Я работаю в СМИ уже почти 10 лет. За это время сменились три мэра, два созыва думы Иркутска, три главных архитектора города, а уж других чиновников — и не счесть. Лица меняются, а вечные темы остаются. Одна из таких — загруженность центра города. Все понимают, что с этим надо что-то делать, но что — представляется слабо.
Так что обсуждение вопроса все эти мои почти 10 лет в СМИ идет в вялотекущем режиме, а идея пешеходного центра, освобожденного от засилья личного транспорта, — это уже такое общее место, что на него никто, кажется, внимания и не обращает. Ряды машин, которыми заставлены улицы, по-прежнему сужают проезжую часть и не оставляют шансов без нервов приехать в центр по делам и припарковать свой транспорт максимум на пару часов. Иногда в поисках парковки приходится делать не один круг.
Но недавно мэрия таки продемонстрировала, что худо-бедно работает над этой проблематикой. По крайней мере, администрация объявила опрос среди горожан на тему, нужны ли платные парковки в центре Иркутска. Для их организации предлагаются разные условия, но нас, конечно, интересует главное — стоимость часа. Ее хотят установить на уровне 40–50 рублей.
Давайте определимся сразу: то, что центр перегружен — это очевидно и никаких сомнений не вызывает. Как и понимание того, что большинство автомобилей, припаркованных вдоль узких иркутских улочек, — свидетелей времен, когда самым технологичным транспортом были лошадиные повозки, — принадлежат людям, которые приезжают в центр работать.
«То есть их личный транспорт проводит на улице без движения минимум девять часов кряду»
Проведем несложные математические подсчеты и получим, что в рабочую неделю на платную парковку будет уходить 1,8–2,2 тысячи рублей. Для сравнения, я в месяц трачу на охраняемую стоянку недалеко от дома 2 тысячи рублей.
Механизм платных парковок действует в 17 городах России, в основном в европейской части России. За Уралом они есть в Екатеринбурге (30 рублей) и Новосибирске (от 50 до 100 рублей в зависимости от зоны, где расположен паркинг). В Москве и Санкт-Петербурге тарифы стартуют от 40 и 39 рублей соответственно. В сопоставимой с Иркутском по площади и населению Рязани — 20 рублей в час.
Сама концепция платных парковок мне нравится. Она предполагает, что такой роскошью, как возможность ненадолго оставить машину рядом с местом, куда тебе нужно, сможет воспользоваться не один человек, а несколько. По сути, это действительно должно разгрузить наш многострадальный центр от наплыва личных авто.
Сразу сниму ряд вопросов, которые могут возникнуть ко мне. Я сама автовладелец. И да, я тоже работаю в центре города и приезжаю сюда на машине. Но никогда не паркую ее вдоль улицы и вообще стараюсь выбирать укромные места, где могу оставить свой транспорт, никому не мешая. Иногда это в 10–15 минутах ходьбы от нужного мне места. Мне, собственно, не лень пройтись, это полезно: у водителей активности в разы меньше, чем у пользователей общественного транспорта. В крайнем случае использую парковочный карман.
Почему я так делаю? Во-первых, потому что мне не нравится ездить по суженным улицам, а еще я всегда сразу думаю о машинах экстренных служб, водители которых должны тратить свое внимание и время на то, чтобы не задеть припаркованные по бокам авто. Они, конечно, профессионалы, но все-таки, согласитесь, было бы лучше, если бы их внимание не рассеивалось еще и на этот дополнительный фактор. Во-вторых, оставлять машину вдоль дороги, а не на парковке я всегда опасаюсь — вдруг какой-нибудь торопыга впечатается в мое авто. На парковке такой риск тоже есть, безусловно, но он меньше, как мне кажется.
Вернемся к нашим платным парковкам. Так вот. Сам опрос проводить бессмысленно. Я не думаю, что администрация получит абсолютное согласие горожан — никто не хочет добровольно выкладывать из своего виртуального кармашка по 7–9 тысяч рублей в месяц. За удовольствие, конечно, надо платить, но не столько. Так что идея опроса — провальна априори. Вопрос в том, зачем его тогда вообще объявлять? Для видимости, что мы, дескать, работаем и опираемся на мнение иркутян при этом? Ну ребята, ну камон. Собрали бы лучше мнения горожан, что в принципе с отсутствием парковок делать надо, может, там выклевали бы разумные зёрна.
Решит ли при таких раскладах механизм платных парковок проблему с загруженностью центра? Думаю, только отчасти. Всё по той же самой финансовой причине. Мало у кого из нас есть возможность выкладывать столько денег. Все, кто платить не готов и отказываться от личного авто тоже не готов, переместятся чуть дальше, и мы получим окончательно забитые парковки у торговых центров, у спорткомплекса «Труд» и, конечно же, заставленные дворы из тех, что еще не перекрыты шлагбаумами. Заполонятся улицы, куда зона платных парковок распространяться не будет.
«Мы создадим новую точку напряженности, снова будем бить по хвостам»
Что делать с этим всем? Очевидно, подходить комплексно. На что, например, буду согласна я как автовладелец? Например, на перехватывающие парковки рядом с центром города — так, чтобы до работы можно было дойти или быстро доехать общественным транспортом. Собственно, я практически уже так и делаю. Но эти перехватывающие парковки — такие, «стихийные».
На самом деле, я даже готова, в принципе, пользоваться только общественным транспортом при некоторых условиях. Я живу в спальном районе, но с семи лет моя деятельность связана с центром города. Я здесь училась в школе, в университете, здесь же всегда работала. Большую часть своей «дорожной» жизни я провела в автобусах – водить научилась относительно недавно. Потому на зубок знаю все претензии, которые предъявляются общественному транспорту. Помню, накануне экзамена в ГИБДД ехала в очередной раз домой с работы в забитом автобусе и думала: «Неужели это для меня скоро закончится».
При нормальной работе общественного транспорта для среднестатистического сотрудника организации в центре города использование машины становится невыгодным — ни в финансовом, ни в моральном плане. Серьезно. Автобус (троллейбус, трамвай) — это и дешевле, и напрягаться не надо. Что такое «нормальная работа общественного транспорта» в моем понимании как у опытного пользователя этим самым общественным транспортом?
Это автобусы, которых не надо ждать по 30–40 минут, особенно на морозе, максимум — 5–10 минут. Это автобусы, в которых летом не умираешь от жары. Это автобусы, в которых ты если не сидишь, то хотя бы стоишь в человеческих условиях — а не так, что тебя со всех стороны поджимают чужие люди, нарушая вынужденно и твои, и свои личные границы. Собственно, и ты тоже — и поджимаешь, и нарушаешь.
Слушайте, ну это правда условия, унижающие человеческое достоинство. Да ладно, черт с ними, с границами, когда иногда дышать просто невозможно. Ну так не должно быть — со мной согласится каждый, кто на себе это испытывал хоть раз и уж тем более кто испытывает каждый день.
Стоит ли удивляться, что офисный работник, которому машина нужна только, чтобы добраться до работы и домой — без других разъездов — предпочтет именно личный автомобиль, а не автобус.
Очевидно, что частота хождения и степень «забитости» автобусов напрямую зависит от их количества. Недавно для города закупили новые «НЕФАЗы», но всего 40 штук и их катастрофически мало, дыру ими не заткнуть — это признают и сами власти. Вот на чем я бы сосредоточила внимание в первую очередь.
Думаю, если качественно изменится вопрос с общественным транспортом, часть точно пересядет на них. Перехватывающие парковки в дополнение — и совсем хорошо станет. А ввести просто платные парковки — это такой себе выход. План на перспективу, может, и хорош, но по состоянию на «сейчас» несвоевременен. Чересчур несвоевременен.
Готовы ли вы пользоваться платными парковками?