Мы часто читаем в новостях Иркутска и области о том, что тот или иной социальный объект построили и торжественно открыли в присутствии первых лиц с радостными улыбками и громкими помпезными речами. Но есть у нас и объекты, про которые власть говорит неохотно, — долгострои. Вспоминаем самые заметные соцобъекты, которые должны были сдать в 2024 году, но что-то пошло не так.
- Путепровод на станции Батарейной
- Школа на Багратиона
- Путепровод в Мегете
- Новый терминал иркутского аэропорта
- Школа в Байкальске
Путепровод на станции Батарейной
Контракт на капитальный ремонт путепровода на Батарейной заключили в декабре 2021 года с раскритикованной Русланом Болотовым «Строительно-производственной базой „СоюзСтрой“». Глава Иркутска иронично называл компанию любимым подрядчиком, так как она регулярно срывала сроки ремонта дорог, да и работы выполняла с многочисленными нарушениями и замечаниями.
«СоюзСтрой» Вагана Саргсяна три года назад был одним из основных подрядчиков на ремонте дорог в Иркутске. В 2020 году сумма его контрактов с мэрией превышала 400 миллионов рублей. Сейчас компания находится в процессе банкротства.
Цена контракта на капремонт путепровода изначально составляла 360 миллионов рублей. Все работы должны были завершиться в июне 2023 года.
За месяц до этого срока — в мае 2023-го — готовность объекта составляла всего 11%. Поэтому мэрия Иркутска решила разорвать контракт с подрядчиком, это произошло в июле. Но «СоюзСтрой» решил так просто не сдаваться и обратился в суд, который внезапно встал на его сторону и признал, что подрядчик не смог продолжать ремонт путепровода из-за объективных причин. Поэтому суд не увидел оснований для расторжения контракта между мэрией Иркутска и «СоюзСтроем». Горадминистрация в ноябре 2023 года подала апелляцию.
Также мэрия через торги дважды пыталась найти нового подрядчика на капремонт, но оба раза они были признаны несостоявшимися. После этого терпение жителей Батарейной иссякло, люди стали записывать видеообращения к президенту Владимиру Путину. Одно из них публиковали в Telegram-канале журналиста Ксении Собчак.
Только после этого делегация мэрии Иркутска встретилась с жителями Батарейной, которые пожаловались на то, что из-за разобранного путепровода скорая, пожарная служба и полиция едут намного дольше и не всегда успевают, а таксисты либо отказываются ехать, либо возят по двойному тарифу.
21 декабря 2023 года мэрия Иркутска заключила контракт с новым подрядчиком — муниципальной Службой эксплуатации мостов. Закупка материалов для строительства, подготовка строительной площадки и согласование технологических окон с РЖД продолжалось три месяца, а к работам приступили 1 апреля.
МУП «Служба эксплуатации мостов» работает в Иркутске с 1994 года и регулярно выигрывает госконтракты на содержание подобных сооружений как специализированная организация. С 2022 года ее возглавляет Андрей Пономарев. В 2023 году предприятие показало выручку 290 миллионов рублей, что в полтора раза больше, чем годом ранее, но закончило год с чистым убытком в 14,8 миллиона рублей.
К демонтажу старых опор подрядчик приступил в конце мая. Эти работы осложнялись тем, что проводить их можно только в короткие периоды, согласованные РЖД, — раз в неделю, а летом — дважды в неделю. За лето Служба эксплуатации мостов снесла несколько старых опор, отремонтировала остальные и начала устанавливать новые.
В июне следователи возбудили уголовное дело о мошенничестве при капитальном ремонте путепровода. Они считают, что «СоюзСтрой» не выполнил полный объем работ. При этом были допущены дефекты, которые влияют на безопасность пешеходов и дорожного движения, на долговечность и грузоподъемность сооружения. Этим подрядчик нанес бюджету ущерб на сумму более 48 миллионов рублей.
В начале декабря руководителя «СоюзСтроя» Вагана Саргсяна арестовали. Правда, по другому уголовному делу — о мошенничестве на сумму 30 миллионов рублей при ремонте дороги в Балаганске. При обыске дома и на работе фигурантов, в частности в особняке Саргсяна, изъяли четверть миллиона рублей и иностранную валюту, два дорогостоящих внедорожника — «Лексус» и «Шевроле», багги, а также асфальтоукладчик стоимостью более 30 миллионов рублей, принадлежащий фирме.
К концу августа строительная готовность путепровода составляла 30%, а концу года — почти 50%. Продолжение ремонта путепровода на Батарейной внесли в план работ по нацпроекту «Безопасные качественные дороги» на 2025 год.
Школа на Багратиона
Совсем не сдвинулась с места другая важная стройка — школа на Багратиона, которую два года строила компания «СПМК-7», связанная с семьей депутатов Красноштановых. Планировалось, что это будет одно из самых крупных образовательных учреждений Иркутска, крупнее только школа на Ярославского. Но когда эта школа будет готова и будет ли вообще — неизвестно.
По данным сервиса «Контур.Фокус», до апреля 2023 года СПМК-7 руководил Алексей Красноштанов, сейчас эту должность занимает Юлия Тютикова, раньше она работала помощницей экс-депутата гордумы Дмитрия Красноштанова. В 2023 году выручка СПМК-7 составила 2,2 миллиарда рублей (на 3% меньше, чем в 2022-м), чистая прибыль — 20 миллионов (в 2021-м — 22,2 миллиона).
В марте 2024 года в Октябрьский районный суд поступило дело о злоупотреблении полномочиями при строительстве школы на Багратиона в отношении Юлии Тютиковой. По версии следствия, Тютикова, исходя из ложно понятых финансово-хозяйственных интересов СПМК-7, дала начальнику участка устное указание о прекращении работ и выводе со строительной площадки рабочих и спецтехники. Количество сил и средств подрядчика, фактически оставшееся на объекте, не позволяло строить школу в тех объемах, которые были предусмотрены контрактом.
Контракт заключили в 2021 году, когда один из сыновей Алексея Красноштанова, Антон, был первым заммэра Иркутска. Сейчас он является депутатом Госдумы. Начальная цена контракта составляла 1,4 миллиарда рублей, но впоследствии выросла до 1,7 миллиарда.
Изначально стройка должна была завершиться еще в 2022 году, но срок перенесли на год — до декабря 2023-го. В январе того же года представитель компании, депутат ЗС Алексей Красноштанов уверял областные власти, что в 2023-м объект будет закончен, однако в июне компания снова попросила сдвинуть сроки. Красноштанова в августе оштрафовали за срыв сроков почти на 27 миллионов рублей.
Стройку заморозили в ноябре 2023 года, готовность школы тогда составляла около 30%. УКС, который выступает заказчиком стройки, по согласованию с губернатором Игорем Кобзевым направил претензию СПМК-7 с предложением расторгнуть контракт, вернуть неотработанный аванс и оплатить неустойку (по расчетам УКСа, это 330 и 251 миллион рублей соответственно). Компания отказалась удовлетворить требования, в связи с чем УКС подал заявление в Арбитражный суд Иркутской области о расторжении контракта.
СПМК-7 также обратилась в суд, чтобы признать незаконным раскрытие банковской гарантии на сумму 340,3 миллиона рублей, которые заказчик — УКС — взыскал за срыв сроков строительства школы. В феврале Арбитражный суд Иркутской области отказал в удовлетворении требований СПМК-7. В настоящий момент дело рассматривает суд кассационной инстанции.
Несмотря на то что строительство объекта не завершено, СПМК-7 в судебном порядке пытается увеличить стоимость выполнения работ на 500 миллионов рублей. Сейчас по этому делу проводят судебно-технические экспертизы.
Также Зыбайло сообщал, что в случае оперативного расторжения контракта и удачном поиске нового подрядчика школа на Багратиона не будет достроена и в 2024 году. Самый оптимистичный срок — 2025 год. Кроме того, объект придется достраивать на свои деньги — из бюджета города и области.
Путепровод в Мегете
Виадук через железную дорогу в Мегете признали аварийным еще в 2017 году, но жители поселка, разделенного на две части ж/д путями, продолжали им пользоваться. Мэр Ангарска Сергей Петров предложил «инженерное решение», и над аварийным путепроводом надстроили мост поменьше. Через год, в 2018-м, власти стали говорить о строительстве нового моста в другом месте, однако потом эти разговоры сошли на нет. Стало понятно, что нужно ремонтировать старый виадук. Техусловия на ремонт получили в 2019 году, осенью того же года приступили к геологическим изысканиям.
Проектно-сметную документацию на капитальный ремонт путепровода смогли подготовить только к середине июня 2020-го — на полгода позже, чем было предусмотрено контрактом. Еще полгода потребовалось на прохождение госэкспертизы. Затем еще полгода готовили заявку на финансирование.
— Подали заявку и рассчитываем, что эту серьезную инфраструктурную задачу мегетской территории решим в ближайшие два года. Это будет современное сооружение максимальной грузоподъемностью до 80 тонн с освещением, пешеходными зонами, — заявлял Сергей Петров в июне 2021 года.
В середине февраля 2022 года Ангарск получил часть средств на ремонт мегетского виадука по программе «Безопасные качественные дороги». Общая стоимость работ оценивалась в полмиллиарда рублей. Однако за весь 2022 год мэрии Ангарска так и не удалось найти подрядчика на капремонт. Первый раз конкурсную процедуру провели в марте, а повторно — лишь в августе и только после иска транспортной прокуратуры и решения суда. Причем администрация пыталась его оспорить, но проиграла.
К концу апреля 2023 года было проведено семь конкурсов, но все торги были признаны несостоявшимися, так как не было подано ни одной заявки. 2 мая 2023 года стало известно, что проектную документацию наконец скорректировали, дополнительное финансирование одобрено, работы должны были начаться в том же году. Но виадук пришлось окончательно закрыть и разобрать.
Проезд по мегетскому мосту перекрыли 27 мая 2023 года, а через 2 дня закрыли и альтернативную дорогу через Вересовку, предложив людям объезжать ВСЖД через Иркутск или Ангарск. В руководстве железной дороги тогда заявили, что проезд по этому направлению невозможен, поскольку это и не дорога, а водопропускное сооружение. СК начал доследственную проверку по статье «Халатность» из-за закрытия моста.
Отрезанными от большой земли оказались 1,3 тысячи человек. После закрытия виадука 27 мая люди начали писать комментарии в соцсетях и Telegram-канале губернатора. А уж с момента, как закрыли альтернативный путь через Вересовку, комментарии в Telegram-канале губернатора пошли непрерывным потоком. Люди оказались фактически в изоляции и спрашивали, как им теперь отводить детей в детсад и школу, покупать продукты и лекарства, добираться на работу. В ответ на эти реплики пресс-служба правительства выпустила комментарий министра транспорта Максима Лобанова, который заявил, что удивлен ажиотажем по поводу закрытия путепровода в Мегете, подчеркнул, что пешая доступность обеспечена, а объехать можно через Ангарск или Иркутск.
Высказывания министра вызвали еще одну волну возмущения: только за первые несколько часов публикация с комментарием Лобанова набрала больше 30 откликов, в которых люди не скрывали сарказма и приглашали министра самого пожить с ними и походить 6 километров пешком до перехода через ж/д пути. Мы показывали, как выглядят пешеходный виадук в районе вокзала и подходы к нему: после дождя там огромные и глубокие лужи, грязь, а на сам виадук ведет крутая лестница. После этого Игорь Кобзев провел совещание с чиновниками Ангарска и правительства Иркутской области и компромисс с РЖД был найден: мегетчанам разрешили объезд через Вересовку, чтобы не делать крюк через Иркутск или Ангарск.
Подрядчика на ремонт виадука в Мегете нашли лишь в конце июня 2023 года. Ремонт будет выполнять АО «Дорожник», которое ремонтировало путепровод на Джамбула в Иркутске. В этом материале мы рассказывали подробности. Срок завершения всех работ на мегетском мосту — декабрь 2024 года. К работам подрядчик обещал приступить в первой декаде сентября. К работам «Дорожник» приступил в конце сентября 2023 года, а мэр Ангарска Сергей Петров назвал объект «очень сложным».
Из данных системы «Контур.Фокус» следует, что АО «Дорожник» образовано 11 января 1999 года в Слюдянке. Основной вид деятельности — строительство автомобильных дорог и автомагистралей. 100-процентным учредителем до 2021 года была Наталья Калашникова. После 2021 года сведений об учредителях акционерного общества в открытых источниках нет. По итогам 2023 года выручка компании составила 1,2 миллиарда рублей. Данных о чистой прибыли в системе нет.
В 2024 году потребовалось скорректировать проектную документацию, поскольку с момента ее разработки она стала неактуальной из-за разрушившегося моста. Инженерные изыскания актуализировала компания «ГидроМетГруп», а фирма «ПроМост» скорректировала проект и смету. Положительное заключение было получено в марте. После всех экспертиз стоимость выросла на 60%, а срок окончания работ сдвинулся на сентябрь 2025 года.
Новый терминал иркутского аэропорта
Еще летом 2022 года топ-менеджеры иркутского аэропорта анонсировали расширение терминала внутренних воздушных линий. Упор делался на него из-за изменения структуры пассажиропотока после коронавируса и начала спецоперации. Старый терминал уже не справлялся с потоком пассажиров, поэтому для увеличения пропускной способности решили сделать пристрой, в котором бы разместили зону прилета и багажное отделение. Правда, тогда стоимость некапитального пристроя оценивалась в сумму более 1 миллиарда рублей. Судя по всему, позже нашли решение, как сэкономить.
И в октябре 2023-го на торгах выбрали подрядчика — иркутскую компанию «БайкалСтройКомплекс». Стоимость работ оценили в 585 миллионов рублей, а срок возведения — 30 сентября 2024 года.
Новый терминал — это модульное здание сборно-разборного типа. Его активно возводили в течение года. Но недавно стало известно о том, что создание временного терминала стало объектом судебных разбирательств.
Оказалось, что еще в июле Байкало-Ангарская транспортная прокуратура внесла представление в адрес акционерного общества «Международный аэропорт Иркутск», а в конце августа и вовсе подала в суд. По мнению ведомства, спорный павильон имеет признаки капитального объекта, при этом проект не получал заключения эксперта, отсутствуют результаты инженерных изысканий и разрешение на строительство объекта. Кроме того, прокуратура считает, что терминал возводится с отступлением от техзадания.
Это представление иркутский аэропорт стал оспаривать в арбитражном суде. После этого прокуратура подала два иска о привлечении авиапредприятия к административной ответственности за нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию.
Поскольку все три иска связаны между собой, прокуратура подала ходатайство об обеспечительных мерах — она попросила запретить ввод в эксплуатацию терминала до разрешения всех судебных споров. Это арбитраж и сделал.
25 ноября — за день до очередного заседания арбитражного суда — губернатор Игорь Кобзев показал новый терминал полномочному представителю президента России в Сибирском федеральном округе Анатолию Серышеву.
— Площадь нового терминала — 2,6 тысячи квадратных метров, в нем предусмотрены зоны прилета и выдачи багажа, ожидания для трансферных пассажиров. Действующий терминал внутренних линий будет работать только на вылет, там установят дополнительные стойки регистрации, условия для пассажиров станут более комфортными, — написал глава региона.
На суде 27 ноября арбитражный суд отменил запрет на ввод здания нового терминала аэропорта Иркутска и признал претензии транспортной прокуратуры недействительными. Эксперт иркутской лаборатории судебной экспертизы Минюста пояснил, что здание терминала не капитальное.
В пресс-службе транспортной прокуратуры «ИрСити» сообщили, что подали апелляционную жалобу на это решение. Заявление зарегистрировано в картотеке суда. Это значит, сроки открытия нового терминала переносятся на неопределенный срок.
Школа в Байкальске
Строительство школы на 725 мест началось в 2019 году по программе «Развитие образования» на 2019–2025 годы. Все работы по контракту на 980 миллионов рублей, который заключили с компанией «Домострой Профи», должны были завершиться к 31 декабря 2021 года, затем сроки сдвинули до 16 декабря 2022 года. Но в итоге работы вообще остановились, подрядчик выполнил объект лишь наполовину.
По делу о превышении полномочий при строительстве школы в Слюдянке в начале февраля 2023 года задержали вице-мэра Слюдянского района Юрия Азорина. По сведениям правоохранителей, по документам подрядчик выполнил электромонтажные работы, а также работы по устройству полов, кровли, кирпичных перегородок в строящемся здании, которые приняты и оплачены заказчиком. Азорин, подозреваемый в превышении полномочий, «в нарушение законодательства и условий контракта принял у подрядчика часть работ в полном объеме, которые фактически не были выполнены». Он подписал необходимые документы, на основании которых подрядчику заплатили около 53 миллионов рублей.
Также фигурантом уголовного дела о срыве сроков строительства стал директор «Домострой Профи» Евгений Иванов. В мае Слюдянский районный суд приговорил его к 3 годам и 4 месяцам условно за мошенничество.
«Домострой Профи» был создан в декабре 2009 года. Его учредителем, по данным сервиса по проверке контрагентов «Контур.Фокус», с декабря 2016 года является Евгений Иванов, который с 2014-го также занимает в компании пост генерального директора. В апреле 2023 года арбитражный суд признал застройщика банкротом.
В сентябре 2023 года власти Приангарья нашли нового подрядчика, который должен достроить многострадальную школу в Слюдянке. Контракт заключили с иркутской фирмой «С-Групп». Перед этим суд признал бездействие администрации Слюдянки незаконным и обязал завершить строительство.
По данным сервиса «Контур.Фокус», компания «С-Групп» образована в 2016 году, основной вид деятельности — строительство жилых и нежилых зданий. Сначала она была зарегистрирована в Новосибирске, но в 2022-м перерегистрировалась в Иркутске. Директором и учредителем является Ольга Большешапова, она также зарегистрирована как ИП и управляет недвижимостью. В 2023 году компания на треть увеличила свою выручку и заработала 104,4 миллиона рублей, закончив год с чистой прибылью в 575 тысяч рублей.
В 2023 году «С-Групп» проводила ремонт мостов в Усольском и Заларинском районах на общую сумму 170 миллионов рублей, ремонт двух дорог в Заларях за 54 миллиона рублей, культурно-досугового центра «Орфей» в Рудногорске за 73,9 миллиона, а также два контракта на строительство жилых домов для переселения граждан из аварийных зданий в Байкальске на общую сумму 732 миллиона рублей. В 2024 году компания отметилась контрактами на ремонт двух улиц в поселке Усть-Уда на общую сумму 16,9 миллиона рублей.
Весной 2024 года следком возбудил еще одно уголовное дело о превышении должностных полномочий из-за строительства этого объекта. Фигурантами стали сотрудники районной администрации, чьи имена так и не назвали. Следствие считает, что в 2019 году эти чиновники подписали акты о принятии работ по контракту не выполненных на самом деле работ. Ущерб бюджету составил более 2,4 миллиона рублей.
В сентябре объект посетил губернатор Игорь Кобзев. На тот момент была закрыта кровля для обеспечения сохранности здания и стояла задача закрыть временный контур и сохранить тепло. Это нужно было, чтобы зимой проводить внутренние работы. На площадке представители подрядной организации сообщили, что ежедневно на стройке работает порядка 20 человек.
Школу должны были достроить до конца 2024 года, но и тут возникли сложности. Главный инженер «С-Групп» Сергей Большешапов рассказал губернатору, что после заключения контракты специалисты поняли: указанный в документах объем работ не соответствует реальному. Они выявили все недостатки проекта и предложили решения для них.
Губернатор тогда заявил, что ответственность за завершение объекта несет мэр Слюдянского района Алексей Шульц и «С-Групп» и поручил Министерству строительства региона и ГАУ «Экспертиза строительства Иркутской области» помочь им со всеми сложностями, которые возникнут при строительстве.
— Деньги на достройку будут выделены. Школу нужно открыть в 2026 году, — заявил губернатор.
Вопрос о строительстве школы в Слюдянке подняли и во время прямой линии Игоря Кобзев в декабре. Его переадресовали мэру района Алексею Шульцу, который рассказал, что администрация актуализирует сметную стоимость строительства, после чего будет определен подрядчик на завершение работ, и добавил, что заинтересованные подрядчики есть и школу завершат в 2027 году.
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.