Политика Отставка Левченко и конфликты в «Единой России» - политические итоги года

Отставка Левченко и конфликты в «Единой России» - политические итоги года

Какими политическими событиями запомнится 2019 год и что можно ждать от 2020-го.

В 2019 году Иркутская область пострадала от катастрофического наводнения. От последствий регион сможет оправиться нескоро, но есть программа восстановления, сроки и бесперебойное финансирование. Как показало время, эта чрезвычайная ситуация не только объединила людей в преодолении горя, но и определила дальнейшую судьбу региональной власти.

Нашла коса на камень, и камень победил

Начнём с конца года. 12 декабря губернатор-коммунист Сергей Левченко подал в отставку, что оказалось довольно неожиданным, поскольку буквально на днях глава региона работал в обычном графике, с весны 2018 года он несколько раз заявлял о своих планах переизбраться на второй срок, а на слухи о скорой отставке отвечал: «Спите спокойно».

Для местных коммунистов это стало настоящим ударом. Даже политические оппоненты, кажется, не совсем были готовы к такому повороту событий. Например, глава регионального отделения «Справедливой России», депутат заксобрания Лариса Егорова была уверена, что Левченко «продержится до выборов».

Коммунисты утверждали, что губернатора «выдавили», сам он называл как минимум три силы, которые могли повлиять на решение об отставке – лесная мафия, вертикально-интегрированные структуры и «Единая Россия».

Экс-губернатор Иркутской области Сергей Левченко

«Кто заинтересован в том, чтобы вернуться к прежней ситуации, к мутной воде? Криминал — компании, которые добывали ресурсы, не были зарегистрированы в качестве налогоплательщиков и по карманам своим деньги прятали. «Единая Россия» заинтересована в том, чтобы вернуть? Заинтересована. Это вторая сила. Заинтересованы те, кто не платил налогов, олигархи, вертикально-интегрированные структуры, вернуться к вольнице? Заинтересованы», - заявил Левченко.

Эксперты посчитали, что Левченко ушёл не просто так. «Я считаю эту отставку всё-таки политически мотивированной. Будут объяснять, что Тулун – это причина, но для меня Тулун – это повод, а причина – его принадлежность к неправильной партии, КПРФ, и тот факт, что он избрался помимо воли Кремля», - комментировал событие руководитель «Политической экспертной группы», Константин Калачёв.

По словам политолога Сергея Шмидта, «было давно понятно, что Кремль не допустит второго срока Сергея Георгиевича». «Коса нашла на камень, камень победил. Это была такая теневая конкуренция, борьба, но аргументы власти оказались для самого губернатора сильнее», - заметил эксперт.

«То, как власти Иркутской области занимались решением вопроса [с Тулуном] стало последней каплей в изменении позиции Кремля [по поводу того], что Левченко надо отправлять в отставку. Дальше уже был вопрос техники, как сделать так, чтобы эта отставка состоялась», - заявлял Евгений Минченко. «Могу сказать, с точки зрения демократических институтов сегодняшнее решение со знаком минус, нежели со знаком плюс. Вообще всё решается на выборах, а не в кремлёвских коридорах», - подчёркивал иркутский политолог Алексей Петров.

Получается, что тулунская трагедия, которая стала для исполнительной власти экзаменом на эффективность, определила отношение Кремля к Левченко. Президент России Владимир Путин на своей ежегодной пресс-конференции заметил, что поначалу губернатор работал довольно активно.

«Ситуация, которая сложилась (по ликвидации последствий наводнения – ред.), слишком сложна для того, чтобы работать не спеша. А там уже выборы на носу. Я ведь не сразу начал принимать отставку, посмотрел, что происходит», — говорил Путин. Но сейчас, по его мнению, нужен человек, способный ликвидировать последствия ЧС оперативно.

Кобзев и правительство

Этим человеком стал замглавы МЧС Игорь Кобзев, назначенный временно исполняющим обязанности губернатора Иркутской области в день отставки Левченко. 13 декабря его представили членам правительства и депутатам заксобрания. На этой встрече Кобзев заявил, что сам он трудоголик и никого насильно задерживать не будет.

На следующий же день врио уже работал в пострадавших от паводка Тулуне и Нижнеудинске. А на первом совещании раздал первых волшебных пенделей. За несколько неделей правления он встретился, кажется, со всеми ключевыми политическими игроками, в том числе с главой ЗС Сергеем Соколом и мэром Иркутска Дмитрием Бердниковым, посетил площадку строящегося Центра бенди, несколько больниц, параллельно присматриваясь к членам правительства.

Первыми, кого он взял в своё плаванье, стали председатель правительства Руслан Болотов, первый вице-губернатор Владимир Дорофеев, министр финансов Наталия Бояринова и министр соцразвития, опеки и попечительства Владимир Родионов. Последние двое – настоящие долгожители, так как беспрерывно занимают свои посты с середины 2012 года. Все четверо будут исполнять обязанности вплоть до вступления в должность нового главы региона, которого изберут осенью 2020 года.

С остальными Кобзев заключил контракты лишь на 3 месяца. Большинство министров остались на своих местах, в некоторых ведомствах – руководящие должности достались заместителям.

Политолог Сергей Шмидт охарактеризовал обновлённый состав как «временное сбалансированное правительство», при этом подчеркнув, что ничего удивительного в сохранении большинства ключевых чиновников нет. «Человек работает 2 недели в регионе, у него масса консультантов, эксперты, но новое правительство мы могли бы увидеть, если бы он привёз целую команду. Но откуда она возьмётся, если он в МЧС работал?» - сказал он.

При этом, по мнению эксперта, была вероятность, что два-три ключевых поста займут приезжие люди. «У нас не любят варягов. Но Иркутская область погрязла в самой себе, её надо расшатывать и бодрить. И это могут сделать только приезжие люди», - подчеркнул политолог.

Он также заметил, что в правительстве есть «категория незаменимых чиновников», которые работают «при всех губернаторах». В частности, это Бояринова, которую эксперты назвали «иркутской Набиуллиной». По мнению Шмидта, «абсолютно политически верным решением» стало переназначение министра сельского хозяйства Ильи Сумарокова - внука гендиректора «Усольского свинокомплекса», депутата заксобрания от КПРФ Ильи Алексеевича Сумарокова. «Это свидетельство того, что врио готов сохранять преемственность, что он пришёл не для продолжения конфронтации и конфликтов», - пояснил политолог.

Для Алексея Петрова кадровые решения Кобзева также были предсказуемыми. «Это, на самом деле, может говорить о том, что Игорь Иванович временно сюда приехал. Он приехал для решения конкретных задач, он поработает с местной политической элитой, и, если почувствует и федералы почувствуют, что он укрепится здесь, и у него у самого появится интерес к региону, тогда, конечно, команда может быть усилена. А сейчас он должен организовать работу, чтобы термин «не спеша» поменялся на «быстро, оперативно и качественно», - подчеркнул политолог.

«Совсем новых людей мы не видим, это люди, которые знают, чем должно заниматься конкретное министерство, и, кроме того, показана преемственность. Это хороший знак для новой власти: хоть человек военный, но он шашкой рубить не стал», - добавил эксперт.

Министром, наверно, самой проблемной отрасли региона – лесного комплекса – стал в прошлом Братский природоохранный прокурор, а потом – начальник отдела по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики и охраны природы прокуратуры Иркутской области Дмитрий Петренёв. На вопрос журналистов, какие задачи стоят перед экс-прокурором, врио ответил коротко: «Легализация».

Алексей Петров заметил, что после скандала с экс-министром Сергеем Шевердой, который является фигурантом уголовного дела по незаконным рубкам в госзаказнике «Туколонь», можно было ожидать, что ведомство возглавит «человек в погонах».

Сам Кобзев не устаёт подчёркивать свою особую миссию в регионе. «Безразличие, формализм, можно много других качеств назвать, которые характеризуют власть. Я страницу перевернул и сказал, что не буду никого осуждать. Это истории тех, кто будет здесь жить и кому люди будут смотреть в глаза. У меня другая история: из кризиса вывести так, чтобы население поняло, что власть есть, что она рядом и всегда подставит плечо и поможет», — подчеркнул на одном из совещаний врио.

При этом он активно и живо реагирует на диалог с местными чиновниками. Как пример – просьба руководителя комитета по градостроительству администрации Иркутска Александра Кима снизить уровень софинансирования для областного центра - сейчас он такой же, как у Иркутской области – 50%. По словам Кима, из-за этого по сути не работает закон о статусе административного центра и Иркутск может не получить из областной казны 1,3 миллиарда рублей. «Ну вы сначала свой бюджет примите», - ответил на это Кобзев.

Демонстрация власти

Вот как раз с принятием бюджета в Иркутске и не задалось. Работа над главным финансовым документом превратилась в выяснение, у какого органа власти – исполнительного или представительного – этой самой власти больше.

Бюджет Иркутска на 2020-2022 годы был внесён в гордуму в конце ноября, вместе с ним представлялись и новые муниципальные программы, которые, как многократно утверждала мэрия, синхронизированы с национальными и региональными проектами.

Депутаты встали в позу и не стали принимать программы, отправив их на доработку, а с бюджетом и вовсе вошли в клинч с мэрией. Прошерстив строчки расходов, городские парламентарии не увидели свои принципиальные объекты, но зато нашли, где можно отрезать, и предложили поправки на 600 миллионов рублей. Мэрии это, естественно, не понравилось. Но в день, когда в город прилетел врио губернатора, дума приняла бюджет с депутатскими поправками, несмотря на сопротивление администрации. После этого в дело вмешалась прокуратура.

Мэрия пыталась всё-таки протолкнуть свой бюджет и предложила поработать над замечаниями народных избранников в первом квартале 2020-го, но депутаты на это плюнули и за 4 дня до конца года приняли свой бюджет во второй раз. Теперь у мэра есть всего 7 дней, чтобы подписать документ.

Но на этом дело не заканчивается. История с бюджетом стала результатом довольно длительного противостояния депутатов и мэрии. За этим конфликтом, по мнению экспертов, стоят амбиции и неумение договариваться. Не исключают аналитики и обычную личную неприязнь.

По мнению вице-мэра Виктора Ешеева, причина конфликта кроется в том, что «кто-то из депутатов хочет возглавить город» и поэтому они хотят «обесценить работу» Дмитрия Бердникова.

Супермэр

Вы спросите, о каких амбиция идёт речь? Дело в том, что в октябре Законодательное собрание Иркутской области приняло закон об изменении процедуры избрания мэра областного центра. Напомним, что в 2014 году региональный парламент отменил прямые выборы мэра Иркутска, определив, что он теперь будет избираться из числа депутатов. Весной 2015-го так был выбран Дмитрий Бердников. Его полномочия истекают в марте 2020-го. Как раз к этому времени в Иркутске опять всё решили поменять.

Инициаторами стали депутаты двух фракций в ЗС - КПРФ и ЛДПР – Андрей Андреев и Дмитрий Бриток соответственно. Альтернативой этому было возвращение прямых выборов – законопроект внёс бывший губернатор-коммунист. О том, как шла «заруба» по этим и не только законопроектам, можно прочесть в специальном репортаже.

Так или иначе, но в мае ЗС поддержало законопроект, а на площадке рядом с мэрией прошёл митинг против этого, плавно перешедший в акцию за возвращение прямых выборов и в поддержку Дмитрия Бердникова. По словам Сергея Шмидта, для Бердникова прямые выборы предпочтительнее, чем сити-менеджер, - есть все шансы их выиграть.

Осенью региональный парламент стремительно принял закон, в тот же день он был подписан губернатором и опубликован. Это общественность расценила почти как предательство. Ведь иркутяне избирали депутатов, помня, что любой из них может стать мэром. Хоть так, но граждане могли повлиять на избрание власти.

Теперь же жителей областного центра практически исключили из этого процесса. Кандидат в мэры будет проходить двойной фильтр – сначала конкурсную комиссию, а потом уже думу. Изначально предполагалось, что губернатор и гордума будут формировать эту комиссию пополам. Сейчас дума разрабатывает положения о конкурсе, а также готовится к публичным слушаниям, которые состоятся 13 января.

Внутри «Единой России»

Для одного из претендентов на пост мэра – действующего градоначальника Дмитрия Бердникова – ситуация довольно неясная. Ни в думе сейчас он не пользуется популярностью, ни фактически вернувшая своё лидерство в регионе «Единая Россия» его не жалует.

Вообще ситуация для Бердникова накалилась во время муниципальной избирательной кампании. Тогда стало понятно, что с новым руководителем регионального отделения «Единой России» Сергеем Соколом отношения далеки от тёплых. Стоит вспомнить тут и демарш Бердникова и его команды на праймериз ЕР к выборам в гордуму. Ну и упомянутый выше митинг за Бердникова стал местом, где в сторону заксобрания во главе с Соколом вылили ушат грязи.

Дело дошло до того, что в регион прибыл секретарь генсовета Андрей Турчак, который, ослепительно улыбаясь на камеры и почти силой сдвигая Сокола и Бердникова друг к другу, заверял журналистов, что конфликта между этими двумя единороссами нет. А сами Сокол и Бердников это подтверждали.

Муниципальная кампания уже привычно прошла под знаком жалоб на незаконную агитацию, подвозы избирателей и скупку голосов. А после выборов 8 сентября некоторые уже избранные депутаты не раз жаловались на агрессивный административный ресурс, который развернула против них администрация.

Председатель думы Иркутска Дмитрий Ружников

Бердников сумел провести в думу всего семь своих депутатов, а сам после затянувшегося гробового молчания отказался от мандата. На установочном заседании главой думы стал беспартийный Дмитрий Ружников, хотя политсовет ЕР во главе с Бердниковым поддержал выдвижение на этот пост Евгения Стекачёва. Сказать, что это всех шокировало, значит ничего не сказать. Эксперты отметили, что избрание Ружникова – это результат договорённостей местных элит. А Стекачёв назвал предательством.

Вице-спикерами стали два члена фракции КПРФ, руководитель фракции ЕР и самовыдвиженец. Последний – это Андрей Лабыгин, человек с богатым опытом работы в представительных органах власти, а также инициатор отмены прямых выборов мэра. Лабыгин поддерживается администрацией и мог бы влиять на принятие ключевых решений. Но за месяц, судя по всему, внутри ЕР что-то поменялось, и Андрея Лабыгина в мгновение ока сняли с поста зампреда и также стремительно избрали на это место ранее преданного Стекачёва. Он-то и стал одним из ярых противников внесённого мэром бюджета (что было с документом дальше вы уже знаете).

На сегодня формально о конфликте внутри партии никто не говорит. Но под конец года восемь депутатов фракции ЕР в гордуме преподнесли Бердникову славный подарочек, пожаловавшись на него Соколу.

Что впереди?

В 2020 год мы вступаем хоть и с гордо поднятой головой, но с чётким пониманием, что покой нам уже даже сниться перестанет. Как минимум, жителей региона ожидают две ярких избирательных кампании.

Первая – как будто и не кампания вовсе. Речь идёт об избрании мэра Иркутска по новым правилам. По оценкам экспертов, после окончания полномочий Бердникова сразу избрать нового главу, скорее всего, не удастся. В первую очередь, это связано чисто с техническими моментами. Политическими разборками именно в процессе разработки положений о конкурсе и изменений в Устав города пока что не пахнет, но 13 января пройдут публичные слушания, которые могут стать местом реального волеизъявления народа.

Пока что на пост сити-менеджера претендентов не так много. Это Дмитрий Бердников, который пока не давал никаких комментариев по поводу своих планов, спикер гордумы Дмитрий Ружников, за которым стоит политический тяжеловес Александр Битаров и который уже успел осторожно рассказать о своих амбициях, а также Евгений Стекачёв, который полтора года возглавлял иркутский парламент, как-то раз назвал своим наставником Андрея Лабыгина и довольно ярко и уверенно работает депутатом сейчас.

Но вообще по правилам свою кандидатуру может выдвинуть любой желающий. Нужно лишь соответствовать критериям, которые станут известны уже в следующем году.

Вторая кампания более масштабная. 13 сентября в Иркутской области состоятся плановые выборы губернатора. Кандидатов на пост главы региона пока тоже немного. Первым был сам Сергей Левченко. Но из-за неожиданной отставки его участие в кампании под вопросом. Так – неопределённо – по крайней мере, отвечает сам первый секретарь обкома. По его заверениям, у юристов нет однозначного ответа, возможно ли это.

Эксперты не раз заявляли, что у коммунистов довольно мало сильных кандидатов, но раньше это касалось муниципальных кампаний. Теперь это можно говорить и о губернаторских выборах-2020. Возможным претендентом из стана КПРФ называют депутата Госдумы Михаила Щапова, который работает - на радость всем - усердно, активно и постоянно об этом отчитывается.

От «Единой России», по мнению экспертов, может пойти и глава заксобрания Сергей Сокол. По крайней мере, трудно предположить, что на возвращении влияния ЕР в регионе его миссия закончится. Говорить об участии врио Игоре Кобзеве пока рано. Человек только начал работать и, кажется, мало интересуется политическими играми, направив всё своё внимание на решение хозяйственных проблем. Но нужно всегда помнить о довольно частых победах назначенных из Кремля врио на субъектовых выборах.

Вполне вероятно, что и мэр Иркутска Дмитрий Бердников может претендовать на «повышение» до губернатора. Но для этого ему не хватает узнаваемости в территориях, хотя в областном центре, где живёт четверть избирателей, его позиция довольно крепкая.

Кроме того, будут и муниципальные кампании. Например, выборы мэра Черемхово. Здесь нужно помнить, что действующий градоначальник Вадим Семёнов считается самым популярным, эффективным и, наверно, любимым мэром города шахтёров, является идейным единороссом и способен довольно смело вести себя по отношению к региональной власти.

Также планируются выборы мэра Ангарского городского округа. Сейчас этот пост занимает единоросс Сергей Петров. С его именем вспоминают несколько неприятных историй – с местными перевозчиками и контрактами администрации со связанной с мэром компанией. Можно предположить, что в Ангарске коммунисты смогут выставить сильного кандидата, но сможет ли он преодолеть негативный фон, который так или иначе будут связывать с партией бывшего губернатора, непонятно.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
Красавицы из Гонконга жаждут любви. Как журналист перехитрил аферистку из Китая — разбираем мошенническую схему
Никита Путятин
Корреспондент MSK1.RU
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Мнение
«Никто не спрашивает мать: „Как вы?“». Иркутянка рассказала, через что прошла, когда ее сын решился на самое страшное
Анонимное мнение
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
«Мурашки бегут по коже». Иркутянка побывала в Камбодже и рассказала, почему ее стоит посетить хотя бы раз в жизни
Алина Ринчино
журналист ИрСити
Рекомендуем
Объявления