IRCITY
Погода

Сейчас+5°C

Сейчас в Иркутске

Погода+5°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +2

3 м/c,

зап.

725мм 56%
Подробнее
USD 92,01
EUR 98,72
Город мнение Очень странные деньги

Очень странные деньги

С деньгами всегда так. Никогда не знаешь, где прибудет, а где убудет, и хорошо это или плохо. Никакой стабильности.

На минувшей неделе замгенпрокурора Дмитрий Демешин вынес очередное предостережение в адрес большого «серого» дома. На этот раз предметом его критики стала неочевидная эффективность особой экономической зоны «Ворота Байкала». После этого губернатор Иркутской области Игорь Кобзев потребовал разобраться, что там вообще происходит.

Колонка впервые опубликована в субъективном разборе событий недели, который вышел на «ИрСити» 2 мая.

Демешин за последние несколько месяцев стал настоящей звездой иркутского медиапространства. Он занимает пост заместителя Генпрокурора с 2019 года, но почему-то именно в 2021-м стал под микроскопом разглядывать Приангарье: то минздрав, то минобр, то минстрой, то минлеса. В этот раз он присмотрелся к ОЭЗ, за которую отвечает минэкономразвития.

История турзоны не такая простая, как хотелось бы. Она существует уже 13 лет, а видимые подвижки начались после того, как управление ею передали на региональный уровень. Якорный резидент – горнолыжный курорт «Гора Соболиная», история которого начинается в далёких 70-х годах. Сегодня это как будто единственная компания, где что-то происходит. Но вообще-то стараются все. Например, на странице ОЭЗ в Facebook (запрещённая в России экстремистская организация) есть объявление за март о наличии 18 земельных участков для потенциальных инвесторов.

У «серого» дома даже есть крутые планы: до 2023 года тут должны появиться канатная дорога, турбаза и гостиницы, стоимость проектов составляет 2,4 миллиарда рублей. Столько же регион планирует вложить в инфраструктуру. То есть нельзя сказать, что Иркутская область сидит, сложа ручки, нет, потихоньку всё-таки работу работает. Поэтому предостережение Демешина такое неожиданное. А он ещё и приводит любопытную статистику от Минэкономразвития России.

По оценке МЭР, эффективность турзоны в 2018 году составила 58%, в 2019-м – 48% (по 2020-му данных нет). Из восьми зарегистрированных резидентов фактически работает один, из 22 объектов инфраструктуры, строительство которых планировалось в 2012-2021 годах, ни один не введён в эксплуатацию, три объекта находятся в процессе строительства, сроки которого продлены до 2027 года.

А ещё уточняется, что по результатам оценки эффективности ОЭЗ за 2018-й, 2021-й и 2025 годы предусмотрена финансовая ответственность в виде возврата федеральных денег, выделенных региону на развитие турзоны.

Думаю, не только правительство напряглось, но и всё Приангарье. Потому что после таких заявлений замгенпрокурора могут появиться тягостные мысли, что «Ворота Байкала» - это такая дыра, в которую утекают деньги.

Простите, вырвалось.

На следующий день правительство региона выпустило релиз, где губернатор Игорь Кобзев поручил минэкономразвития в течение месяца проанализировать, «почему ОЭЗ не развивается и число резидентов не растёт».

Тут хочется сделать умное лицо и сказать, что зоны с особым экономическим режимом вообще-то должны строго контролироваться, и отчётность по их эффективности должна быть на руках у специалистов регионального минэка в любой момент. Но раз глава региона даёт срок – месяц, значит ему виднее. Возможно, это связано со сроками ответа на предостережение замгенпрокурора. Надо же доказать Демешину, что всё под контролем, а ОЭЗ - не дыра, а место, где, да, трудно, но, несмотря на это, всё цветёт и пахнет.

Так или иначе, за «Ворота Байкала» надо браться всерьёз и надолго. Помните же, что у губернатора есть идея включить в ОЭЗ ещё три байкальских локации: Листвянку (где – «Аааааа!» - что происходит), остров Ольхон (где-таки начали строить первую асфальтовую дорогу, но надо делать это аккуратненько, на цыпочках и шёпотом) и Большое Голоустное (которое уже раз включали в ОЭЗ, но ничего не получилось, возможно, в этот раз концепцию развития посёлка пересмотрят, потому что место там и правда крутое).

Правда, если по турзоне в одном Байкальске столько вопросов с деньгами и эффективностью, как будем решать эти же проблемы ещё в трёх местах? Пока это выглядит как красивая мечта об очень далёком и очень светлом будущем, потому что сегодня свободных денег у региона на развитие нет. Бюджет ужимают, власти берут кредиты.

Глава региона даже собрался на переговоры с федеральным центром о предоставлении очередного бюджетного займа. Для этого нужно, чтобы на счетах не было остатка, а, по данным регионального минфина, местные бюджеты в первом квартале получили профицит в 3,6 миллиарда рублей, и теперь должны спешно эти деньги потратить (это после заявлений главы ассоциации муниципальных образований Вадима Семёнова о хроническом недофинансировании территорий!).

Понимаете? С деньгами всегда так. Никогда не знаешь, где прибудет, а где убудет, и хорошо это или плохо. Никакой стабильности.

У Винни-Пуха были абсолютно те же проблемы с мёдом.

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем