На этой неделе разрешилась – теперь официально – интрига, останется ли в Приангарье экс-мэр Иркутска Дмитрий Бердников, после жарких споров школы всё-таки продлили дистанционное обучение, а заксобрание приняло один из самых сложных за последние 5 лет бюджетов региона.
Дистанционка
Статистика по коронавирусу в Иркутской области продолжает прирастать новыми случаями заражения. За неделю число подтверждённых положительных анализов увеличилось на 6,8% и перевалило далеко за 28 тысяч. Число выздоровевших прибавило 7,9% и преодолело отметку в 22 тысячи. Как призналась в пятницу зампред правительства региона Валентина Вобликова, официальная статистика – это лишь «надводная часть айсберга». Реальное число заболевших неизвестно.
По умершим статистика печальнее. За неделю умерло 119 граждан, прирост составил 17,8%. Причём число скончавшихся непосредственно от коронавируса увеличилось аж на 20% (до 655 пациентов). По данным властей, среди погибших за всё время пандемии есть один ребёнок – это 16-летняя девочка.
Ситуация осложняется ещё и тем, что помимо коронавирусных больных есть ещё граждане с внебольничной пневмонией, резкий всплеск заболеваемости которой зафиксировали на минувшей неделе. В сутки прибавлялось по 350 новых случаев.
Нагрузка на врачей, больницы и скорые не снижается. Кажется, что нервы постепенно сдают у всех. Дошло до того, что в ответ на вопрос депутата заксобрания Галины Кудрявцевой зампреду Валентине Вобликовой пришлось извиняться. «Учитывая лично вашу трагедию, приношу, насколько это возможно, извинения, понимаю, что это невосполнимая утрата. И, конечно, несвоевременный приезд машины скорой помощи, безусловно, оставляет в вас, наверно, на всю жизнь вопрос: а всё ли было сделано?» — сказала она. Это настолько сильно, что мороз по коже.
Региональные власти изо всех сил стараются выправить ситуацию. Губернатор Игорь Кобзев предполагает, что в декабре станет чуточку проще. За два месяца в области откроют дополнительные койко-места, закупят новое оборудование, в том числе и для обеспечения пациентов кислородом, нарастят число тестов до 16,5 тысячи, для этого даже откроют дополнительную лабораторию в Братске. Кроме того, на следующей неделе начнётся активная выдача бесплатных лекарств амбулаторным больным.
Одновременно с этим разгорелись жаркие споры, стоит ли переводить школы на очную форму обучения. Напомним, что школьные каникулы, которые длились 2 недели, завершились 9 ноября, школы в 12 муниципалитетах организовали дистанционное обучение, в девяти – очное, остальные выбрали смешанную форму. При этом право выбирать, как дети будут учиться, оставили за муниципалитетами.
Иркутск объявил, что с 16 ноября школы заканчивают с дистанционкой. Аргументов «за» было предостаточно. В целом они сводились к одному – проблемы с коронавирусом дистант не решает, а качество образования падает. Министерство образования предложило смешанную форму, а министерство здравоохранения жёстко выступило против открытия школ. «Если с 16 ноября мы отменим дистанционное обучение, то у нас произойдёт коллапс по всей области», — заявила на депутатском штабе ЗС в пятницу исполняющая обязанности главы минздрава Анна Данилова.
А санитарно-эпидемиологическая комиссия Приангарья предложила муниципалитетам оставить школы на дистанте, и Иркутск согласился. В тот же день вице-мэр Дмитрий Ружников объявил: «Следующую неделю всё ещё сидим дома».
Кризисный бюджет
Эта неделя запомнится ещё и трудным принятием в первом чтении закона о бюджете Иркутской области на 2021 год. Во время защиты главного финансового документа министр финансов Наталия Бояринова заметила, что региональная казна возвращается к кризисному 2008 году.
По итогам тяжёлых обсуждений бюджет прошёл первое чтение. За него отказались голосовать 10 депутатов, среди ярых противников были депутаты от КПРФ, которые странным образом сравнивали ситуацию с наполнением доходной части с предыдущими годами, когда правил коммунист Сергей Левченко. В их объяснениях почему-то ни слова не было сказано, что в 2019-м Федерация буквально «вливала» десятки миллиардов рублей в Иркутскую область, закрывая вопросы по ликвидации последствий наводнения.
Доходы бюджета на 2021 год утверждены в сумме 166,7 миллиарда рублей, расходы — 180,6 миллиарда, дефицит — почти 14 миллиардов рублей, или 10%. По словам министра финансов Наталии Бояриновой, это предельно допустимый уровень дефицита. Она также заметила, что «это самый тяжёлый бюджет», который она формировала за время своей работы министром.
«Я не пессимист, но крайне непростой 2021 год, и рассчитывать, что 31 декабря под бой курантов коронавирус кончит себя, нефть пойдёт вверх, а курсовая разница увеличит прибыль импорт ориентированных компаний [не стоит]. Конечно, хочется верить в эту замечательную сказку, но, видать, я уже стара для этого», — заметила министр.
Когда состоится второе чтение, пока неизвестно, всё будет зависеть от рассмотрения федерального бюджета, во время которого будет распределяться финпомощь регионам. На какой объём может претендовать Иркутская область, пока не озвучивается. Тем временем, региональные власти, чтобы подстраховаться, заключают контракты с банками на предоставление кредитов для покрытия дефицита.
Если Приангарье рассчитывает на помощь Федерации, то муниципалитеты – на поддержку области. Так обстоит дело, например, с Иркутском. В конце недели мэрия внесла бюджет города, также заложив предельный уровень дефицита. «Мы катастрофически увеличиваем муниципальный долг», - заявил вице-мэр Дмитрий Ружников, заранее предупредив, что в следующем году город будет привлекать коммерческие кредиты в связи с жёстким падением доходов.
Ушёл на север
Последний месяц в интернет-пространстве ходили упорные слухи о том, что экс-мэр Иркутска Дмитрий Бердников нашёл себе работу в другом регионе и вот-вот уедет. На этой неделе вопрос решился, теперь уже официально.
Заксобрание на сессии 11 ноября довольно легко согласовало на пост первого замгубернатора Андрея Козлова. На него возложена задача по обеспечению медорганизаций и аптечных сетей жизненно важными лекарствами и средствами индивидуальной защиты, по контролю за ценами на лекарства, а также за мероприятиями, связанными с возникновением ЧС.
Ранее исполняющим обязанности первого заместителя главы региона был Дмитрий Бердников. Он занял этот пост в марте. В его задачи входила координация всех работ по ликвидации последствий наводнения в городе Тулуне, о чём за борьбой с коронавирусом слегка подзабылось. В мае Кобзев уже предлагал ЗС согласовать Бердникова, но им обоим отказали. После выборов губернатора Дмитрий Бердников практически пропал из поля зрения.
А 12 ноября стало известно, что он получил высокий пост в правительстве Якутии – его назначили первым зампредом. Интересно, что эту должность буквально слепили из того, что было, то есть из вакантных мест в республиканском кабмине. Бердников теперь будет отвечать за строительство Ленского моста и «усиление координации между федеральными, региональными и муниципальными органами власти».
С русскими моторами
Радостно, что на фоне всего сумбура проект строительства новейшего гражданского самолёта МС-21 не останавливается. Впервые он взлетел в небо в мае 2017 года, а в ноябре 2020-го получил отечественные двигатели и теперь сможет их протестировать.