НОВОСТИ
23 ОКТЯБРЯ
22 октября
21 октября
20 октября
19 октября

«Министр секонд-хенд»

Фото: Яна Ушакова

В последние дни 2016 года правительство Иркутской области решило обновить одно из самых критикуемых ведомств – министерство жилищной политики, энергетики и транспорта. На смену Андрею Капитонову, активно поддерживавшему на выборах губернатора Сергея Левченко, пришёл Артур Сулейменов – человек из окружения экс-главы Приангарья Сергея Ерощенко. Ведомство получило нового старого министра. Случай несколько курьёзный. Эксперты-политологи спокойно встретили «новую» личность в областном правительстве, при этом указав на сильнейший кризис в кадровой политике власти.

«Но Артур Сулейменов – профессионал»

У Артура Сулейменова внушительный послужной список в сфере авиационного транспорта, в правительстве Приангарья он работал заместителем министра жилищной политики, энергетики и транспорта. В августе 2013 года губернатор Сергей Ерощенко разделил ведомство, создав отдельное министерство транспорта и поставив во главе него Сулейменова. Как отмечал тогда Ерощенко, «самая главная проблема – найти людей, которые могли бы решать задачи в существующей сейчас обстановке в сфере транспорта Иркутской области. Но Артур Сулейменов – профессионал».

Спустя 14 месяцев Ерощенко упразднил созданное им же самим министерство, заодно уволив с поста Сулейменова. Оказалось, что мера губернатора не принесла положительных результатов, порядок не навела и вообще была признана неэффективной. Ведомство срослось обратно — в единое министерство жилищной политики, энергетики и транспорта.

После победы на выборах губернатора в 2015 году Сергей Левченко провёл ожидаемые кадровые перестановки. В октябре министерство возглавил его сподвижник Андрей Капитонов, который 5 лет руководил Ангарским муниципальным образованием. Как показало время, такой шикарный подарок от главы региона не принёс Капитонову удовлетворения.

В конце 2015 года, когда он только начал разбираться с региональным жилищно-коммунальным хозяйством, властям удалось несколько сгладить последствия банкротства «Облкоммунэнерго» и обосновать «разморозку» тарифов ЖКХ возможностью строить школы и детские сады.

Рудногорск стал предвестником более драматичных проблем с отопительным сезоном. Почему ситуация в Вихоревке, обнажившаяся ещё в феврале 2016 года, не была решена к 2017-му, вызывает недоумение. Главный государственный жилищный инспектор России Андрей Чибис был очень резок в оценках, заявив о «никчёмности местной власти». Попало министру и за проблемы с подачей тепла в посёлках Эдучанка Усть-Илимского района и Алексеевск Киренского района. Сообщения о риске срывы отопительного сезона пришли ещё из нескольких районов Приангарья. Причины точно неизвестны, но 22 декабря договор с Капитоновым был расторгнут. Почему в предпоследний день 2016 года на должность министра жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области назначили Артура Сулейменова, устроившегося после расформирования минтранса замом главы Катангского района, в официальном пресс-релизе областного правительства не было ни слова. Вместо этого – четыре абзаца биографии.

Для редактора «Байкальских вестей» Юрия Пронина очевидно, что Сулейменов – опытный специалист и руководитель: «Вызывает некоторые вопросы тот факт, что он не просто работал в правительстве бывшего губернатора Сергея Ерощенко, но и был из его круга. Но я бы не стал торопиться с оценками, ведь такие назначения бывают и эффективными. Есть некоторое непонимание и некоторые сомнения, но посмотрим, что будет дальше. Тем более, как я понимаю, губернатор стремится расширить свою политическую базу, политическую опору в регионе. Такой курс предполагает в том числе назначение людей, которые изначально не были с тобой в ближайшем окружении».

Как заметил Пронин, министерство транспорта было упразднено отнюдь не по вине Артура Сулейменова: «Предыдущий губернатор посчитал, что предмета регулирования, под которое нужно выделять целое министерство, нет, поэтому министерство транспорта и исчезло. О неудовлетворительной оценке деятельности Сулейменова речи не шло».

«Кадровой политики в регионе нет»

Возвращение к человеку из команды бывшего оппонента по выборам свидетельствует о глубоком кризисе в кадровой политике, точнее об её отсутствии, уверен генеральный директор «Байкальского аналитического центра» Сергей Ильин.

«Это не проблема Левченко или Ерощенко. Это проблема кадровой политики в Российской Федерации как таковой. Система кадрового резерва просто не работает. Как туда люди попадают? Они просто покупают рекомендации. Так же попал туда и бывший министр жилищной политики Евгений Селедцов. Какой он министр, все увидели. Подбором, расстановкой, отслеживанием существующие кадровые службы заниматься не могут в силу низкой компетентности и функциональных ограничений», — пояснил собеседник агентства.

Ильин также заметил, что работать в такой кризисной и конфликтной сфере, как жилищно-коммунальное хозяйство, не всякий сможет, да и не каждый захочет: «В ситуации с Вихоревкой бывший министр Капитонов был отдан, как говорится, на заклание, потому что так всегда – кто-то должен отвечать. Но чаще всего саму проблему это не решает. Региональным властям нужно серьёзно заняться проблемой, проанализировать её, найти испорченные механизмы и сменить не только винтики, но и, может быть, что-нибудь посерьёзнее».

Политолог не стал оценивать Сулейменова с точки зрения управленца, подчеркнув, что новому министру нужно дать возможность проявить себя.

«Не такая уж это должность, ради которой биться стоит. Есть такое понятие «тёплое место», так вот это не самое «тёплое место», хоть и сфера ЖКХ. Не будем заранее навешивать ярлыков, пусть решит проблему и хотя бы до конца зимы не допустит подобного (ситуации с Вихоревкой и другими северными посёлками — ред.)», — отметил Ильин и добавил, что, возможно, решение таких вопросов ускорилось бы, если бы расширились полномочия региональных властей по надзору.

«Сулейменов займётся тем, что на земле, а не на небесах»

Блогер и политолог Сергей Шмидт заметил, что не доверяет высказываемым версиям о том, что Сулейменова с его авиационно-транспортным происхождением взяли во власть для работы в проектах, связанных с аэропортом.

«Аэропорт – самый лакомый актив, который находится в управлении регионального правительства, ничто с ним в области не сравнится. И все – от губернатора до последнего работника в аэропорту – понимают, что с ним что-то надо делать, как-то развивать. И поскольку это бриллиант в оправе иркутской региональной власти, то, думаю, с ним будут работать люди, которым абсолютно доверяют губернатор, председатель правительства и их ближайшее окружение. Учитывая, что новый старый министр работал в команде Ерощенко и прежде никогда не мелькал с людьми из нынешней власти, не в аэропорте дело. Просто это такая интересная провокация. Сулейменов будет заниматься тем, что на земле, а не на небесах», — пояснил Шмидт.

По его мнению, мало грамотных управленцев, которые «знают, где в «сером доме» туалет, а где столовая, то есть которые уже там работали и быстрее войдут в курс дела».

«По поводу назначения Сулейменова никакой инсайдерской информации у меня нет. Скажу, что это очередное, хотя и достаточно неожиданное свидетельство того, насколько коротка скамейка запасных в административной элите. Это явление я называю «министр секонд-хенд». Это специфическая черта нашей политической жизни: у нас могут бороться друг с другом политики, бизнес-группировки, но победителям всегда в основном приходится опираться на одни и те же административные кадры. Обычно никаких существенных кадровых изменений от перемен власти не происходит, потому что, видимо, не с кем иметь дело», — пояснил Шмидт, подчеркнув, что транспортник не обязательно будет плохим министром ЖКХ.

Перемешивание кадров в региональной власти – это увлекательное зрелище для всех, кто следит за жизнью области. И почти выдёргивание Артура Сулейменова из администрации Катангского района и назначение его новым министром жилищной политики, энергетики и транспорта, возможно, стало временным перемирием между командами Сергея Левченко и Сергея Ерощенко. Но у Сулейменова, каким бы профессионалом своего дела он ни был, на этот раз шире сфера ответственности, больше головной боли. Каждый год в сфере ЖКХ обнаруживаются громадные дыры, в Байкальске не решается проблема с теплоисточником, авиаперевозчики не могут поделить субсидии и северные города. На всё это нужны нервы, время и деньги.

Добавить отзыв
Добавить фото

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

Добавить