретарь ИЗК.

По словам Добрыниной, спрогнозировать, когда и где будут ли еще землетрясения, нельзя.

— Сам термин «прогноз» включает в себя три понятия — вы должны определить точное место, время и силу землетрясения. Этого сейчас никто не делает. В целом можно сказать, что землетрясения будут. Если отвечать на вопрос, насколько сильные будут землетрясения, тут на помощь придет статистика, так называемый график повторяемости землетрясений, но это очень не точно. Мы можем сказать, что сильное землетрясение будет рано или поздно. В каком конкретном месте, когда, вам никто не скажет, — уточнила собеседница издания.

По мнению ученых, сильные землетрясения происходят примерно каждые 50 лет. Такой вывод сделан как раз на основе графика повторяемости, с помощью которого, по словам Добрыниной, можно рассчитать, как часто происходят землетрясения той или иной энергии.

— Но в чём минус этого подхода? Сильные землетрясения случаются редко, при этом период подготовки сильных землетрясений может занимать несколько тысяч лет. То есть инструментальные наблюдения в Байкальском регионе проводятся с 1950 года, за это время у нас произошло несколько сильных землетрясений. Когда мы строим график повторяемости, мы эти землетрясения включаем, но они этот график искажают, потому что их подготовка началась значительно раньше, чем 50-й год, — пояснила Добрынина.

Также она заметила, что в регионе довольно редкая сеть сейсмостанций. Мониторингом сейсмической активности занимаются три организации. У Байкальского филиала единой геофизической службы порядка 25 сейсмостанций, у Бурятского филиала — около 10, которые располагаются преимущественно в дельте Селенги. Еще три станции принадлежат Институту земной коры — в Бугульдейке на Байкале, в Зун-Мурино в Тункинской долине и в Саянске. Станции института широкополосные.

— Станции очень далеко расположены друг от друга, их количество увеличивалось постепенно. Поэтому у нас мало сведений о слабых землетрясениях — а это другой конец графика повторяемости. Более-менее уверенно мы можем говорить о периоде повторяемости умеренных землетрясений — обычных фоновых статистических землетрясений, которых, собственно, нечего бояться, которые, если мы и ощущаем, то это значит, что мы находимся очень близко к эпицентру, — добавила Добрынина.

Вопросы расширения сети сейсмостанций зависят от федерального финансирования. Сейчас есть специальные гранты на приобретение оборудования коллективного использования, существует также спецпроект «Наука», по которому также можно закупить необходимое оборудование. «Дело в том, что хорошие технические станции стоят очень дорого. Последняя, которую мы купили, обошлась примерно в 3,5–4 миллиона рублей. Но одна станция погоды не сделает. Если расширяться, то на наш регион надо добавлять как минимум 20 станций. И это только вокруг Байкала, чтобы точнее лоцировать землетрясения. А у нас есть еще Юго-Западный план, Северо-Восточный план, там тоже высокая сейсмичность, это Северомуйск, Тункинская долина. Но всё упирается в вопросы финансирования», — подчеркнула ученая.

По ее словам, хоть ученые не могут прогнозировать землетрясения, зато они могут искать предвестники. Так было, например, с Кударинском землетрясением, которое случилось 10 декабря 2020 года. Предвестники зафиксировали широкополосные станции Института земной коры. Сейчас ученые запустили нейросеть, которая отлавливает такие предвестники. Для этого отобрали порядка 60 сейсмособытий за 2020–2023 годы, примерно для половины землетрясений были найдены предвестники. «Но эти сведения нужно еще верифицировать. Трудно сказать, сколько времени это займет, мы работаем над этим. Но у нас стоит задача не только находить предвестники, но и проверять алгоритмы на пропуск цели, то есть, когда произошло землетрясение, но предвестников не было, или, когда предвестник проявился, пропал, а землетрясение не произошло. Нужно понимать, почему так произошло», — добавила Добрынина.

Несмотря на все сложности, ученые с уверенностью называют точки, где землетрясения точно будут. По данным Анны Добрыниной, сейсмособытия точно будут происходить в Южном и Центральном Байкале, в Хубсугуле, в Тунке и Северомуйском районе, а также в Чарской, Верхнеангарской, Кечерской и Баргузинской впадинах. «Эти места расположены вдоль оси рифта, вдоль границы между двумя тектоническими плитами — Северо-Евразийской и Амурской. Там землетрясения были, есть и будут. От этого никуда не денешься», — заметила ученый секретарь Института земной коры.

Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем