Авиаэксперт Роман Гусаров сравнил иркутский самолет МС-21 с зарубежными «Боингами» и «Аэробусами» и нашел ряд преимуществ, которыми обладает производимый в Иркутске лайнер. Об этом специалист рассказал нашим коллегам из Сети городских порталов — журналистам 116.RU.
Гусаров комментировал активную модернизацию Ту-214, которая сейчас идет на Казанском авиационном заводе, и заметил, что в ней нет смысла, поскольку в России есть более перспективный вариант — МС-21.
— У Ту-214, может быть, и есть потенциал для модернизации, но финансово в это вкладываться смысла никакого не имеет. Потому что в этом же классе есть самолеты другого семейства — иркутские МС-21, которые нового поколения. Зачем заниматься модернизацией старого самолета, когда на подходе есть более совершенный самолет, который может выпускаться с использованием современных цифровых технологий не единицами, а десятками? — поделился мыслями Гусаров.
Кроме того, МС-21, в отличие от казанской «тушки», прошел сертификацию с российскими двигателями. А это значит, что перспектива выпускать до 70 самолетов в год в ближайшей перспективе реальна.
— Потому что там уже другие технологии, другое конвейерное производство. А Ту-214 — это старые чертежи, старые технологии. Поэтому нельзя просто так взять и увеличить производство. И специалистов не хватает, потому что производство по старым технологиям предполагало ручной труд, как это было в СССР, когда на завод пачками приходили токари, слесари. Сейчас всё делают цифровые станки без участия человека — быстрее, в больших объемах и качественнее. Поэтому говорить о модернизации можно сколько угодно, — отмечает Гусаров.
По мнению авиаэксперта, МС-21 даже более современный, чем те же «Боинги» и «Аэробусы», которые начали производиться еще в прошлом веке. Иркутский лайнер — это новое поколение, и он находится в самом начале своего модернизационного пути.
— Даже Boeing и Airbus говорят о модернизации, потому что больше не видят потенциала в нынешних самолетах, производство которых началось еще в прошлом веке. Говорят, нам нужны деньги. Потому что они видят, что тот же МС-21 — это другое поколение, которое будет модернизироваться еще лет 40. А «Боинги» и «Аэробусы» — всё, уже на пределе, — подчеркивает эксперт.
При этом Ту-214 не сможет сравниться даже с «Аэробусами», не то что с МС-21.
— Самолеты будут неактуальны. Есть потолок, в который Ту-214 упрется и уже никого не догонит. При всём модернизационном потенциале его не довести до уровня современного Airbus, а тем более до уровня МС-21, — уверен Роман Гусаров.
МС-21 — среднемагистральный пассажирский самолет нового поколения вместимостью от 163 до 211 пассажиров. Лайнер собирают на Иркутском авиационном заводе. Первый полет состоялся 28 мая 2017 года, а 15 декабря 2020-го самолет совершил первый полет с российским двигателем ПД-14.
Производимый в Иркутске МС-21 неоднократно попадал в поле зрения журналистов. В частности, телеканал «Звезда» в рамках программы «Военная приемка» рассказывал о создании компонентов для сборки лайнера в условиях санкций, а наши коллеги из издания 116.RU выяснили, чем он отличается от самолета Ту-214, который производят в Казани и который также призван заменить зарубежные аналоги на отечественном рынке.
Сертификационные испытания лайнер проводил в 2021 году, в частности в декабре самолет впервые сел в Иркутске на гражданском аэродроме — в городском аэропорту. В августе 2022-го машина совершила сотый полет с отечественными двигателями ПД-14 в подмосковном Жуковском.
Изначально предполагалось, что первые шесть серийных лайнеров МС-21 с отечественным двигателем ПД-14 будут переданы заказчикам в 2024 году. Тогда же, по заверениям главы Минпромторга России Дениса Мантурова, должно было начаться и серийное производство МС-21. Но вице-премьер РФ Юрий Борисов позже сообщил, что выпуск лайнеров могут отложить на 1–2 года из-за санкций западных стран.
В конце ноября 2022-го первый МС-21 получил ливрею авиакомпании «Россия». А в конце апреля 2023-го самолет перекрасили в новую ливрею ОАК для участия в международном авиасалоне МАКС-2023.
Кроме того, корпорация «Иркут» намерена в 2026–2027 годах ввести в эксплуатацию ангарный комплекс для технического обслуживания российских самолетов SSJ-100 и МС-21. Его разместят в Шереметьево. Предполагается, что «Аэрофлот» до 2025 года должен получить 18 самолетов МС-21. В число других эксплуатантов лайнера войдут также дальневосточная «Аврора» (хотя изначально говорилось, что авиакомпания не будет закупать иркутские самолеты) и белорусская «Белавия». Отметим, что в Белоруссии планируют производить комплектующие для обслуживания МС-21.
В апреле глава Ростеха Сергей Чемезов заявил РИА Новости, что государство будет субсидировать закупки МС-21 для отечественных авиакомпаний, за счет чего и снизится цена.
По информации источников газеты «Ведомости» в госструктурах, новый отечественный пассажирский самолет МС-21 будет стоить для российских авиакомпаний около 3,2 миллиарда рублей за штуку. Это примерно в два раза дешевле, чем сопоставимый по вместимости Boeing или Airbus. При этом в июне 2023-го появилась новая информация о стоимости российского лайнера — тогда его оценили уже в 4,3–4,6 миллиарда рублей, что дороже зарубежных аналогов.
Первый испытательный полет самолета МС-21, собранного полностью из импортозамещенных комплектующих, планируется в 2024 году, хотя изначально должен был состояться до конца 2023-го. Президент России Владимир Путин заявил, что в стране к 2030 году планируют произвести более тысячи отечественных самолетов и МС-21 — среди них. Недавно МС-21 успешно прошел тесты на безопасность при максимальной загрузке в 211 пассажиров.
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.