Строительство социальных объектов — это почти всегда непросто. И далеко не все объекты удается завершить в срок. Но одно дело, когда процесс затягивается на пару недель или месяцев, и совершенно другое — когда школы, больницы или детские сады становятся долгостроями. В 2023 году таких объектов было несколько. Давайте вспомним самые крупные и немного погрустим.
- Путепровод на станции Батарейная
- Школа на Багратиона
- Путепровод в Мегете
- Жилой комплекс на улице Котельная в Братске
- Пристрой к школе № 75 в Иркутске
- Школа в деревне Евдокимова в Тулунском районе
- Блок начальных классов в школе № 53 в Иркутске
Путепровод на станции Батарейная
Вероятно, у этого объекта изначально было мало шансов на успех. Контракт на капитальный ремонт путепровода на Батарейной заключили в декабре 2021 года с раскритикованной Русланом Болотовым «Строительно-производственной базой "СоюзСтрой"». Глава Иркутска иронично называл компанию любимым подрядчиком, так как она регулярно срывала сроки ремонта дорог, да и работы выполняла с многочисленными нарушениями и замечаниями.
«СоюзСтрой» Вагана Саргсяна и Армана Захаряна три года назад был одним из основных подрядчиков на ремонте дорог в Иркутске. В 2020 году сумма его контрактов с мэрией превышала 400 миллионов рублей. Сейчас компания находится в процессе банкротства.
Цена контракта на капремонт путепровода изначально составляла 360 миллионов рублей. Все работы должны были завершиться в июне 2023 года.
За месяц до этого срока — в мае 2023-го — готовность объекта составляла всего 11%. Поэтому мэрия Иркутска решила разорвать контракт с подрядчиком, это произошло в июле. Но «СоюзСтрой» решил так просто не сдаваться и обратился в суд, который внезапно встал на его сторону и признал, что подрядчик не смог продолжать ремонт путепровода из-за объективных причин. Поэтому суд не увидел оснований для расторжения контракта между мэрией Иркутска и «СоюзСтроем». Горадминистрация в ноябре 2023 года подала апелляцию.
Также мэрия через торги дважды пыталась найти нового подрядчика на капремонт, но оба раза они были признаны несостоявшимися. После этого терпение жителей Батарейной иссякло, люди стали записывать видеообращения к президенту Владимиру Путину. Одно из них публиковали в Telegram-канале журналиста Ксении Собчак.
Только после этого делегация мэрии Иркутска встретилась с жителями Батарейной, которые пожаловались на то, что из-за разобранного путепровода скорая, пожарная служба и полиция едут намного дольше и не всегда успевают, а таксисты либо отказываются ехать, либо возят по двойному тарифу.
21 декабря мэрия Иркутска заключила контракт с новым подрядчиком — муниципальной «Службой эксплуатации мостов». В течение трех месяцев новый исполнитель будет оформлять документы и получать разрешения на работу в зоне ответственности АО «РЖД», а весной 2024 года начнет демонтировать балки путепровода. Весь строительный сезон следующего года служба будет сносить старые опоры и возводить новые.
Школа на Багратиона
Еще один значимый объект с довольно печальными перспективами — школа на Багратиона, которую уже два года строит компания, связанная с семьей депутатов Красноштановых. Планировалось, что это будет одно из самых крупных образовательных учреждений Иркутска, крупнее только школа на Ярославского. Но когда эта школа будет готова и будет ли вообще — неизвестно.
Строительством школы в Юбилейном занимается компания СПМК-7. По данным сервиса «Контур.Фокус», до апреля 2023 года СПМК-7 руководил Алексей Красноштанов, сейчас эту должность занимает Юлия Тютикова, помощница депутата гордумы Дмитрия Красноштанова. В 2022 году выручка СПМК-7 составила 2,2 миллиарда рублей (чуть меньше, чем в 2021-м), чистая прибыль — 22,2 миллиона (в 2021-м — почти 18 миллионов).
Контракт заключили в 2021 году, когда один из сыновей Алексея Красноштанова Антон Красноштанов был первым заммэра Иркутска, а сейчас является депутатом Госдумы. Начальная цена контракта составляла 1,4 миллиарда рублей, но впоследствии выросла до 1,7 миллиарда.
Изначально стройка должна была завершиться еще в 2022 году, но срок перенесли на год — до декабря 2023-го. В январе этого года представитель компании, депутат ЗС Алексей Красноштанов уверял областные власти, что в 2023-м объект будет закончен, однако в июне компания снова попросила сдвинуть сроки. Красноштанова в августе оштрафовали за срыв сроков почти на 27 миллионов рублей.
По данным на конец октября этого года, готовность школы составляла около 30%. В ноябре стройку вообще заморозили, об этом сообщал руководитель муниципального УКС Иркутска Александр Зыбайло. УКС, который выступает заказчиком стройки, по согласованию с губернатором Игорем Кобзевым направил претензию СПМК-7 с предложением расторгнуть контракт, вернуть неотработанный аванс и оплатить неустойку (по расчетам УКСа, это 330 и 251 миллион рублей соответственно). Компания претензию не приняла, поэтому 28 ноября было подано заявление в Арбитражный суд. Первое заседание по делу назначено на 10 января 2024 года.
Также Зыбайло сообщал, что в случае оперативного расторжения контракта и удачном поиске нового подрядчика школа на Багратиона не будет достроена и в 2024 году. Самый оптимистичный срок — 2025 год. Кроме того, объект придется достраивать на свои деньги — из бюджета города и области.
Путепровод в Мегете
Виадук через железную дорогу в Мегете признали аварийным еще в 2017 году, но жители поселка, разделенного на две части ж/д путями, продолжали им пользоваться. Мэр Ангарска Сергей Петров предложил «инженерное решение», и над аварийным путепроводом надстроили мост поменьше. Через год, в 2018-м, власти стали говорить о строительстве нового моста в другом месте, однако потом эти разговоры сошли на нет. Стало понятно, что нужно ремонтировать имеющийся объект. Техусловия на ремонт получили в 2019 году, осенью того же года приступили к геологическим изысканиям.
Проектно-сметную документацию на капитальный ремонт путепровода смогли подготовить только к середине июня 2020-го — на полгода позже, чем было предусмотрено контрактом. Еще полгода потребовалось на прохождение госэкспертизы. Затем еще полгода готовили заявку на финансирование.
— Подали заявку и рассчитываем, что эту серьезную инфраструктурную задачу мегетской территории решим в ближайшие два года. Это будет современное сооружение максимальной грузоподъемностью до 80 тонн с освещением, пешеходными зонами, — заявлял Сергей Петров в июне 2021 года.
Из этих слов очевидно, что все работы на объекте должны были завершиться в 2023 году.
В середине февраля 2022 года Ангарск получил часть средств на ремонт мегетского виадука в рамках программы «Безопасные и качественные дороги». Общая стоимость работ оценивалась в полмиллиарда рублей. Однако за весь 2022 год мэрии Ангарска так и не удалось найти подрядчика на капремонт. Первый раз конкурсную процедуру провели в марте, а повторно — лишь в августе и только после иска транспортной прокуратуры и решения суда. Причем администрация пыталась его оспорить, но проиграла.
К концу мая 2023 года было проведено семь конкурсных процедур, но все торги признаны несостоявшимися, так как не было подано ни одной заявки. 2 мая 2023 года стало известно, что проектную документацию наконец скорректировали, дополнительное финансирование одобрено, работы должны начаться в этом году. Но в конце мая виадук пришлось окончательно закрыть и разобрать.
Проезд по мегетскому мосту перекрыли 27 мая, а через 2 дня закрыли и альтернативную дорогу через Вересовку, предложив людям объезжать ВСЖД через Иркутск или Ангарск. В руководстве железной дороги тогда заявили, что проезд по этому направлению невозможен, поскольку это и не дорога, а водопропускное сооружение. СК начал доследственную проверку по статье «Халатность» из-за закрытия моста.
Отрезанными от большой земли оказались 1,3 тысячи человек. После закрытия виадука 27 мая люди начали писать комментарии в соцсетях и Telegram-канале губернатора. А уж с момента, как закрыли альтернативный путь через Вересовку, комментарии в Telegram-канале губернатора пошли непрерывным потоком. Люди оказались фактически в изоляции и спрашивали, как им теперь отводить детей в детсад и школу, покупать продукты и лекарства, добираться на работу. В ответ на эти реплики пресс-служба правительства выпустила комментарий министра транспорта Максима Лобанова, который заявил, что удивлен ажиотажем по поводу закрытия путепровода в Мегете, подчеркнул, что пешая доступность обеспечена, а объехать можно через Ангарск или Иркутск.
Высказывания министра вызвали еще одну волну возмущения: только за первые несколько часов публикация с комментарием Лобанова набрала больше 30 откликов, в которых люди не скрывали сарказма и приглашали министра самого пожить с ними и походить 6 километров пешком до перехода через ж/д пути. Мы показывали, как выглядят пешеходный виадук в районе вокзала и подходы к нему: после дождя там огромные и глубокие лужи, грязь, а на сам виадук ведет крутая лестница. После этого Игорь Кобзев провел совещание с чиновниками Ангарска и правительства Иркутской области и компромисс с «РЖД» был найден: мегетчанам разрешили объезд через Вересовку, чтобы не делать крюк через Иркутск или Ангарск.
Подрядчика на ремонт виадука в Мегете нашли лишь в конце июня. Ремонт будет выполнять АО «Дорожник», которое ремонтировало путепровод на Джамбула в Иркутске. В этом материале мы рассказывали подробности. Срок завершения всех работ на мегетском мосту — декабрь 2024 года. К работам подрядчик обещал приступить в первой декаде сентября. Также требовалось откорректировать проектную документацию, поскольку с момента ее разработки она стала неактуальной из-за разрушившегося моста.
Из данных системы «Контур.Фокус» следует, что АО «Дорожник» образовано 11 января 1999 года в Слюдянке. Основной вид деятельности — строительство автомобильных дорог и автомагистралей. 100-процентным учредителем до 2021 года была Наталья Калашникова. После 2021 года сведений об учредителях акционерного общества в открытых источниках нет. По итогам 2022 года выручка компании составила 1,2 миллиарда рублей. Данных о чистой прибыли в системе нет.
Жилой комплекс на улице Котельная в Братске
Строительство жилого комплекса на улице Котельная для переселения из ветхого жилья идет с 2018 года по нацпроекту «Жилье и городская среда». Квартиры в нём должна была получить 161 семья, но люди до сих пор ждут. Стройку на некоторое время замораживали, а в 2020-м возобновили, когда стало известно, что Братск включен в новый этап программы переселения. Непосредственно стройка продолжилась в середине 2021 года — после того, как муниципалитет в судебном порядке оформил право собственности на эти дома.
Контракт на строительство жилых домов на Котельной заключили с компанией «Основание». Сначала цена контракта составляла 171 миллион рублей, работы должны были завершиться до 1 декабря 2022 года, но этого не произошло. Более того, в декабре прошлого года с подрядчиком заключили допсоглашение, после чего сумма контракта выросла до 342 миллионов рублей. Сроки сдвинули на год.
В январе 2023 года мэр Братска Сергей Серебренников оправдывался за недострой и говорил, что у этого есть объективные причины. «Значительно возросла стоимость строительных материалов, поменялась логистика поставок, есть дефицит рабочих рук», — говорил градоначальник. А еще добавлял следующее: «В ближайшее время эти дома, вне всякого сомнения, будут достроены». Минстрой позднее обещал, что дома на Котельной достроят в марте 2023-го.
Стройкой на Котельной также заинтересовался Следственный комитет, так как общественники, проинспектировав строительную площадку, заметили множество нарушений в части качества работ.
В сентябре 2023 года во время визита губернатора Иркутской области Игоря Кобзева в Братск власти уже встречались с представителями подрядчика. Они пообещали, что стройка завершится до конца года, на что глава региона лаконично заметил: «Блеф». В конце ноября стало известно, что мэр Братска Сергей Серебренников намерен обратиться в СК, так как полагает, что подрядчик «саботирует стройку».
Недавно стало известно, что прокуратура Братска выиграла суд и теперь подрядчик обязан достроить объект по решению суда.
Фирма «Основание» зарегистрирована в Иркутске в 2011 году и принадлежит Александру Якубову. По данным системы «Контур.Фокус», в 2022 году она выиграла закупки на ремонт соцучреждений в разных муниципалитетах Иркутской области, в том числе в Братском районе, Усть-Куте, Казачинско-Ленском и Шелеховском районах. По итогам 2022 года выручка «Основания» выросла почти на 200% и составила 286,5 миллиона рублей. При этом чистая прибыль — всего 511 тысяч рублей.
В 2023 году «Основание» получило подряды на капитальный ремонт нескольких социальных объектов в Нижнеилимском, Казачинско-Ленском и Чунском районах на общую сумму почти 100 миллионов рублей. Кроме того, летом 2023-го с «Основанием» заключили контракт на строительство Дома культуры в Осинском районе за 115 миллионов рублей.
По данным газеты «Областная», в 2019 году у компании были проблемы со строительством трех ФАПов в Эхирит-Булагатском и Баяндаевском районах. Министр строительства Светлана Свиркина тогда обещала наказать «Основание» за срыв сроков.
Пристрой к школе № 75 в Иркутске
Еще одна история, которая тянется уже больше 2 лет, — возведение пристроя на 200 учеников к школе № 75 в микрорайоне Энергетиков. Контракт на эти работы заключили в 2021 году, стоимость составляла почти 300 миллионов рублей. Подрядчиком на строительстве школы выступало АО «Сибирьпромгрупп» (бывшее АО «Военно-строительная компания»), которая ранее также строила суворовское училище в Иркутске.
По данным системы проверки контрагентов «Контур.Фокус», фирма зарегистрирована в 2020 году в Красноярском крае. С 2021 года у нее сменился уже третий директор, причем последний раз — в мае. Компания не участвовала в госзакупках позднее 2021 года. С 2021-го по 2022-й ее выручка снизилась почти в 2 раза — до 1,8 миллиарда рублей, аналогичная динамика по чистой прибыли, которая в прошлом году составила 3,8 миллиона рублей.
Стройка с самого начала шла не очень-то стремительно, но, по крайней мере, шла. В октябре 2022 года мэрия Иркутска сообщала, что выполнены работы по бетонированию основания здания, в мае 2023-го — что каркас здания сделают к концу июля, а полностью работы завершатся в декабре 2023-го. Пристрой школы строили в соответствии с поручением президента России Владимира Путина.
Кроме того, в мае сообщалось, что с подрядчиком решены все технические и финансовые вопросы. Но буквально через месяц руководитель муниципального управления капстроительства Александра Зыбайло сообщил, что «Сибирьпромгрупп» не сможет достроить объект, так как у подрядчика не хватает оборотных средств. Он попросил еще один аванс, но не отчитался за то, куда потратили уже выплаченные им 63 миллиона рублей: документами подтвердили работы лишь на 20 миллионов рублей. Также стало известно, что фирма банкротится, а стройка остановилась в конце июня.
22 декабря мэрия Иркутска сообщила, что возводить пристрой будет АО «УКС Иркутска». Также стал известен новый срок окончания работ — ноябрь 2024 года.
Школа в деревне Евдокимова в Тулунском районе
Из-за разрушительного паводка, который обрушился на Иркутскую область в 2019 году, пострадали не только дома, но и многие социальные объекты в Тулунском и Нижнеудинском районах. Каким-то из них потребовался капитальный ремонт, а вот другие пришлось строить заново. Среди таких объектов — школа-сад в деревне Евдокимова в Тулунском районе.
Контракт на строительство школы-сада на 128 мест в Евдокимова заключили еще в декабре 2020 года с «Дорожной службой Иркутской области» на сумму почти полмиллиарда рублей. Работы должны были завершиться к 28 марта 2022 года, однако они не окончены даже к концу 2023-го. Объект, кстати, передали на субподряд красноярской компании «Сибирьпромгрупп», которая не смогла достроить в этом году еще один объект — пристрой к школе № 75 в иркутском микрорайоне Энергетик.
По данным системы проверки контрагентов «Контур.Фокус», фирма зарегистрирована в 2020 году в Красноярском крае. С 2021 года у нее сменился уже третий директор, причем последний раз — в мае. Компания не участвовала в госзакупках позднее 2021 года. С 2021-го по 2022-й ее выручка снизилась почти в 2 раза — до 1,8 миллиарда рублей, аналогичная динамика по чистой прибыли, которая в прошлом году составила 3,8 миллиона рублей.
В июле прошлого года губернатор Иркутской области Игорь Кобзев сообщал в своем Telegram-канале, что основная часть работ позади. Осталась внутренняя отделка и благоустройство территории. Спустя еще три месяца глава региона говорил о 70-процентной готовности школы, а в мае 2023 года снова упомянул о ней, утверждая, что благоустройство территории начнется в начале июня.
Как рассказывал заместитель генерального директора по производству «Дорожной службы Иркутской области» Анатолий Сарапулов, строительство школы-сада в Евдокимова остановили в августе 2023 года: «Сибирьпромгрупп» начала банкротиться и вывезла с объекта людей. Кроме того, была еще причина остановки работ — необходимость корректировать проект.
В конце октября сообщалось, что ДСИО заключила новый контракт с другим подрядчиком — ООО «ФТСК» (Финансовая торгово-строительная компания), и почти сразу же ее сотрудники возобновили строительство. Планировалось, что все работы завершатся к концу 2023 года, однако об их окончании до сих пор не сообщалось.
По данным «Контур.Фокуса», «ФТСК» была создана в марте 2023 года в Иркутске, ее владельцем является Николай Торокин. Других компаний за ним не числится.
Блок начальных классов в школе № 53 в Иркутске
Еще одна проблемная школа, к которой также имеет отношение фирма депутатов Красноштановых, — школа № 53 в Ново-Ленино. Точнее, новый блок для начальных классов на 500 учеников, который планировали построить к 28 декабря 2023 года. Контракт на строительство этого объекта в 2021 году заключили с компанией СПМК-7, которая уже больше 2,5 года строит школу на Багратиона и не очень-то в этом преуспела. Стоимость строительства образовательного учреждения в Ново-Ленино — 692,2 миллиона рублей.
Чуть больше, чем за месяц до сдачи здания начальных классов в эксплуатацию, готовность здания составляла около 60%. Об этом на комиссии по архитектуре в думе Иркутска 24 ноября рассказывал глава муниципального УКС Александр Зыбайло. К концу ноября в первых двух блоках шла отделка, четвертый блок был готов на 65%, а в третьем был не закрыт контур. Срыв сроков связали с нехваткой рабочей силы.
— Для исполнения контрактных обязательств подрядчику были созданы все условия. Объективных причин для неисполнения контрактных обязательств в срок не имеется, — сказал Зыбайло, уточнив, что и подрядчик признавал, что никаких объективных препятствий нет, а также заявлял, что школа будет готова к 28 декабря.
В конце октября прокуратура Ленинского округа вынесла застройщику представление о недопустимости нарушения сроков строительства школы, которое ведется по нацпроекту «Образование». Как уточняли тогда в мэрии, СПМК-7 перед этим попросила продлить срок контракта на полгода, но ей отказали. Представитель фирмы в разговоре с журналистом «ИрСити» заметила, что удивлена этой информацией, и заверила, что стройка идет по графику.
На сайте мэрии 22 декабря сообщалось, что сейчас степень готовности пристроя к школе № 53 составляет менее 70%. Заммэра, председатель комитета по градостроительной политике администрации Иркутска Евгений Харитонов отмечал: «Финансирование обеспечено в полном объеме, однако подрядчик затягивает реализацию проекта».
СПМК-7 принадлежит семье депутатов Красноштановых: старший из них, Алексей Николаевич, занимает кресло в Заксобрании Иркутской области, один из его сыновей, Антон Алексеевич, — депутат Госдумы, второй, Дмитрий Алексеевич, — городской думы Иркутска. Дмитрий Красноштанов входит в число учредителей СПМК-7, а его помощница Юлия Тютикова с апреля этого года руководит компанией (до этого главой компании был Алексей Красноштанов).