IRCITY

Подробнее
USD 92,01
EUR 98,72
Страна и мир Всё о Байкале мнение Спали в верхней одежде и под двумя одеялами. Журналист «ИрСити» рассказала, почему ехать на Байкал зимой — плохая идея

В самом туристическом месте — на острове Ольхон — этой зимой всё очень плохо с электричеством

Поездка на Ольхон за байкальским льдом в этом году стала для меня одним из тех приключений, которые я запомню на всю жизнь. Но это не те воспоминания, которые ты смакуешь словно вкуснейший десерт, а те, от которых рад бы избавиться, но не получится. Мы приезжаем на зимний остров уже третий год подряд, и, пожалуй, на этом сакральном числе и остановимся. Возможно, я странненькая, но тренировать навыки выживания мне нравится только в компьютерных играх. Приготовьтесь услышать историю жесточайшего разочарования.

В своей прошлой колонке я рассказывала, как мы с супругом правдами и неправдами искали на Ольхоне жилье. В последний момент нам подфартило: у друзей, с которыми мы планировали поездку, нашлась в Хужире знакомая женщина, она сдает домики и согласилась нас пустить за скромные 1200 рублей с человека. Всё равно что выиграть в лотерею миллион, учитывая, что Хужир входит в топ самых дорогих направлений в России. Конечно, мы согласились.

Для поездки выбрали будние дни, рассчитывая на то, что туристов будет поменьше. По крайней мере, за счет того, что основная часть жителей Иркутской области наведывается на Байкал чаще всего в выходные.

Рано утром за нами заехали друзья, и, когда мы пошли грузить вещи в машину, мы с мужем сначала немного удивились. В багажнике у ребят лежало два спальника. Мы немедленно на это отреагировали и вышутили все шутки (и даже немного залезли в кредит) про то, что они готовятся к худшему: ночевать в машине или под звездным байкальским небом прямо на льду. Кто бы знал, что потом мы будем им завидовать.

Подруга отправилась гулять прямо в спальнике

Хозяин небольшого гостевого домика на шесть комнат с порога нас предупредил: по всему острову проблемы с электричеством.

— Энергетики у нас в этом году отобрали мощности, целых 5 тысяч киловатт · час. Поэтому мы теперь ничего не можем обогреть, электроэнергия постоянно отрубается, пробки выбивает, так что, ребят, эт самое, не обессудьте, — сказал нам мужчина.

А затем провел в комнату, где нам предстояло ночевать. К нашему приезду в ней «натопили» обогреватель, но внутри было так, что не хотелось снимать ни обувь, ни куртку. Более того, сразу вспомнились спальники в машине у ребят, и подумалось, что в них сейчас было бы неплохо завернуться.

Но хозяин нам сказал, что, мол, ничего, мы привыкнем и будет приемлемо. А затем сделал еще одно важное предупреждение, которое имеет ключевое значение в моей истории.

— Вы, главное, не пугайтесь, когда свет вырубится. У нас такое бывает. Надо будет просто подождать пару минут, и всё включится обратно. Только вот когда на кухне будете чайник включать, обогреватель обязательно из розетки выключайте, иначе все тут без электричества останемся, — добавил мужчина.

Температура в общей кухне в домике

Что ж, мы покивали, переоделись и пошли смотреть на лед, искать пузырики, фотографировать ледяные скульптуры и безудержно гулять, пока не отмерзнет лицо. В эти дни в Иркутскую область нагрянули очередные холода, и пришлось надеть на себя сто кофт и штанов, чтобы можно было хоть сколько-нибудь продолжительное время находиться на улице.

Когда на острове село солнце, а мы окончательно вымерзли, было решено идти ужинать, а затем — в номер, чтобы греться и потихоньку готовиться ко сну. И тут нас ждал первый неприятный сюрприз.

Фестиваль ледяных скульптур в этом году удался

Несмотря на то что даже в самых популярных местах Хужира не было как-то чересчур многолюдно (в прошлом и позапрошлом году, например, у ледовых скульптур было вообще не протолкнуться), следовательно, людей на острове было не столько, сколько бывает на пике, поесть нам удалось лишь с четвертой или пятой попытки.

Первые несколько кафе были либо забиты под завязку так, что негде было присесть, либо не принимали заказы, потому что к ним на обслуживание заглядывали сразу целые группы и персонал не вывозил обслуживание даже их. В одном из заведений нам прямо сказали: «Заказы мы принимать не будем еще как минимум полчаса», хотя свободных столиков было даже несколько. Этот вопрос, кстати, поднимал на комитете в Заксобрании бывший вице-мэр Иркутска, а ныне депутат ЗС Дмитрий Ружников.

Отчаявшись, мы стали находить в 2ГИС все подряд кафе и звонить им с вопросами «Есть места? А заказы принимаете?» В одной кафешке неподалеку от нас ответили: «Приходите, только скорее, пока есть свободный столик!»

Что сказать, мы туда буквально бежали. И, кстати, правильно сделали, потому что на считаные секунды опередили еще одну компанию. Еще немного, и нам потребовался бы фотофиниш, чтобы определить, кто кого опередил, но мы были проворнее и ловко заняли последний на острове и во Вселенной свободный стол.

Туристов на Ольхоне оказалось гораздо меньше, чем мы ожидали и видели в прошлые два года

Заказ ждали долго, заплатили за него больше, чем того стоила еда, но в целом не остались голодными, стало быть, и на том спасибо. После ужина мы отправились в домик, чтобы отогреть свои замерзшие ноги и пальцы рук, но холод пробрался слишком глубоко за шиворот, а в номере было слишком прохладно, чтобы как-то исправить эту ситуацию.

Пока мы вечеровали — болтали и играли в Alias — свет в нашем номере вырубался 11 раз за несколько часов. Бывало, он действительно пропадал на пару-тройку минут, а временами мы сидели в темноте, подсветив лица фонариками в телефоне, по полчаса. Почему я так уверено говорю про то, сколько раз это было? Да потому что я считала и записывала, чтоб если душнить, то до конца.

Около часа ночи свет отрубился в очередной, двенадцатый раз. И, как вы могли бы догадаться по драматургии сюжета, не включился обратно ни через пару минут, ни через полчаса. Видимо, пробки выбило окончательно, и мир погрузился во мрак.

Сначала мы пытались шутить на эту тему (потому что больше ничего и не оставалось), но потом быстро поняли, что в комнате стремительно холодает. Отопление в домике напрямую связано с электричеством, и как только оно пропало, и без того прохладная комната стала еще более холодной.

Тут-то мы поняли, что придется спать в одежде. Я, например, легла в кровать в термобелье (лосины и водолазка), колготках и штанах, футболке, тельняшке и свитере, а внизу у меня было две пары носков. Закопавшись в два одеяла, я поняла, что мне всё равно холодно (а я вообще-то совсем не мерзляк), поэтому я укрылась сверху еще и своей зимней курткой, а чуть позже надела шапку. Друзья в это время завернулись в коконы спальники, укрылись парочкой одеял и в целом были рады своей предусмотрительности.

Такая температура была у нас в номере утром: это уже спустя пару часов после того, как снова включили свет и заработали обогреватели

Под этой горой вещей, одеял и под боком у мужа мне было нормально, но не так, чтобы я могла уснуть. В какой-то момент я на полном серьезе размышляла — можно ли замерзнуть насмерть, находясь пусть и в комнате, но неотапливаемой, и что станет с нашими телами, если все-таки можно. Еще у меня были мысли о том, как долго продержится без еды Фенекошка, которая осталась одна дома и про которую наши родные вряд ли вспомнят достаточно быстро. У них в связи с нашим безвременным уходом может появиться много других забот.

Подруга в этот момент тоже не спала и, возможно, тоже думала о судьбе своих трех котов, которые, как и Фенекошка, сидят одни и пока еще не научились сами себе готовить. Мы стали шепотом болтать и накидывать варианты, что можно предпринять в нашей безрадостной ситуации. В какой-то момент мы решили сходить на разведку и поискать что-нибудь, что нас спасет.

В общей комнате мы увидели, что свет вырубило не во всем доме. В туалете (он же душ, он же комната, в которой можно погреться) стоял и дышал чуть теплым воздухом тепловентилятор, который через удлинитель был подключен в розетку в другой части дома. Там электричество, очевидно, было. Что ж, мы без зазрения совести стащили его и протянули в свою комнату. Возможно, именно он и помог нам выжить.

Я, конечно, утрирую, но, как по мне, не должны люди за свои же деньги «отдыхать» в таких вот условиях. При этом я понимаю, что эта ситуация не вина людей, которые сдают домики в аренду. Последние несколько лет островитяне пользовались электроэнергией и всем всего хватало, а тут вдруг именно в этом году мощностей хватать перестало. Стопицот новых турбаз на острове я не заметила, так что скачка энергопотребления быть, по идее, не должно было.

Да, эта зима выдалась в нашем регионе холодной. Но все самые суровые морозы уже давно кончились. Так что разумного объяснения ситуации с таким отвратительным энергоснабжением острова я не вижу, и меня не убеждает история про рост турпотока. Последние пару лет он держится примерно на одном уровне.

Наплески на Ольхоне как всегда прекрасны

Страдают от этого энергодефицита обычные туристы, которые приезжают на Ольхон со всей страны, чтобы посмотреть на распиаренный байкальский лед. Весь расчет на то, что, вернувшись домой, они, преисполнившиеся, начнут взахлеб расхваливать друзьям и знакомым Байкал. Да так, что те слушать устанут, как прекрасно наше озеро. Но что путешественники будут рассказывать после вот такого уровня комфорта, какой он в этом году, догадаться несложно.

Кстати, в этой поездке у меня появилась еще одна история, демонстрирующая наш уровень гостеприимства. Чуть выше я уже упоминала, что поесть на Ольхоне в этом году было крайне проблематично. Очевидно, что местные заведения не справляются с турпотоком. Но есть и отдельные нюансы, которые «радуют» больше всего.

Новенькие туалеты прекрасного голубого цвета так потрясающе вписываются в ландшафт, что хочется плакать от такой красоты

В день отъезда мы зашли в одно проверенное заведение пообедать. Внутри не было никого, а на часах был ровно полдень. Мы посчитали, что все организованные группы сейчас как раз должны быть на экскурсиях, значит, мы нормально поедим.

Администратор прямо с порога выпалила: «Если успеете поесть до часу, то мы вас обслужим, а то потом к нам группы приезжают, надо их кормить». Мы согласились, потому что 60 минут для того, чтобы съесть салат и пару поз, должно хватить за глаза.

Салаты нам принесли достаточно быстро, а вот позы, разумеется, пришлось ждать, что в целом логично. Ближе к половине первого администратор, выпучив глаза, выбежала к нам и сказала: «Ой, мне сейчас позвонили и сказали, что группа приедет раньше, так что вам надо будет уйти в 12:40». А нам к тому моменту еще даже позы не принесли. Мы, естественно, занервничали.

В итоге горячие, только сваренные позы подали нам в 12:35, и мы, обжигая губы и языки, стали впихивать в себя еду, потому что казалось, что вот-вот персонал возьмет метлу и «выметет» нас оттуда. За пять минут, конечно, не уложились, но до прибытия группы успели.

Туристы строят ледовые пирамидки

Такое вот теплое и радушное ольхонское гостеприимство. «Приезжайте к нам еще!»

Как вы считаете, стоит ли ездить на Байкал зимой и есть ли там уровень сервиса, который соответствует здешним ценам?

Байкал всегда прекрасен, а остальное можно и потерпеть
Нет, лучше за те же деньги поехать в теплые страны, удовольствия будет больше
Предпочитаю ездить на Байкал одним днем, чтобы можно было сэкономить на жилье
Напишу свой вариант в комментариях
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.
ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции