Бытие болельщика «Ермака» в последние годы неразрывно связано со страданиями. Команда мало того, что не показывает хороших результатов уже 5 лет, так еще и постоянно находится в эпицентре скандалов, связанных с невыплатами зарплат. Но если раньше об этом знали только «избранные», то сейчас грохнуло на всю Россию — федеральные СМИ пишут о долгах за последние 5 месяцев, прокуратура и Следственный комитет начали свои проверки.
Такой негативный фон вокруг «Ермака» в последний раз возникал в 2014 году. Тогда случилось трагическое событие — во время тренировки перед началом сезона от теплового удара погиб защитник Артем Соколов. Кроме того, «Ермак» попал в сильно некрасивую историю: вдова хоккеиста обвинила руководство клуба в отказе выплачивать компенсацию, положенную по контракту. Истребовать ее удалось только по суду, да еще и через два с половиной года.
Мне кажется, что все косяки, которые собрал клуб за последние годы, — это звенья одной цепи. Связаны они с исключительно странным стилем руководства клубом. Что в относительно тучные времена, когда были успехи, что сейчас, когда Ангарск значительно сократил финансирование, «Ермак» то и дело получал судебные иски от бывших игроков команды. Кому-то не платили зарплату или компенсацию за разрыв соглашения, кого-то выгнали из команды из-за того, что игрок не мог выступать по состоянию здоровья. В мае 2018 года сообщалось, что некоторым игрокам ангарской команды «срезали» контракты на 20 % без объяснения причин.
«Ермак» за годы такого руководства стал объектом для насмешек среди болельщиков других команд и журналистов, а для игроков приезд в Ангарск был чем-то вроде ссылки. Сокращение финансирования лишь ускорило падение на дно, которое с творившимся бардаком в любом случае было неизбежным.
В условиях плохого финансирования клуб не мог предложить ни какой-то внятной концепции (например, подписывать молодых игроков на долгие контракты и перепродавать их впоследствии), ни какой-то перспективы для тех, кто соглашался приехать в Ангарск. Наверное, ближе всего к этому «Ермак» был как раз в нынешнем бедовом сезоне: во главе команды стал легендарный для ангарского хоккея Сергей Чубыкин, летом команду пополнили несколько опытных хоккеистов и куча молодежи, остались прошлогодние любимцы — нападающий Илья Берестенников и вратарь Иван Куликов.
Команда начала сезон с поражений дома, но все они были «на тоненького», в одну шайбу. Затем был гостевой разгром «Ростова» и неожиданное поражение от «Бурана», тогда занимавшего последнее место. После возвращения домой команда снова победила в одном из матчей, а еще в двух смогла взять по одному очку. Несмотря на то что ни в одном из матчей «Ермак» не был фаворитом, команда играла в самом лучшем смысле слова: создавала моменты, давила соперника, не старалась замыкаться на обороне. Подводила реализация, но перспективы были — если не на попадание в плей-офф, то хотя бы на достойное выступление в рамках регулярки.
Всё сломалось в октябре после смены тренера. Пришедший из «Южного Урала» Евгений Зиновьев разогнал весь тренерский штаб, вынудил уйти вратаря Ивана Куликова, началась селекция, в результате которой команду покинули почти все лидеры, приведенные в «Ермак» Чубыкиным. При Зиновьеве ангарчане получили серию из 12 поражений подряд, во время которой умерла и надежда на становление команды, и какая-либо интрига — «Ермак» за это время стал худшей командой ВХЛ.
В декабре, уходя из «Ермака» через два с половиной месяца после назначения, Евгений Зиновьев рассказал о долгах по зарплатам за два месяца и погодя «пнул» своего предшественника и преемника Сергея Чубыкина, дескать, команда не была укомплектована.
— Первое, что бросилось в глаза, — команда не укомплектована. Это очевидно, это факт. Были допущены большие ошибки в селекционной работе. К сожалению, набор, который осуществлялся, не под задачу. Об этом можно смело и открыто говорить, — рассказал Зиновьев в последнем интервью пресс-службе клуба.
Его не смутил тот факт, что при нем команда, в которую игроков набирал уже он, заработала куда меньше очков, чем «неукомплектованная» — в начале сезона. Вероятно, его не смутило и то, что команда, которая до его назначения имела хоть какой-то внятный игровой рисунок, после назначения его потеряла.
«Ермак» попал в условия «идеального шторма»: команда вместо более или менее сыгранного состава получила набор игроков (костяк, имевшийся в начале сезона, уже покинул команду, а новички в большинстве случаев себя не проявили). Начались проблемы с зарплатами. В тренерском штабе остался один человек — главный тренер Сергей Чубыкин. Для нормальной работы нужен хотя бы один помощник, еще лучше, если тренеров будет трое.
Неизменный показатель того, что турнирные перспективы «Ермака» закончились в последние годы, — распродажа игроков. В декабре началась свистопляска с составом. К концу календарного года за команду были заиграны почти 50 человек, 17 из них — начинали сезон в «Ермаке» и ушли из команды. Команда обновилась полностью.
В теории управления текучесть кадров является одним из важнейших факторов ослабления дисциплины в коллективе и качества выполняемой работы. «Ермак» — это идеальный пример того, что делает текучка. Этот пример клуб являет несколько последних лет — в прошлом сезоне за команду было заиграно 50 человек, в позапрошлом — 43, три сезона назад было 58 игроков (семеро — вратари!), четыре — 60! Это ненормально, это показатель того, что в клубе нет задачи работать на перспективу.
Казалось бы, я сейчас со страстью и энергией расписывал, почему «Ермак» нужно выбросить на свалку и забыть, как страшный сон. Нынешняя ситуация идеально этому способствует. Но мне бы все-таки хотелось, чтобы команду получилось сохранить.
Когда-то «Ермак» входил в топ-50 самых посещаемых хоккейных команд Европы. Ангарску долгое время принадлежал рекорд по количеству зрителей на отдельно взятом матче. Эту игру я помню в деталях даже спустя семь лет. Тогда «Ермак» обыграл карагандинскую «Сарыарку» в шестом матче плей-офф, забросив победную шайбу за 13 секунд до конца основного времени. На трибунах присутствовали 7127 человек — и это число я вспомню, даже если меня разбудить посреди ночи и спросить. Эмоции той игры будут жить всегда у всех болельщиков, кто был на трибунах. Арена тогда ходила ходуном.
В последние годы «Ермак» подрастерял болельщиков, но многие, мне кажется, потеряли интерес к команде не из-за ее результатов. А из-за того, что всем, кроме них самих, а также тренеров и игроков (и то не всегда), плевать на команду. Интерес можно вернуть — для этого нужно, чтобы перед командой стояла какая-то серьезная цель. Если не победить в чемпионате, то хотя бы воспитывать качественных игроков, выпускать их на потоке для других команд, играющих в ВХЛ, КХЛ, а, может быть, даже и в американской НХЛ.
Даже в Иркутске есть примеры того, как при не самых больших финансовых затратах можно сделать команду, которая была бы любима болельщиками и имела четкий план развития. Можно посмотреть на баскетбольный «Иркут», который долгие годы был записным аутсайдером российской Суперлиги, но при грамотной организации сумел выстрелить и вклиниться в борьбу за медали и за национальный кубок. Сейчас он скорее середняк, но клубу удалось найти спонсора, выстроить четкую и красивую систему с включенной в нее командой мастеров, детскими, юношескими и студенческими коллективами. Эта работа обязательно даст свой результат в будущем.
И если бы всё зависело от болельщицких хотелок, то всё бы уже было сделано. Но тут требуется решение того, кому ангарские болельщики регулярно жалуются, но не получают ответа. Нужно решение человека уровня губернатора, который бы продавил в серьезных компаниях (а их в Ангарске достаточно — «Роснефть» с «Росатомом» чего стоят) возможность спонсорства. За такую социальную ответственность болельщики бы только спасибо сказали.
Ангарск сейчас как никогда рискует остаться без профессиональной команды. Такое уже было в истории города — большого хоккея там не было c 1997 по 2005 год. В этот тяжелый период сбавила темпы и ангарская школа, что неудивительно — выпускникам ДЮСШ просто некуда идти, в других командах есть свои ребята. А сейчас у «Ермака» как раз наклевывается сильное поколение. По многим возрастам дети «Ермака» идут на лидирующих позициях в Сибири.
Причем можно даже не зацикливаться только на Ангарске. В 1980–1990-е годы «Ермак» довел до ума множество игроков из других городов Приангарья, где о профессиональном хоккее и слышать ничего не слышали. На самом высоком уровне долго и успешно играли уроженец Саянска Сергей Шаламай, братчанин Сергей Бердников, Петр Счастливый из Вихоревки, усольчане Виталий Барабаш, Алексей Кривченков и Анатолий Устюгов. Продолжать можно долго.
Сейчас обсуждается вариант перехода «Ермака» с профессионального уровня на молодежный. Это наверняка будет болезненным решением для болельщиков, но если хотя бы за счет этого удастся спасти клуб, этой возможностью нужно будет пользоваться.
И всё же хочется верить, что песенка «Ермака» в ВХЛ еще не спета. Когда-то на нашем нынешнем месте находился наш извечный соперник — красноярский «Сокол», который до 2017 года ни на что не претендовал. Но там прошли через кризис, совместно с властями сумели найти спонсоров и собрать хороший коллектив управленцев. Как итог — сейчас красноярцы идут в лидерах чемпионата, клуб растет и по результатам, и по организации, и по «околохоккею», и школа постепенно крепнет. Так что «Ермаку», Ангарску и Иркутской области стоит взглянуть на соседей и сделать правильные выводы.
Либо же прикончить профессиональный хоккей на корню — и больше не бередить душу болельщикам.
Согласны с автором?