Президент России Владимир Путин с 21 сентября объявил частичную мобилизацию граждан. В Иркутской области планировалось призвать около 5 тысяч человек. Как сообщал на прошлой неделе военный комиссар региона Евгений Фуженко, все мероприятия по призыву в Приангарье выполнили до 29 сентября. Тем не менее вопросы у граждан до сих пор остаются. Сегодня губернатор Игорь Кобзев в прямом эфире в соцсетях ответит на обращения по частичной мобилизации.
Факты о частичной мобилизации в Иркутской области
Всем здравствуйте! Начинаем нашу онлайн-трансляцию. Перед прямым эфиром губернатора давайте определим, что известно о частичной мобилизации в Иркутской области.
Всего в Иркутской области планировалось набрать около 5 тысяч человек. Все мероприятия по частичной мобилизации завершили до 29 сентября.
По информации правительства Иркутской области, подавляющее большинство из набранных мужчин — представители рабочих профессий.
Первых мобилизованных отправили из Иркутска 27 сентября. На сегодня новобранцы размещены в учебных центрах в Новосибирской и Кемеровской областях.
В Иркутской области работает горячая линия по вопросам мобилизации. Звонить нужно на номер 122.
С 10 октября власти начали выплачивать по 100 тысяч рублей семьям мобилизованных.
Регион за свои деньги закупает дополнительную экипировку для мобилизованных. Что входит в перечень и кто является поставщиком — можно прочесть здесь.
Кроме того, собрали тексты, которые могут быть полезными.
указ военного комиссара Иркутской области о частичной мобилизации;
инструкция о том, что делать, если вручили повестку;
полезные номера телефонов, куда можно обратиться, если считаете, что вас призвали ошибочно;
справочник по частичной мобилизации.
С момента объявления частичной мобилизации мы написали несколько прекрасных материалов. Давайте коротко вспомним.
В первые выходные после объявления частичной мобилизации у нас вышел репортаж от военкомата в Дзержинске, куда ранним субботним утром приехали мужчины с родственниками. Наш журналист пообщалась с теми, кто стоял в очереди.
Вот несколько реплик.
— Некоторые просто в тупике — либо тюрьма, либо [спецоперация]. Кто-то из-за принципа идет, кто-то военный фанатик, кто-то идет, потому что деваться некуда. Хотите спросить, как жена у меня? Ну жена — тут без комментариев, и так всё понятно.
— Эмоций не было никаких. Просто должен приехать — приехал. Добровольцем бы не пошел, не вижу смысла. Но если Родина позовет, то, конечно, сделаю свое дело.
— Очково по-любому, страшно, а что сделаешь. Я, конечно, готов ехать, потому что у меня много принципов своих. Допустим, наши деды воевали с этими, извиняюсь за выражение, <…>, наша очередь теперь. Да много причин. Я считаю, что если не мы, то кто? Вот и всё. И если мы туда не поедем, то они сюда придут.
— Одна мысль херовая, что не вернешься, не увидишь сына, он без отца вырастет. Но тут готов, не готов — в армии никто не спрашивает. Там нет такого. Просто надо делать. Самому собраться и делать. По-другому просто никак.
Первых мобилизованных из Иркутской области отправили в учебный центр 27 сентября. Наши журналисты съездили на станцию в Гончарово и привезли оттуда рвущий сердце репортаж о том, как тяжело отпустить того, кого любишь.
Одним из мобилизованных оказался депутат думы Ангарска от «Единой России» Денис Ягодзинский. Он уехал в учебный центр вместе с первой группой новобранцев 27 ноября. Он рассказал нам, как прошло время в пути и кто попал в число призывников, а также о том, как устроен быт в учебном центре в Новосибирске.
После объявления частичной мобилизации некоторые из молодых людей, оставив здесь родных и друзей, уехали за границу.
— На кону — либо смерть, либо тяжелая жизнь, — так высказался 31-летний аспирант кафедры философии истфака ИГУ, журналист Руслан Руденок, спешно уехавший в Монголию. На принятие решения и сборы у него ушло всего три часа.
— У меня и моей семьи украли деньги и время, — заметил иркутский предприниматель, который уехал в Таджикистан, чтобы не участвовать в спецоперации. Дома у него осталась жена, двое маленьких детей. Также он оставил в Иркутске свой бизнес.
В начале октября из учебного центра, куда отправили мобилизованных, пришла страшная новость. Там умер 35-летний Александр Колтун из города Братска. Но конкретики никакой нет, так как официальные ведомства не комментируют эту информацию.
Мы поговорили с матерью погибшего, которая рассказала о сыне. По ее словам, он не употреблял алкоголь и не страдал от проблем с сердцем. Она надеется, что следствие разберется в случившемся и найдет истину.
После объявления частичной мобилизации Иркутское УФАС зафиксировало ажиотажный спрос на спальники и обувь. Мы выяснили, что особенно это наблюдалось в военторгах — покупатели сметали с полок всё: от повседневной одежды до зимней экипировки и бронежилетов. А в спортивных магазинах, где можно купить, например, обувь или спальные мешки, оказалось, что спрос увеличился, но ажиотажа не было.
Еще из рекордов.
В нотариальных конторах выросло число обращений по оформлению документов в связи с мобилизацией: доверенностей на управление недвижимостью, банковскими счетами, картами, транспортными средствами, а также завещаний;
с 22 сентября служба ЗАГС начала фиксировать рекордное число браков. Отбывающим на службу эта услуга оказывается вне очереди.
Многие эксперты уверены, что для российского рынка недвижимости в 2022 году было уже две «черные даты»: сначала 24 февраля, а теперь и 21 сентября. Несмотря на то, что этот сектор экономики достаточно инертен и медленно реагирует на изменения, некоторые специалисты уже фиксируют негативные последствия геополитической обстановки.
Мы поговорили с экспертами по недвижимости. Какая ситуация сложилась в Иркутской области сейчас и какие прогнозы можно делать на ближайшую перспективу — читайте в нашем материале.
«Эта [спецоперация] очень подлая, всё делается исподтишка. И нашим ребятам надо знать, к чему готовиться...»
Так начинается наш репортаж из «Музея на свалке» под Иркутском, где уже месяц инструкторы, имеющие боевой опыт в Чечне, Афганистане и Украине, готовят добровольцев к участию в спецоперации.
После начала частичной мобилизации многие люди организовались в небольшие сообщества, которые помогают фронту: шьют и вяжут теплые вещи, закупают медикаменты, помогают делать носилки.
Один их таких «цехов на коленке» открыли в Усть-Орде. Несколько женщин взялись за иголки и ножницы, чтобы помочь фронту. Они шьют для мобилизованных из Иркутской области балаклавы, военные плащи и сидушки. Почему они решили этим заниматься — читайте в нашем репортаже.
Трансляция началась. Прямой эфир проходит на телеканале «Вести-Иркутск». В студии — губернатор Игорь Кобзев и заместитель военкома Александр Лускань.
Тема новая для всех нас, в истории России не было мобилизации. Основная задача возложена на систему военкоматов, которые должны были провести организационную работу, говорит губернатор.