Когда-то давно в Иркутске сделали очень простой, но эффективный ход для популяризации городских достопримечательностей — нарисовали на тротуаре обыкновенную зелёную линию, которая соединила 30 знаковых объектов друг с другом. Получился симпатичный пешеходный маршрут, по которому можно гулять полдня и рассматривать всё интересное, что есть в центре города. Увы, но сейчас «Зелёная линия» незаслуженно забыта городскими властями. И так получается, будто бы этот локальный пример отлично характеризует общее отношение к городу, который, прямо скажем, далёк от идеала.
Колонка впервые опубликована в разборе событий недели, который вышел на «ИрСити» 14 ноября.
Наша редакция писала о плохом состоянии «Зелёной линии» ещё в конце июня 2021 года. Автор того текста Олеся Погорелова отмечала, что довольно много участков маршрута далеки от идеала — где-то разрисованы стенды (а где-то, как возле памятника Ленину на пересечении одноимённой улицы с Карла Маркса, их вообще нет), где-то линия либо совсем стёрлась, либо находится на грани исчезновения.
«Как пояснили в пресс-службе администрации города, «Зелёную линию» обновляли в рамках волонтёрской акции и не все участки привели в порядок. Полноценное восстановление — покраска линии, замена стендов, — завершится к осени 2021 года», — говорилось в том тексте.
Но вот прошло лето. Уже даже осень почти вся прошла, снег выпал. А что же с линией? А с ней... ничего. Её по-прежнему местами будто бы и нет.
Вот так она выглядит на улице Ленина на участке от перекрёстка с улицей Горького до Иркутского авиационного техникума. Видите линию? А она там есть.
До перекрёстка ситуация не сильно лучше, но там хотя бы остались какие-то ошмёточки.
А возле памятника Ленину так до сих пор и не появился информационный стенд. Я не уверен, что большинство прохожих, глядя на фигуру вождя мирового пролетариата, сможет сказать, кто это такой и чем он знаменит, кроме того, что в его честь назвали целую улицу в Иркутске.
На Нижней набережной вместо зелёной полоски вообще какая-то весёлая тра-ля-ля. Видимо, рабочие, перекладывавшие плитку, понятия не имели, что это за чёрточки и для чего они тут нужны. А нарисовать новую не успели — благоустройство набережной и так успешно просохатили на 1,5 месяца.
Убитому тротуару на Декабрьских Событий — не менее убитую «Зелёную линию».
А на участке по улице Желябова вообще забыли её нарисовать. В 2020 году там ремонтировали дорогу и перекладывали тротуар. С тех пор там и осталась «проплешина».
По ощущениям показалось, что какую-то часть «Зелёной линии» всё-таки причесали, но «пустоты» на Ленина и Желябова просто убили остатки веры в то, что в Иркутске когда-нибудь всё станет хорошо.
Интересно было бы узнать причины, по которым мэрии не хватило двух месяцев лета и полутора — осени, чтобы доделать «Зелёную линию» целиком. Пресс-служба пока эту ситуацию никак не прокомментировала. Наверное, на то были какие-то веские причины. Например, если люди, которые ответственны за туристическое направление в городе, были очень-очень заняты планированием 25-километрового маршрута по Ангаре от плотины ГЭС до Боковской протоки.
Или, может быть, та часть администрации, которая курирует благоустройство, бегала по городу и изо всех сил подгоняла подрядчиков, срывающих сроки работ по городским паркам и скверам. На этом фоне «Зелёная линия» выглядит такой мелочью, которая обязательно потерпит.
Но мне кажется, что если эти причины и имеют какое-то значение, то оно явно не определяющее. Думаю, что во главе угла всё-таки стоит отсутствие любви к городу и желание делать его чуточку лучше всегда, когда это возможно.
Наши постоянные читатели тут же мне ответят: «Так ты, Даниил Конин, сам десятки раз говорил, что ты не любишь Иркутск. Тебе ли обвинять в этом других? Балаболка сетевая!»
И это действительно так. Я вправду не очень люблю Иркутск, он не откликается в моей душе, хотя я и признаю, что местами он мил и прекрасен. Даже по маршруту той же «Зелёной линии» я ходил и время от времени подбирал челюсть.
Но нелюбовь — со стороны властей — может проявляться в мелочах. В недоделанной «Зелёной линии». В грязных фасадах домов в центре города. В разбитых дорогах и тротуарах. В старых деревянных домах, которые молят о помощи, но не получают её. Все эти мелочи в совокупности дают грустную картину, на которой изображён неприкаянный и никем не любимый город. Который наверняка хочет, чтобы его полюбили и обратили внимание на застарелые проблемы.
Если власти не могут проконтролировать восстановление нескольких небольших участков пешеходного маршрута, найти несколько волонтёров и купить им десяток банок краски, кучу кистей, валиков и бумажной липкой ленты, то как можно говорить о какой-то любви со стороны тех, кто несёт ответ за всё это? Как можно быть уверенным, что прожектируемый маршрут по Ангаре не заглохнет, так и не начавшись? О каком глобальном развитии может идти речь, если не получается доделать даже пустячные вещи?
Я не люблю Иркутск, но мне очень хочется, чтобы он становился хоть немножечко лучше. И для того, чтобы это произошло, я готов не только критиковать всё на свете и быть «сетевой балаболкой».
Обращаюсь к городской администрации: уважаемые, дорогие чиновники! Если вдруг вы всё-таки надумаете поискать волонтёров для восстановления «Зелёной линии», свяжитесь со мной, пожалуйста. Напишите нам на редакционную почту, позвоните мне на телефон (уверен, вы сможете его найти при желании). Дайте краску и кисти — и я в любое время найду возможность, чтобы вам помочь.